Целую, Тося. Ради жизни. Глава 21

Богатова Татьяна
http://www.proza.ru/2017/10/03/533

Известие о будущем ребёнке настолько взволновало Равиля, что ночью, в отличие от счастливо прикорнувшей на его плече жены, он не мог уснуть почти до самого раннего утра. Вернувшись после разговора с Тосей к радостным воспоминаниям о начале знакомства с ней, затем Равиль с горечью принялся перебирать в памяти моменты своих особых переживаний во время безуспешных поисков возлюбленной. А потом на ум пришёл состоявшийся накануне отъезда из Набережных Челнов долгий, полный откровенности, разговор с отцом.

В отличие от большинства родных, воодушевлённых успешно состоявшейся пересадкой костного мозга и перспективой выздоровления Дениса, Карим по-прежнему оставался удручённым. Прежде чем Равиль попытался выяснить у отца причины его подавленности, Карим первым затеял разговор с сыном, после того как остался с ним вдвоём в кухне. Давным-давно уложившая малышей Тоня вскоре сама уснула вслед за ними. Асия, измученная долгими бессонными ночами, полными переживаний за внука, словно получив передышку, забылась крепким сном. И даже находившаяся на пороге девяностолетия бабушка Марьям, обычно не старавшаяся бороться с присущей пожилым людям бессонницей, на сей раз тоже заснула довольно рано. Только мужчины засиделись глубоко за полночь.

- Равиль, - начал отец, - давно хотел попросить у тебя прощения.
- За что, этием (папочка)? - удивился Равиль, ошибочно полагая, будто речь пойдёт о тайне рождения Дениса, которую Карим узнал гораздо раньше сына.
- За то, что не поддержал тебя, не помог, когда ты пытался найти Тосю.
- Папа, тебе не за что просить прощения, - уверенно ответил Равиль. - Я никогда не держал на тебя зла. Ты поступил так, как считал нужным. Единственное, о чём я сожалел на протяжении этих долгих лет пока искал Тосю, что мне пришлось находиться вдали от семьи. От тебя, мамы, бабушки, сестёр. Ты же знаешь, что я всегда был очень привязан ко всем вам. И очень вас люблю.
- Знаю, сынок, - кивнул растроганный Карим. - И в этом я тоже чувствую свою вину, прежде всего, перед твоей мамой, надолго разлучив её с тобой. Я пропускал мимо ушей её просьбы, когда она упрашивала меня помочь тебе. Считал, что твоё упрямство в поисках девушки лучше всего поспособствует становлению мужского характера.
- Не предполагал, что мама так сильно переживала.
- Ася - сильная женщина, - горько отозвался отец. - Она умела скрывать свои чувства.
- Мама так радовалась моим приездам, - взволнованно сказал Равиль. - Но она ни разу не попросила, чтобы я оставил поиски и вернулся домой. Наоборот, вместе с бабушкой, всегда меня подбадривала.
- А у своей матери мне никогда не вымолить прощения, - печально продолжил Карим. - Я ведь долго не мог поверить в её сон-предсказание о том, что тебе суждено полюбить девушку из Липовска. Более того, втихомолку насмехался над ним, считая глупым женским суеверием. Мне становится стыдно за себя, как только подумаю об этом. Поражаюсь, как при моём противостоянии у твоей бабушки хватало сил поддерживать тебя и свою дорогую невестку, которая убивалась всякий раз, проводив тебя из дому.
- Пап, раз уж об этом зашёл разговор, можешь объяснить, почему ты так категорично был против моих поисков Тоси? Неужели, ради моей самостоятельности?
- Конечно, нет, - покачал головой Карим. - Хотя какое-то время я считал, будто поступаю совершенно правильно. Сначала, когда ты принялся подрабатывать в университете, где учился. А после того как узнал о твоих успехах в кабельном бизнесе, то ещё больше уверился в своей правоте. Но причина, по которой я не стал тебе помогать, в другом.
Карим немного помолчал, словно собираясь с мыслями. Внимательно поглядывающий на него Равиль терпеливо ожидал, не поторапливая отца.
- Когда я узнал, что ты собираешься вернуться из лагеря с невестой, моему возмущению не было предела. Рассердился на мать. Попытался обвинить её в том, что она рассказала тебе о своём сне. Да ещё придавая ему судьбоносное значение. Но бабушка Марьям быстро поставила меня на место, заявив, что ничего тебе не говорила. Потом напомнила о нашем семнадцатилетнем возрасте с твоей мамой, когда мы полюбили друг друга.
- И даже после этого ты не смог поверить?! - пылко воскликнул Равиль.
- Не поверил, но почти смирился. Успокоил обеих женщин, насевших на меня с двух сторон, что позволю тебе привезти девушку. Бабушка так и сказала: "Пусть приезжают вместе, здесь разберёмся". И я согласился. Но вовсе не из-за того, что поверил. Просто побоялся, что в противном случае, вместо Челнов ты уедешь из лагеря прямиком в Липовск.
- А что же произошло потом? Почему твоё мнение поменялось?
- Как что? - удивился Карим. - Ты ведь приехал один. И мало того, девушка даже не оставила тебе своего адреса. Я не допускал, будто это случилось ввиду стечения неудачных обстоятельств. Был убеждён, что девушка воспользовалась ситуацией, чтобы бесследно исчезнуть. Попросту говоря, кинула. И я захотел во что бы то ни стало уберечь тебя от неразделённого чувства. Да, мы с твоей мамой действительно были очень молоды, когда создавали семью. Но наша любовь оказалась взаимной. А я считал, что твоя девушка не любит тебя также как ты её. Полагал, что ты достоин лучшей судьбы. Вот поэтому изо всех сил противился поискам Тоси. Думал, что через какое-то время ты забудешь её, полюбишь другую или, - едва заметно улыбнулся мужчина, - женишься на Адиле.
- Теперь понятно, - выдохнул Равиль.
- Вот за это, сынок, я и прошу у тебя прощения, - твёрдо произнёс отец. - Хотя, прежде всего, должен попросить прощения у Тоси.
- Ни к чему ворошить прошлое, - убеждённо сказал Равиль.
- Да, вот, я тоже так подумал. И рад, что мы с тобой совпадаем во мнении.
- Главное, что мы с Тосей нашлись, - расцвёл улыбкой Равиль, - и что мы очень счастливы.
- Только это и служит мне утешением. Я тоже рад за вас обоих, Равиль. За тебя прежде всего. Потому что Тося оказалась достойной женщиной. Она любит тебя, уважает всех нас. И главное, что меня потрясло, это её отношение к вашему с Адилей сыну.
- Мама рассказала тебе? - спросил Равиль.
- Да, - подтвердил Карим, - я знаю, что Тося предложила в случае неудачи с тобой попробовать на донорство наших дорогих малышей.

Произнеся последнюю фразу, Карим не выдержал и расплакался. Равиль, впервые в жизни увидев слёзы отца, с горечью подумал, неужели, зачастую суровый с виду мужчина, надёжная опора всей семьи, безупречный муж, замечательный отец и дедушка, стареет. Принимаясь успокаивать его, взволнованный Равиль никак не мог подобрать нужные слова. В конце-концов он сказал первое, что пришло ему в голову, пытаясь хоть немного отвлечь расстроенного отца.

- Пап, во всём этом большая часть вины лежит на мне. И хотя я ни на секунду не пожалел о том, что являюсь отцом Дениса, но всё же...
- Когда рождаются дети, это не вина, это счастье, - справившись со слезами, уверенно заключил Карим, почти дословно повторив слова Тони, которые она сказала мужу в тот день, когда узнала о Денисе.
- Тося сказала точно также, - горячо подхватил Равиль.
- Твоя жена, сынок, мудрая женщина. Они с Асей очень похожи. Береги свою Тосю! Очень жаль, - снова с глубокой горечью произнёс Карим, - что только сейчас я начинаю понимать, как это важно, беречь наших любимых. Безусловно, я любил и люблю Асю, уважаю её. Да что там говорить, без оглядки отдам жизнь за неё, за любого из вас: тебя, дочерей, Тосю и всех своих дорогих внучат. Но я редко когда придавал значение чувствам своей жены. Вечно боялся показаться более мягким, чем следует мужчине. Я был бы рад узнать, Равиль, что ты поступаешь со своей любимой совсем по-другому. Постарайся избежать моих ошибок. Слишком много боли приносит подобная убеждённость в своей правоте, неумение услышать любимого человека.
- Спасибо тебе, пап, - тепло произнёс Равиль.
- За что? - печально удивился Карим.
- За этот разговор, - просто объяснил сын. - Я очень тебя люблю, горжусь тобой, и считаю лучшим отцом на свете.
- Спасибо, сынок, - сказал растроганный Карим.
На сей раз Кариму, хотя и с трудом, удалось сдержать слёзы, когда они соединили с сыном крепкие мужские объятия.
- От всей души желаю тебе, сын, - продолжил Карим, - чтобы твои дети когда-нибудь сказали тебе такие же слова.
Поблагодарив отца, Равиль некоторое время сохранял молчание, взволнованный моментом.
- Как тебе показался Денис? - возобновил беседу Карим.
- У него мой характер, - гордо ответил Равиль, сообразив, что отец имеет в виду не состояние здоровья мальчика, а его личностные качества. - Он будет бороться, и ни за что не отступится, пока не победит болезнь.
- В этом плане, да, - подтвердил Карим. - Когда я узнал, чей он на самом деле сын, то у нас с Асей сразу появилась надежда на его выздоровление. Однако характер у Дениса довольно непростой.
- Может быть, - предположил Равиль, - сказывается начало подросткового периода?
- Не совсем, - задумчиво возразил отец. - Мы с твоей мамой знаем мальчика с раннего детства. Он всегда был довольно своенравным, в какой-то мере эгоистичным и очень вспыльчивым. Хотя Ася и пыталась мне возразить, относя подобные недостатки к издержкам воспитания, всё-таки я убеждён, что Денису в большей степени присущи черты характера его матери. Адиля - очень непростая девочка, но, в отличие от своего сына, по-женски более хитрая. Она умеет маскироваться на людях. Впрочем, с возрастом, как мне кажется, она изменилась в лучшую сторону. Но сына любит самозабвенно, это у неё не отнять. Впрочем, как и все в их семье, включая Самира и его родителей. Возможно, они немного избаловали его. Не знаю, - засомневался Карим, - мне трудно судить со стороны. К тому же, мальчик рос один, без братьев и сестёр.
- Мы с ним договорились, что после выздоровления Денис непременно приедет к нам с Тосей в гости, - сказал Равиль.
- Вот как, - неодобрительно глянул на сына Карим, в отличие от него, совсем не воодушевлённый идеей. - Равиль, а как он к тебе обращался?
- Во всяком случае, слово "папа" не прозвучало, - отметил Равиль, умолчав о заявлении Дениса никогда не называть его папой. - Но это вполне объяснимо, - поспешил он оправдать мальчика. - Парень ещё не оправился от шока после известия.
- Надеюсь, он хотя бы проявил к тебе уважение?
- Без сомнения, - уверенно подтвердил Равиль. - Он был очень вежлив. Поблагодарил меня. Вообще-то, я считаю, что проявление благодарности было излишним. Но это оказалась идея Адили.
- Почему ты так думаешь?
- Она так горячо уговаривала меня встретиться с Денисом, что пришлось согласиться. Хотя поначалу я совсем не собирался этого делать. Как бы ни было обидно, но я бы прекрасно понял, если родители Дениса умолчали обо мне. Честно говоря, я был готов к тому, что они просто назовут меня донором. И не станут упоминать об отцовстве, чтобы лишний раз не волновать мальчика.
- Нет, тут ты не прав, сынок, - покачал головой отец. - Насчёт Самира не знаю, но Адиля совершенно точно не поступила бы так, - отметил Карим, которому было известно со слов жены о страстной любви Адили к их сыну.
- Ну, тем не менее, встреча с сыном состоялась. Надеюсь, что у него не возобладает ко мне отторжение. Очень уж хочется продолжить общение.
- А что, были сложности?
- Почти нет. Но Денис почему-то насторожился, не собираюсь ли я уводить из семьи его маму.
- Надо же, - удивлённо приподнял брови Карим.
- Да, мне пришлось по мере возможности объяснить. Попытался ответить как можно мягче. Надеюсь, не обидел мальчика, и не принизил мать в его глазах.
- Ты признался, что не любил Адилю?
- Именно этих слов я постарался избежать. Ответил обтекаемо, будто в своё время у нас с Адилей не получилось создать семью. В любом случае, я всё-таки рад, что увиделся с Денисом. Каким бы сложным ни был характер мальчика, прежде всего, он мой сын. И, главное, чтобы нам всем удалось его спасти.
- Вот это верно, сынок, - снова растрогался Карим. - Наши дети и внуки это наивысшее счастье на Земле.
- Согласен с тобой, пап, - горячо произнёс Равиль.

Они разошлись по спальням, чувствуя необычайную общность друг с другом, какой не испытывали со времён юности Равиля, для которого отец всегда был непререкаемым авторитетом, вплоть до случая, когда он отказал сыну в поисках любимой девушки.
Перебирая в памяти разговор с отцом, Равиль уснул под утро, искренне благодарный за всех своих близких, за счастье отцовства и необыкновенную любовь, которой вознаградила его судьба.


http://www.proza.ru/2017/10/15/2192


Фотография из интернета. Спасибо автору.