Христианские Чудотворцы ч. 2-3

Владимир Бровко
                ч.2-3

                ЧУДОТВОРЦЫ-СТРАСТЕБОРЦЫ

(статья имеет 14 фото с которыми можно познакомится тут:http://h.ua/story/440764/#

     Продолжаем наше повествование. И как я уже в предыдущей части отмечал, что не один «преподобный» монах Пафнутий прославился борьбой с человеческими «низкими страстями»!
      У него были если взять к примеру отрезок времени, между IV и VII веками нашей эры было три, а может и больше «достойных» последователя и продолжателя! И о них мы и поговорим далее
    Но если, выбранную автором «тройку чудотворцев»: Мартиниана, Мурина и Виталия Александрийского расставить в хронологическом порядке, то первым в нашем повествовании на нашу историческую сцену! выходит «преподобный Мартиниан» (V в., 26 февраля) который собственно говоря в христианстве прославился тем, что боролся уже исключительно против своих «греховных помыслов и страстей»!  Так, христианские писатели сообщают нам,что когда некая «блудница Зоя» явилась к нему в виде странницы, но он угасил свою плотскую похоть, ставши на раскаленные угли костра!
     Но это история Мартиниана как говорится изложенная в кратком виде. А нам, этого для получения «объективной характеристики на Мартиниана» уже как официально признанному христианского святого, к которому в своих молитвах обращаются христиане будет мало.
      И тут, для получения большего объёма исходной информации мы отрываем его «ЖИТИЕ!
      Кстати, а другой какой-либо исторически достоверной информации о Мартиниане в распоряжении историков нет! Что сразу, в глазах любого историка делает фигуру Мартиниана – мифологической, а описание его биографии, что содержатся в так называемом ЖИТИИ, составленном анонимным автором в лучшем случае не ранее 17-18 веках н. э. и есть всего лишь плодами его литературной фантазии, направленной на выполнения церковного заказа – составления письменного ЖИТИЯ этого христианского святого!
 Но это касается так сказать римско-католических христианских писателей а вот  на территории России все эти жития попали  уже  в переводе и литературной обработке  Димитрия Ростовского (в миру Дани;ла Са;ввич Тупта;ло; епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский 11 (21) жившего с декабря 1651[2] 28 октября (8 ноября) 1709 года. К которому мы живущие в 21 веке и должны собственно предъявлять претензии за все те исторические ошибки, мифы и несуразности что им были внесены  в составленным и для нужд РПЦ различных  ЖИТИЙ  святых и великомучеников..
      И вот, если все это принять во внимание, то читая ЖИТИЕ преподобного Мартиниана мы и увидим, что христианским писателям пришлось немало потрудится, прежде чем им удалось «добыть» доказательства «святости» своего героя!
     Ибо, прочитав Житие мы узнаем, что оказывается монах-отшельник Мартиниан прославился не только своим благочестием! но и подвиг на «духовные подвиги» неких двух женщин их числа своих современниц. Которые под пером христианских писателей вошли в церковную историю как новые христианские святые: ЗОЯ И ФОТИНА (СВЕТЛАНА).!
      А как выглядит общая картина жизни преподобного Мартиниана вы уважаемый читатель узнаете сами из ниже цитируемого мною ЖИТИЯ.
      Но тут по мере необходимости я буду дополнять своими авторскими справками-дополнениями для того чтобы читатель лучше мог понять описываемые в ЖИТИЕ события. 
ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ МАРТИНИАНА, ЗОИ И ФОТИНИИ (СВЕТЛАНЫ)
     «Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней.»
   Тут я прерву цитирование Жития чтобы познакомить любознательного читателя собственно говоря с главным место нашего действия г. Кесарией.
    Так современному читателю лучше будет себе представить ту обстановку в которой жил преподобный Мартиниан»
     Справка: Кеса;рия (лат. Caesarea Maritima или Caesaraea Palaestina) — древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля. Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Цезаря Августа, передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.
Что бы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после утраты Иудеей своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestina (Кесария Палестинская).
     История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона (Башня Стратона на греческий лад). В 96 году до н. э. Кесария была завоёвана царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение.
 После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. Башня Стратона вновь становится нееврейским поселением.
В 30 г. до н. э. римский император Август вернул поселение иудейскому царю Ироду, который к 10 году до н. э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город.
Город был назван Иродом Великим Кесарией в честь кесаря Августа.
 После смерти Ирода он стал административным центром Римской провинции Иудея, а также был основной базой римских легионов. Где собственной находилась резиденция прокуратора Иудеи Понтия Пилата!
 В течение первого века н. э. большую часть жителей составляли сирийские греки.
Также в городе жило много евреев. Отсюда арестованного римлянами апостола Павла отправили в Рим.
   Кесария стала основным портом Палестины и часто упоминается в Новом Завете. После падения и разрушения Иерусалима (70 год н. э.) Кесария стала столицей провинции, и её христианские епископы пользовались значительным влиянием. В 198 г. там состоялся поместный церковный собор. Позднее Кесария становится одним из главных церковных центров провинции Палестина Прима.
Статус метрополии, столицы провинции, крупнейшего города Палестины, сохранение муниципальной организации, наличие высших школ, деятельность здесь крупных писателей (Ориген, Евсевий Кесарийский, переводчик Библии на латинский язык св. Иероним, Прокопий Кесарийский) делало Кесарию местом сохранения многих античных традиций.
В церковной жизни Востока епископ Кесарии и его кафедра занимали второе место после Антиохии.
   В III—IV вв. н. э.  отцы христианской церкви преподавали в школе Кесарии и создавали библиотеку. В этой библиотеке находилась «Гексапла» – главный труд Оригена, который представлял параллельный свод текстов Ветхого Завета на иврите и 4 греческих перевода. (
   
      В IV веке епископом кесарийским был отец церковной истории Евсевий. В окрестностях города находилось много монастырей. Напряжённая теологическая работа и традиции школы Оригена привели к довольно сильной позиции оригенизма в городе. (Но вот преподобный Мартиниан толи по своей неграмотности толи по иным причинам этой библиотекой не пользовался и в религиозные дебаты не встревал, предпочитая просто подвизаться бродячим монахом-отшельником-! автор)
     Во 2-й четверти V века здесь в ходе христианизации был разрушен основной языческий храм города — храм богини Ромы и Августа, но в течение нескольких лет он был восстановлен, и окончательно погиб лишь в конце V в.
    Помимо христиан и язычников, в городе жили этноконфессиональные группы иудеев и самаритян.
    В 555 году произошло восстание самаритян, жестоко подавленное византийской властью.
   В городе процветало общественное строительство, финансируемое по-прежнему муниципальной знатью.
    Так, из надписи 2-й пол. VI в. известен Флавий Стратегий, обновивший стены и монументальные сооружения города. В VI в. жизнь в городе была не очень спокойной. Хорикий Газский в Панегирике Маркиану сообщает о пожаре на агоре Кесарии, когда на ней находилось множество людей (III, 39-43).
 В 541-542 гг. Кесарию охватила эпидемия чумы, нанесшая городу значительный ущерб.
В 640 году город был захвачен арабами-мусульманами, что положило предел его ранневизантийской истории.
     Во время крестовых походов Кесария играла важную роль как одна из твердынь страны, но с XIII века началось её падение, и после её завоевания и разрушения мамлюками султана Бейбарса (1265) от неё остались одни развалины.
   В 1940 году в южной части развалин Кесарии был основан кибуц Сдот-Ям, а в 1977 году к северу от древнего города было заложен современный израильский город Кесария.»
                Продолжения ЖИТИЯ преподобного Мартиниана
    «Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения.
 Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу.
   Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега.
Святой впустил ее, так как погода была ненастная.
    Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника.
Тогда святой вышел из келии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли.
 Он говорил при этом себе:
 «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?»
    Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения.
     По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины.» Имя женщины было Зоя.»
        Очень неожиданный и интересный поворот в нашей истории! Ну и раз так-то давайте и откроем отдельное ЖИТИЕ уже самой святой ЗОИ!
     Их святых с именем Зоя в христианстве три но среди них есть и Зоя Вифлиемская,  в ранге преподобной!
 И вот что мы там можем найти:
      Зоя Вифлеемская родилась в Кесарии Палестинской в V веке. Она была распутной женщиной, пока не повстречалась с преподобным Мартинианом.
Зоя поспорила с подругами, что совратит его. Она попросила приюта у него на ночь. На улице в тот день стояла ненастная погода. Поэтому Мартиниан впустил ее к себе на ночлег. Зоя всячески соблазняла его.
      Мартиниан вышел на улицу, зажег костер и ступил в него босиком. Зою настолько поразил этот поступок, что она припала к ногам преподобного и попросила прощения за свое поведение.
     Мартиниан наставил ее отправиться в Вифлеем в монастырь святой Павлы.
      Там она вела свою жизнь в посте и молитве. : «во всё время своего покаяния она не вкушала вина, ни масла, ни овощей, но только немного хлеба и воды. Она принимала пищу только раз в день к вечеру, а иногда и через два дня, ложем ей была голая земля».
    За богоугодную жизнь Бог наградил ее даром исцеления.
     Перед смертью Зоя просила Бога указать, принято ли её покаяние. Тогда Павла указала ей на больную глазами женщину и попросила помолиться о её исцелении. По молитве преподобной Зои больная выздоровела. Зоя скончалась в Вифлееме после 12 лет жизни в монастыре
       Тут мы вновь прервем цитирование Житие чтобы посмотреть на то, кто такая св. Павла? Когда и где она подвизалась в качестве святой?
    И если ли у нее связь с преподобным Мартинианом и преподобной Зоей?
    И вот что мне удалость выяснить.: Павла Римская, Вифлеемская (347 - 404), вдова, игумения, преподобная
Память 26 января (Греч.), 28 августа  Родилась 5 мая 347 года в одной из самых знатных семей Рима.
      15-летней её выдали замуж за богатого и известного аристократа язычника Токсотия, который не препятствовал ей быть христианской и позволил свободно устроить жизнь дома по своему усмотрению. От их брака родилось пятеро детей, двое из которых прославлены во святых: Влесилла, Павлина, преподобная Евстохия, Руфина и Токсотий.
      Когда Павле исполнилось 32 года,  ( т. 379 г. н. э.) Господь неожиданно открыл ей новый путь через кончину мужа. Пролив много слёз, преподобная решила отныне посвятить всю жизнь служению Господу и бедным.

Она последовала примеру преподобной Маркеллы, которая превратила свой дворец на Авентинском холме в монастырь, ставший примером евангельского совершенства посреди развращённого Рима. В этой обители преподобная Павла встретилась c блаженным Иеронимом, приехавшим в Рим в 382 году вместе с Павлином Антиохийским и святителем Епифанием Саламинским.
      Преподобная Павла приняла почтенных представителей Восточной Церкви в своём доме. Она c воодушевлением слушала их рассказы о святых подвижниках Египта и Палестины и решила покинуть Рим, семью и земные блага, чтобы подвизаться в пустыне. Ещё некоторое время её удерживала любовь к детям. Однако после скоропостижной кончины святой Влесиллы она решилась и вместе с преподобной Евстохией и несколькими девами села на корабль. По дороге они посетили Кипр и Антиохию, где снова встретились c блаженным Иеронимом, который в дальнейшем руководил их паломничеством по Сирии и Палестине.

       По прибытии в Иерусалим преподобная Павла отказалась от почестей, c которыми её встретил проконсул Палестины, поселилась в скромном жилище и всё свое время посвящала поклонению святым местам.
      Так она обошла всю Святую Землю, посетила монахов в египетской пустыне и через год вернулась в Вифлеем, желая основать близ пещеры Рождества монастырь для сопровождавших её дев и вдов, и другой монастырь для блаженного Иеронима, и его друзей.

     Павла руководствовалась примером преподобной Мелании, основавшей монастырь на Масличной горе, и тем опытом, который она вынесла из посещения монастырей преподобного Пахомия в Египте.
      Женскую общину она разделила на три группы - по социальному происхождению и уровню образования монахинь, и над каждой группой поставила старшую.
       Группы работали и трапезничали по отдельности, но на богослужении все монахини собирались вместе для молитвы.
       Каждый день целиком прочитывалась Псалтирь, которую сёстры должны были знать наизусть. Кроме того, каждая инокиня должна была прочесть определенный отрывок из Священного Писания и в течение дня размышлять над ним.
      Сама преподобная Павла изучила древнееврейский язык и под руководством блаженного Иеронима занималась толкованием самых сложных мест Священного Писания, стремясь к раскрытию их духовного смысла. Она настолько прониклась словом Божиим, что во всех жизненных обстоятельствах, в частых скорбях, болезнях, обидах и радостях умела находить соответствующие слова из Писания и присоединять их к своим постоянным молитвам, вознося душу ко Господу.

     Для духовных дочерей преподобная Павла была живым примером всех добродетелей, готовности к молитве, усердия в работе, строгости в посте. Она ни в чём не позволяла себе излишеств, кроме как в милостыне и любви к бедным.
       Желая сама стать нищей духом и возвратить Господу все те земные блага, которые Он ей даровал, святая раздавала их всем приходившим в монастырь беднякам.
        Преподобная Павла отдавала и то, что было необходимо для содержания общины, и брала на себя тяжёлые долги, невзирая на упрёки блаженного Иеронима и его призывы держаться в разумных пределах.
       Она не могла отказать человеку, не имеющему одежды или пропитания. Когда преподобную Павлу упрекали в том, что она чрезмерно истязает своё тело воздержанием, она отвечала: "Как раньше я много заботилась о том, чтобы нравиться мужу и другим людям, тщательно белила и румянила своё лицо, так теперь я желаю быть угодной Христу, изнуряя тело, прежде жившее в роскоши".

      Кроме монашеской обители, преподобная Павла открыла странноприимный дом для паломников.
       Несмотря на добродетели и ее любовь ко всем, преподобная Павла стала жертвой клеветы приверженцев Оригена.  Они обрушили на неё свою ненависть за дружбу c их заклятым врагом - блаженным Иеронимом. Преподобная Павла была более терпелива, чем вспыльчивый Иероним.
      Она призывала его к кротости и великодушию, к подражанию поступкам Спасителя в Его обращении c врагами.
     Через некоторое время, когда возникла угроза нашествия гуннов, преподобная Павла приготовилась бежать из Вифлеема вместе c духовными дочерьми. Но уже садясь на корабль, святая узнала, что милостью Божией варвары повернули назад.
     Материнское сердце преподобной Павлы было жестоко ранено смертями двух других её детей, Павлины и Токсотия. В последние годы жизни ей также пришлось претерпевать ежедневные страдания из-за тяжёлой болезни. При ней постоянно была кроткая Евстохия.

       Преподобная Павла переносила боль c изумительным терпением и самоотречением. Её душа уже еле теплилась в теле, но она продолжала неустанно повторять, едва шевеля губами: "Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей" (Пс. 25, 8); "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни" (Пс. 83, 3).

После того как преподобная Павла ободрила духовных дочерей, епископов, монахов и священников, во множестве собравшихся вокруг одра, её лицо внезапно озарилось светом. Она приподнялась, чтобы лучше слышать слова, которые говорил ей Христос: "Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Приди, горлица моя, ибо зима миновала!" (Песн. 2, 10-11).

Она с радостью отвечала Ему: "Настало время жатвы, но я верую, что увижу благость Господа на земле живых" (ср. Пс. 26, 13). Так преподобная Павла предала Богу душу (26 января 404 года). Ей было 56 лет.
Похороны преподобной Павлы стали настоящим торжеством, на которое собралось множество монахов, пришедших со всей Палестины, и местных жителей, оплакивавших её как свою мать и покровительницу.
            Житие преподобной Павлы было написано блаженным Иеронимом! И в нем мы не находим никаких сведений о том что в числе монахинь в монастыре  св. Павлы  пребывала и преподобная Зоя!!!
      Её память отсутствует в "Синаксаре" св. Никодима, но 28 августа она поминается вместе c блаженным Иеронимом и преподобной Маркеллой в "Палестино-грузинском календаре" X века . В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

       Но повторяю уважаемый читатель это очередное «христианское ЖИТИЕ хотя и очень древнее! А вот если мы обратимся к историческим документам или сами посетить сегодня израильский город   Вифлием то нам мы найдем много монастырей и др. святых мест к примеру:
      Основная достопримечательность Вифлеема — это Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос.
     Над пещерой построена Храм Рождества Христова, который находится на Ясельной площади и снаружи больше похожа на крепость, чем на храм.
      Базилика построена в 326 г. при св. царице Елене.
      В 529 г. церковь была разрушена во время восстания самаритян против Византии.
Сразу после подавления восстания император Юстиниан Великий восстановил её и значительно расширил.
      А мы с вами уважаемый читатель уже знаем что лет так рез 100 после того как над пещерой Рождества был построен в 326 г.  Храм Рождества Христова то туда явилась якобы св. Павла и основала в смысле построило там же сразу два монастыря: женский и мужской!!! Где собственно и подвизалась до своей смерти!
   Но   израильские археологии, тщательно обследовавшие весь г. Вифлием и его окрестности, кстати так же не нашли в предполагаемом месте нахождения двух вышеупомянутых монастырей даже остатков фундамента от зданий и церкви!
   И все это нас приводит к выводу, что ЖИТИЕ св. Павлы писалось лицами, которые, во-первых, никогда не бывали сами в Вифлееме, а во-вторых через много сотен лет от описываемых ими событий.
     Вследствие чего информация, заложенная в Житие скажем той же св.  Павлы или св. Зои Вифилиемской это всего лишь благочестивые христианские легенды, что возможно и циркулировали среди христиан риской-католической церкви в момент написания изучаемых нами Житий.
     Ибо как ф уже выше и отмечал, что в вышеприведенном жите св. Павлы –« СКАЗАНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ БЛАЖЕННОЙ ПАВЛЫ» http://krotov.info/library/10_i/er/onim_09_pavla.html составленном св. Иеронимом Стридонским  ( а это очень известнрый  христианский писатель и автор  нет какого-либо упоминания о том, что ей удалось в стенах своего монастыря «воспитать новую святую по имени ЗОЯ! И, что эту самую Зою в монастырь к Павлу направил преподобный Мартиниан!
Но зато там есть личностные характеристике и точное описание облика св. Павлы И  Вот как она выглядела какие моральные ценностей проповедовала:
   «Теперь будет пространнее описываться ее добродетель, которая собственно ей принадлежит, и при изображении которой я ничего не прибавляю, ничего не преувеличиваю, по примеру пишущих похвальные речи, но многое даже убавляю, чтобы мое повествование не показалось превосходящим всякую вероятность.
    Смирение есть первая добродетель христиан, - и Павла до того смиряла себя, что тот, кто не видал ее и воображал ее в виде приличном знаменитому ее имени, смотря на нее, никак не поверил бы, что это она сама, а не последняя из служанок.
     И когда она была окружаема многочисленным сонмом дев, то казалась самою меньшею из всех и по одежде, и по голосу, и по приемам, и по поступи.По смерти мужа и до самого дня успения своего она никогда не сидела за трапезой с каким-нибудь мужчиной, хотя бы то был муж известный ей по своей святости и состоящий в сане первосвященником.
     Никогда не ходила в бани, разве только в случае опасности для жизни. Не имела мягкой постели даже в то время, когда страдала жесточайшей горячкой; но покоилась на самой жесткой земле, покрытой лишь власяницами, если только можно назвать покоем дни и ночи, которые проводила она в воздыханиях и молитвах, исполняя слова псалмопевца: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс 6. 7).
      Можно было подумать, что глаза ее были не что иное, как источники слез, можно было счесть ее виновною в каких-нибудь ужаснейших преступлениях: так оплакивала она и малые грехи свои.
    А когда мы, - что было часто, - увещевали ее поберечь глаза и сохранить их для чтения Евангелия, она говорила: надобно измождать это лицо, которое я, вопреки заповеди Божией, часто раскрашивала румянами и белилами.
      Нужно удручать тело, которое усладилось многими удовольствиями. За долговременный смех должно заплатить непрестанным плачем. Мягкие материи и драгоценнейшие шелковые платья пора заменить суровой власяницей. Я, которая прежде старалась понравиться мужу и свету, желаю теперь нравиться Христу»
   Знаем многих, которые давали милостыню, но ничего не давали от собственного тела; простирали бедным руку, тогда как сами преклонялись пред удовольствиями плоти; украшали то, что снаружи, а внутри были «полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23. 27).
Но не такова Павла, воздержание которой превосходило почти должную меру, и которая изнуряла немощное тело свое излишними постами и трудами. Она, исключая праздничные дни, почти вовсе не подбавляла в пищу масла.
  По одному этому уже можно судить, как смотрела она на вино и напитки, на рыбу, мед, яйца и прочие вещи, приятные для вкуса, довольствуясь которыми, иные думают, что они самые воздержанные из людей, хотя бы наполняли ими свое чрево до потери всякого благоприличия.
        Скажу и о порядке монастыря, чтобы показать, как она обратила в свою пользу воздержание святых. Она сеяла телесное, чтобы пожать духовное (1 Кор 9. 11), раздавала земное, чтобы приобрести небесное, уступала скоропреходящее, чтобы заменить его вечным. Основав мужской монастырь, которого и управление передала мужчинам, она собрала из разных областей множество девиц, как знатных, так и из среднего и низшего класса, и разделила их по трем обителям, но так, чтобы они, разобщаясь в труде и пище, соединялись в псалмопениях и молитвах.
        После того как пропето аллилуйя (этим знаком сзывались они к собранию), ни одной не дозволено было оставаться в своей келье. Но старшая или одна из старшего появления своим завершала приход прочих и увещевала их к труду не угрозами, но постижением и примером. Утром в третьем часу, шестом, девятом, в полночь они стройно пели псалмы. Ни одной из сестер не дозволялось не знать псалмов и ежедневно не выучивать что-нибудь из Святых Писаний.
      Только в день воскресный сходились они торжественным шествием в общую церковь из своих отдельных обителей: в этом случае каждый отряд следовал за своей матерью.
          В таком же порядке возвращались они и в свое жилище, где усердно принимались за работу, какая кому назначена, и шили одежды или для себя, или для других. Если которая была и знатного рода, ей не позволялось держать при себе кого-нибудь из своего дома, чтобы, припоминая прошлую жизнь, частым собеседованием не освежили и не возобновили они в своей памяти прежних шалостей резвой юности. У всех них была одинаковая одежда.
        Полотно белое употребляли они только для утирания рук.
           Разобщение их с мужчинами Павла простерла до того, что не допускала к ним и евнухов, чтобы не подать какой-нибудь пищи языку злоречивому, который обыкновенно находит утешение себе, при сознании своей греховности, в порицании святых.
      Если которая приходила позже других на псалмопение или была ленива к труду, Павла старалась исправить ее разными способами: раздражительную - ласками, терпеливую - наказаниями, подражая апостолу, который говорил: «чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1 Кор 4. 21).
            Ни одной не попущала она иметь у себя что-нибудь, кроме пищи и одежды, согласно словам Павла: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6. 8), чтобы привычкой иметь больше не дать места любостяжанию, которое не насыщается никакими богатствами, но чем больше будет иметь, тем больше потребует, и не ослабляется ни изобилием, ни скудостью. Ссорящихся между собою примиряла кротчайшей речью.
            Похотливую плоть отроковиц смиряла частыми и длительными постами, желая лучше утеснить их желудок, чем душу. Если видела которую слишком тщательно убранною, то обличала заблуждающуюся, насупив свое чело, приняв печальный вид и говоря:
       «Излишняя чистота тела и одежды есть признак нечистоты души, подобно тому, как и сквернословие, которое никогда не должно исходить из девственных уст, обличает любострастное сердце; ибо всеми такими знаками обнаруживается внутренняя жизнь человека». Девицу, замеченную в болтливости, пустословии, дерзости и сварливости и не желающую исправиться, несмотря на все увещания, она осуждала молиться у дверей столовой, позади всех сестер, и есть отдельно от них, чтобы, таким образом, стыд образумил ту, которую не могли образумить упреки.
      Но, тогда как других во время болезни щедро наделяла всем и разрешала им даже употребление мясной пищи, себе она ни в чем не потворствовала, когда одержима была каким бы то ни было недугом; и в этом-то лишь была она не равно добра, что, будучи милостива к другим, жестока была к себе самой. Ни одна из юнейших девиц, при здоровом и крепком теле, не обрекала себя на такое воздержание, на какое осуждала себя она при своем дряхлом, старческом и изможденном теле. И, признаюсь, никто не мог быть упорнее ее в этом отношении, т. е. чтобы она сделала себе послабление или уступила чьему-нибудь совету.
          Расскажу то, что сам испытал. В июле месяце впала она, от сильной жары, в горячку, и уже отчаялись в ее выздоровлении; но, милостью Божией, стала она поправляться.
          Тогда врачи, для освежения тела, убеждали ее употреблять понемногу легкого вина, чтобы от воды болезнь ее не превратилась в водяную. И я тайком просил блаженного папу Епифания расположить и даже принудить ее пить вино; но она, как женщина мудрая и проницательная, тотчас постигла наши хитрости и с улыбкою объявила, что сказанное ей Епифанием мое дело. Что еще после этого говорить?
       Когда блаженный первосвященник, после многих увещаний, вышел из ее комнаты, я спросил его, успел ли он в своем предприятии? - Успел столько, что и меня, старика, она почти убедила не пить вина. Рассказываю это не с тем, чтобы одобрять неосмотрительно тяготы, превышающие силы; ибо Писание не велит нам принимать на себя тяготы выше сил (Апок 2. 24) - но чтобы только показать ту ревность и жажду ее верной души, по которой она постоянно пела: «Жаждет душа моя к Богу» (Пс 41. 3), а не менее того и плоть моя.
Павла, которая имела такое упорное презрение к пище, чувствительна была к плачевному и сильно сокрушалась о смерти своих ближних, особенно детей.
       Ибо при кончине мужа и дочерей она многократно была в опасности лишиться жизни: знаменуя крестом свое лицо и утробу с намерением утешить напечатлением креста свою материнскую скорбь, она все еще одолевалась любовью; верующее сердце побеждалось утробою родительскою, и победоносный дух отступал перед немощью тела.
       А однажды почувствованная ею грусть обыкновенно обращалась в продолжительную печаль, от которой и нам было много беспокойства, а ей еще более вреда. В таком случае единственною отрадою ее было ежеминутно твердить: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7. 24).
Иной читатель скажет, что вместо похвал я пишу порицание.
     Освидетельствуюсь Иисусом, которому она служила, и я желаю служить, что я вовсе не думаю ни о том, ни о другом, но говорю только сущую правду, как христианин о христианке; то есть пишу историю, а не похвальную речь, и касаюсь ее пороков, которые в других людях показались бы добродетелям» ….
    Кстати ваш автор, чтобы закончить с вопросом построила ли св. Павла свой монастыре в Вифлееме ли его окрестностях не поленился и исследовал все достопримечательности г. Вифлеема и вот этот список:
                Святые места в Вифлееме
Гробница Рахили (Куббат Рахиль) на въезде в Вифлеем со стороны Иерусалима, на старой Хевронской дороге. Почитается иудеями, христианами и мусульманами.
Прямо под Базиликой Рождества Христова расположены:
Пещера Рождества
Пещера св. Иеронима. Здесь он прожил десятки лет и здесь же был похоронен.
Пещера Вифлеемских младенцев
Базилику Рождества Христова окружают:
Православный греческий монастырь, примыкает с юго-востока. Но к его основанию не имеет никакого отношения Св. Павле поскольку построен в 19 веке!
Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Армянский монастырь, примыкает с юго-запада.
«Молочная пещера», расположенная неподалеку от базилики Рождества.
Православный греческий монастырь VI в. на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами.
Мечеть Умара — старейшая мечеть в Вифлееме, названа именем Умара ибн аль-Хаттаба, второго праведного мусульманского халифа.
Святые места поблизости
Поле Пастушков, расположенное в Бейт-Сахуре к востоку от Вифлеема. Здесь расположена крипта древней византийской церкви, современный православный греческий храм, развалины «башни Гадер», упоминаемой в Ветхом Завете.
Католический храм «Слава в Вышних Богу», построенный в честь явления пастухам Ангелов, возвестивших о Рождестве Спасителя. К востоку от Вифлеема, недалеко от Поля Пастушков.
Православный греческий монастырь Илии Пророка, расположенный на полдороге из Иерусалима в Вифлеем (на территории Израиля, а не Палестинской автономии).
Православный греческий монастырь св. Феодосия Великого, расположен в 11 километрах к востоку от Вифлеема.
   На территории монастыря есть пещера, в которой, по преданию, останавливались волхвы, приходившие поклониться родившемуся Христу.
Лавра св. Саввы Освященного, расположена примерно в 15 км на восток от Вифлеема, в Иудейской пустыне.

   Теперь хотя и с трудом, но как я надеюсь мы с вами уважаемый читатель, разобравшись с первым подвигом Маринина теперь можем перейти к изучению второго.
А Житием преподобного Мартинана нам повествует следующее:

    «Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины.»

     Очень хорошо тут подумал я. И решил с помощью программы Google Earch найти этот островок. Он не должен был представлять собой скалу, а такое место где для проживания на нем нужна была питьевая вода! Но осмотрев буквально по карте со Спутника все побережья Израиля я так и не нашел там ни одного острова или просто островка! Ни даже торчащей из моря отдельной скалы!!!
         Отсюда мне стало ясно, что и второй подвиг Маринина есть чистой воды фантазий анонимных христианских писателей!
     А их «Жите» повествует нам:
     «Однажды во время сильной бури разбился корабль, и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния.
     Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров.
   «Оставайся здесь», – сказал он ей, – вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик», – а сам бросился в море и поплыл.
    Два дельфина вынесли его на сушу.
    С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника.
    Так продолжалось два года!
    Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года. Т.е. спасение Фотинии произошло в 420 году!

   А «Блаженная» девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу!
    Кончину ее открыл всё тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу.
     Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром.
     Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.»

Вот такая история.
Но что современный читатель может из нее извлечь полезного для себя?
А очень немного!
 Во-первых, что в Кесари жил около 400 г. н. э некий монах отшельник с довольно странным и трудно произносимым именем Мартиниан! Но это не главное!
Но ваш автор, обработав в ходе написания данного очерка уже не уверен в том, что этот преподобный МАРТИНИАН в реальности все же жил в Кесарии или ее окрестностях!
      Ибо он мог быть лишь плодом литературного таланта неизвестного нам монаха из числа  «христианских писателей», который и сочинил эту историю о святых Мартиниане, Зое и ФОТИНИИ!
      Если у кого из читателей есть письменные доказательства реальности существования Мартиниана то я бы хотел что бы он поделился со всеми нами этой важной информацией!
      Но не будем выдаваться крайности и допустим, что Мартиниан существовал! и все, что описано в его ЖИТИЕ в какой-то мере имело место в его жизни!

    Хотя в самом Житие отсутствуют какие-либо данные о т ом, кто он был по национальности, кем были его родители и вообще в связи с чем он принял христианство и затем начал вести монашескую жизнь нам совершено не известно!
  И тут давайте далее рассмотрим для начала первый его подвиг с блудницей по имени ЗОЯ.
  В чем тут подвиг?
     Если религиозно до фанатического состояния настроенный человек идет на членовредительство только из боязни общения в красивая женщина? Это подвиг достойный присвоения ему в христианстве чина «преподобный»?
   «Тогда святой вышел из кельи, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли.
 Он говорил при этом себе:
 «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?»
    Так может тут не Сатану с Дьяволом надо винить в искушениях преподобного Мартиниана, а посмотреть на него глазами современного врача психиатра?
     И в поисках ответа на этот вопрос я нашел интересную статью «САМОПОВРЕЖДЕНИЯ ПАРАНОИДНОГО ГЕНЕЗА (КЛИНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ) http://www.psychiatry.ua/books/actual/paper082.htm и подаю далее из нее отрывки, которые поясняют нам причину поведения Мартиниана при его личной встрече с Зоей!
         «В структуре многочисленных клинико-психопатологических и поведенческих расстройств, встречающихся в психиатрической практике, существенный удельный вес занимают так называемые самоповреждения.
         Под самоповреждением (синонимы — членовредительство, аутоагрессия) понимают умышленное (осознанное) или неосознанное нанесение себе различных телесных повреждений, увечий (колотые, резаные или огнестрельные раны, самоповреждение вен предплечья, другие травмы различной локализации.
     Наиболее тяжёлые самоповреждения наносят себе психически больные в состоянии психоза: проникающие ранения черепа, брюшной полости; проколы глазного яблока, встречаются случаи самокастрации, совершение суицидальных действий (например, удушение).
     Одной из разновидностей самоповреждения является самоотравление — умышленное использование каких-либо отравляющих веществ или веществ в токсических дозировках обычно с суицидальной целью. Распространённым способом совершения суицидальных действий является передозировка медикаментозных средств (наиболее распространённый способ совершения суицидальных попыток у женщин). С целью самоотравления используются средства бытовой химии, прижигающие вещества и другие.
       Все перечисленные формы самоповреждений принято объединять под общим термином «саморазрушающее поведение», предложенным N. Farberow (1980). Результатом саморазрушающего поведения может быть, как преднамеренное, так и непреднамеренное нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью.
    Современная психиатрия, наркология и психология разновидностями саморазгружающего поведения считают такие формы патологии, как алкогольная, наркотическая, токсикоманическая, лекарственная, никотиновая зависимости, зависимость от азартных игр, компьютерная зависимость;
  а также анозогнозическое поведение при наличии жизнеопасной соматической патологии, неоправданный риск, асоциальное, деликвентное поведение; а также любые другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья.
 Саморазрушающее (деструктивное, несамосохраняющее, не здоровьесберегающее, негативное) поведение, хотя в большинстве случаев не ведёт к летальным исходам, однако неотвратимо ведёт к социальной, психологической и физической дезадаптации человека.
    В соответствии с данной концепцией самоубийство является крайней и трагической формой саморазрушающего поведения.
        Самоповреждения при различных нозологических формах в клинической психиатрии имеют различный генез, фабулу и последствия.
      В одних случаях — это демонстративно-шантажные поведенческие реакции у пациентов с личностными расстройствами (аффективные реакции у психопатов, истерические реакции); в других — это следствие аффективной патологии (например, при депрессивных состояниях), в-третьих — это членовредительство при шизофрении по бредовым мотивам, в-четвёртых — следствие психологического кризиса (реакции на стрессовые ситуации, фрустрационные состояния, тяжёлые невротические расстройства и т. д.).
    Одой из наиболее частых клинических ситуаций, наблюдающейся в психиатрическом стационаре, является бред, при котором аутоагрессия нозологически специфична, носит импульсивный, непредсказуемый характер, терапевтически резистентна, склонна к рецидивированию.
   Особенно это характерно для шизофрении, при которой самоповреждения наносятся с целью самоистязания (действия, направленные на причинение себе психической или физической боли, мучений, целью которых является искупление вины по бредовым мотивам)»!!!
  Так и произошло с Мартинианом когда в его отшельнической келии вдруг появилась Зоя и стала вести с ним обычные беседы при этом возможно она старалась чем то особенным и понравится Мартоиниману как красивая женщина привыкшая к вниманию других мужчин!
    И вместо того чтобы установить с незваной гостьи дружеский психологический контакт все это событие у Мартниана у которого и так в состояние его психики вследствие более чем 20 летнего стажа отшельничества уже не все было в норме и вызвало у него ОСТРЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИТЙ КРИЗИС в ходе, которого он и пошел на явное свое членовредительство! Очевидно считая, что это Сатана или Дьявол ему прислали для искушения красавицу ЗОЮ!

     Теперь разберем второй его подвиг. Спасение утопающей ФОТИНИИ!

    Однажды Мартиниан проживая на неуказанном в его Житие необитаемом острове    спас от смерти тонувшую вследствие кораблекрушения в море девушку по имени Фотиния.
Доброе и богоугодное дело!
      Но вот все дальнейшее поведение Мартиниана показывает нам что у него точно с психикой было не все в порядке!
     «Однажды во время сильной бури разбился корабль, и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния.
     Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров.
««Оставайся здесь», – сказал он ей, – вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик», – а сам бросился в море и поплыл.
    Два дельфина вынесли его на сушу.
    С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника!»
      А как же насчет того чтобы сообщить людям что на острове находится бедная девушка спасенная им из моря, чтобы скажем рыбаки могли прибыть на остров и вывезти оттуда  Фотиннию?
 Нет ничего подобного над праведником Мартиниан не сделал. Он просто скрылся.
  Но прибывший потом на остров за корзина неизвестный нам корабельщик, найдя на острове вместо   девушку тоже ее не спас, а оставил на 6 лет в качестве своей рабыни!
 
      Тепрь о последнем предложении в Жите Мартиниана:     С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника!»
     Последнее предложение из его Жития очевидно не зря туда вписано, ибо анонимный автор Жития все же понимал, что описывает деяния человека явно находящемся в ненормальном психическом состоянии и почему выбрал ему новый титул «блаженный»!
     А  титул «блаженный» употреблялось в Христианстве  и в частности и в православии понимается не  только как характеристика лица видевшего бога, а и как синоним слова «юродивый»
   Юродство (от ст.;слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников.
    Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблении!
    О юродстве Мартиниана свидетельствуют и обстоятельства его смерти:
     «С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника.
 Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению!
      И подводя итог я теперь могу сказать, что современному человеку нечему поучится у преподобного и блаженного Мартиниана.
      И тем более обращаться к нему с молитвами об исцелении от той или ной болезни…

    А закончив с преподобным Мартинианом мы, теперь должны перейти к ознакомлению со следующим «христианским чудотворцем» опять же фигурирующем на страницах церковной истории в почетном ранге «преподобного» - монахом Муриным!
   О! Это очень колоритная фигура!
   Достойная быть запечатлённой в каком-нибудь голливудском боевике!
   Правда хотя действия и не будут происходить н на Диком Западе, но Ближний Восток в 4 веке нашей эры как раз и был таким же схожим местом….
     И посему эта фигура преподобного Мурина совершившего духовную трансформацию от предводителя крупною разбойничий шайки под кличкой «ЧЕРНЫЙ» до монаха-отшельника Мурина, умеющего совершать ЧУДЕСА как бы выглядит таинственно и как бы внушает сразу уважение!

     Кстати о ЧУДЕСАХ!
   Так вот никаких «Чудес» от Мурина не ожидали и его современники.  Ибо он им был знаком как атаман египетских пустынных разбойников, к тому же склонный к хроническому и запойному пьянству.
      В общем был Мурин по современным понятием буйным алкоголику со стажем!
     А пьянство — это то же в христианстве считается одной из «низменных страстей»!
     В связи с чем и отношении к Мурину среди его современников особенно из римских граждан было соответственно крайне отрицательное.
     И так бы  и затерялся наш разбойник Мурин на страницах мировой истории,  канув в и в ВЕЧНОСТЬ если бы не одно важное, но.
      А все дело в том, что в Римской империи в период правления там императора Константина Великого христианская церковь получила официальный статус государственной церкви и быстро извергнув с пьедесталов всех древнеримских богов и богинь и переделав их храмы на христианские соборы стала наводить «христианские порядки» и в других сферах гражданской жизни.
       В том числе христианская церковь пыталась борется с распространённым в Римской империи таким негативным явлением как алкоголизм.
     Но как борется с этим злом вначале никто не знал. Слово Божие мало помогало исцелению пьяниц и тогда было решено явить для желающих исцелится своего рода –христианский образец-эталон.
      Чтобы, возведя его ранг «преподобного» т.е. святого! на его примере показать остальным христианам благочестивый путь к избавлению от алкоголизма и главное дать им своего рода ЧУДОРТВОРЦА по молитвенным обращением к которому он избавляет таких лиц от алкогольной зависимости!
   Так монах Мурин стал в христианстве «духовным врачом» узкой специальности – по современной классификации -НАРКОЛОГОМ!
   Но к сожалению, его современные   наркологи почему не признают за своего духовного покровителя. Но только не в России  где проблема борьбы с алкоголизмом  тоже  имет место и сегодня!
     И вот как поступили в 2010 г. в РПЦ МП (http://dusha-orthodox.ru/forum/index.php?showtopic=568 там  взяли и назначили: «Святого мученика Вонифатия Тарсийского https://ru.wikipedia.org/wiki/Вонифатий_Римский  и http://drevo-info.ru/articles/8333.html небесным покровителем российских борцов с наркотической угрозой.!
      Конечно это большая обида для скажем римокатоликов! Ведь все его преимущество над преподобным Мурин состоит только в том, что Вонифатий жил почти на 200 лет раньше? Да и сам не был алкоголиком. Т.е. в отличии от Мурина не только сам исцелился по христовой вере, но и вообще исцелял от этого заболевания других!?
        Но что историки могут нам сказать о самом МУРИНЕ так сказать в его защиту?
А если полистать страницы различных энциклопедий и христианских ЖИТИЙ, то мы имеем вот такою биографию:

        Преподобный Моисей Мурин (IV в., 10 сентября) в мирской жизни жил далеко не праведно - был разбойником и запойным пьяницей.
      Затем принял иночество и жил в монастыре в Египте.
       Скончался мученической смертью 75 лет отроду.
       Ему молятся для избавления от страсти к алкоголю!
       НО это историки так пишут. А вот что нам сообщает о монахе Мурине его ЖИТИЕ!

     «Жил в IV веке. Родом из Эфиопии, раб одного знатного человека, изгнанный им за худое поведение, он не захотел в честном труде проводить жизнь свою, а сделался предводителем разбойников.

     Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей и здесь ревностно исполнял все иноческие послушания.

      Но не скоро оставили бывшего разбойника воспоминания прежней развращенной жизни.
 Особенно сильно борола его блудная страсть.
      По совету одного старца преподобный Моисей изнурял плоть свою усиленным постом, непрестанным подвигом молитвы; целые ночи в продолжении шести лет простаивал он на молитве, почти не смыкая очей.
       Но и столь усиленные моления не могли смирить его плотских вожделений. Наконец, преподобный Моисей нашел средство к победе над вражескими искушениями. Попрежнему смиряя плоть свою подвигами, он по ночам обходил пустынников, собирал пустые водоносы и, наполняя их водой, ставил у входа в келлии.
      С этого времени в душе преподобного Моисея водворилось спокойствие, трезвенность мыслей и совершенное отчуждение плотских вожделений.
          Проводя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона, затем в пресвитера, в сане которого подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.

       Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников.
 Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил:
 «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего:
«Вси, приемшии нож, ножом погибнут» (Мф.26:52)».
 Напавшие разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков († 400 г.).
Но и это еще не все уважаемый читатель, что христианские богословы припасли для ВАС!
Ведь оказывается преподобный МУРИН был первым чернокожим христианским святым!!

ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ МУРИН

    Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте.
    Он был эфиоп, лицом был черен и поэтому назван "мурин".
   В молодости он был рабом знатного человека, но после того как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников.
    За суровый нрав и большую физическую силу его выбрали главарем.
    Моисей вместе с шайкой совершил много злодеяний - убийств, грабежей, так что все боялись даже его имени. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии.
      Монахи не поверили его искреннему покаянию, но бывший разбойник до тех пор умолял не отгонять его, пока братия не приняла его.
     В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, он проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь.
    Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил в молитве и строжайшем посте суровую жизнь.
     Однажды на келлию преподобного Моисея напали 4 разбойника из его бывшей шайки, но он, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принес в монастырь, спрашивая у старцев, как поступить с пленниками.
      Старцы велели отпустить их. Разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и стали монахами.
     Когда остальные разбойники услышали о покаянии преподобного Моисея, то оставили разбой и стали усердными иноками.
       Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей.
     Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание.
     Страсть не оставляла преподобного Моисея в сонных видениях.
     Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, не преклоняя колен, чтобы не заснуть.
     От длительной борьбы преподобный Моисей пришел в уныние и, когда у него возник помысл оставить пустынную келлию, авва Исидор подкрепил дух ученика.
   Он показал ему в видении много демонов на западе, готовящихся к борьбе, а на востоке еще большее количество святых Ангелов, также приготовлявшихся к битве.
     Авва Исидор обнадежил преподобного Моисея, что сила Ангелов превосходит силу бесов, а долгая борьба со страстями нужна ему, чтобы совершенно очиститься от прежних грехов.
      Преподобный Моисей предпринял новый подвиг.
     Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от колодца и были не в силах принести себе воды.
     Однажды, наклонясь над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета.
     Так бесы мстили преподобному за победу над ними.
     Утром братия принесла его в келлию, и он пролежал целый год в расслаблении. Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал игумену, что он будет продолжать подвизаться,
     Но Господь Сам положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его.
     Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию.
     С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами!

     Слава о его подвигах распространилась среди иноков и за пределами пустыни.
     Правитель страны захотел увидеть святого. Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии.
      По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к келлии пустынника Моисея.
      Преподобный ответил им: "Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху".
     Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца.
      Братия, по описанию наружности старца, единодушно признали в нем самого преподобного Моисея.
       Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: "Авва Моисей ныне весь бел".
      Святой ответил:
       "Владыко, что делает чистым - внешнее или внутреннее?"
        По смирению преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан диакона.

        Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином.
        С полным смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.
       Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников.
      Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил:
       "Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Вси, приимшии нож, ножом погибнут"" (Мф. 26, 52).
       Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.
         И как сам видит читатель между двумя житиями есть много общего, но и во многом они расходятся.
       Так если первое утверждает, что преподобный Мурин мог излечивать от алкоголизма то вот второе об этом ничего нам не сообщает, а только рассказывает о борьбе преподобного Мурина с бесами!

    Ну и в завершении этой части как я уже ранее анонсировал я расскажу о третьем из преподобных чудотворцев что боролись как со своими негативными страстями, так и стремились уже прямо избавить от них и окружающих их современников! Я бы даже назвал их «первыми солдатами» еще не созданной тогда, но зато широко известной в наше время «Армии Спасения»
      И таким преподобным у нас выступает святой Виталий Александрийский!
Об этом историческом персонаже историки опорой на ранее христианские письменные источники собрали вот такую информацию:

       Преподобный Виталий (VI-VII вв., 5 мая) при жизни занимался обращением блудниц. Ему приносят молитву для искупления от плотской страсти.
    Справка: Вита;лий Александри;йский (VII век) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных.
     Память совершается: в Православной церкви (по юлианскому календарю) — 11 января (греческие церкви), 22 апреля (Русская православная церковь), в Католической церкви — 11 января.
Жизнеописание
         Жизнеописание преподобного Виталия входит в состав жития святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, которое было написано в VII веке Леонтием Неоаполитанским.
     В русскоязычных источниках рассказ о Виталии был включён в древнерусский Пролог под 22 апреля, а в Великих четьях-минеях митрополита Макария под этой датой было помещено «Слово о преподобнем мнисе Виталии, како оставль келию, иде во Александрию и спасе блудницу».

       Виталий был монахом из монастыря аввы Серида в Газе.
      В возрасте шестидесяти лет он пришёл в Александрию и начал проповедь покаяния среди городских блудниц!
       Днём он трудился как наёмный работник, прося за свой труд 12 медных монет, одну из них вечером он тратил себе на еду, а остальные отдавал блуднице, прося её за эти деньги ночью воздержаться от греха!
       Сам он оставался в комнате женщины и всю ночь молился и убеждал покаяться, а утром, уходя от неё, брал клятву не рассказывать о его поступке!
      Т.е.  если все это перевести на современный язык, то у нас получается такая картина: каждый день святой Виталий приходил в бордель, покупал там женщину за 11 монет и уединившись с ней в ее комнате молился за нее и просил ее же покаяться в грешном поведении!!!
        Причем делал это все Виталий систематически и целенаправленно. Ведь он, составив список всех блудниц Александрии, затем поочередно обходил каждую!!!
       Его проповедь имела успех, и многие блудницы оставили своё занятие, но горожане были уверены, что Виталий еженощно предаётся плотскому греху.!!!
      Его начали осуждать, предлагали взять блудницу в жёны и отказаться от монашества, чтобы перестать позорить других иноков!!!
     Сам Виталий, чтобы скрывать свой поступок признавал, что и монахи могут иметь плотские слабости.
      О нём доложили александрийскому патриарху Иоанну, который не поверил рассказу и пристыдил доносчиков.
      Но однажды всей этой идиллии пришел конец.
     И Житие так нам его описывает:
   «Однажды на пороге публичного дома Виталий встретил юношу-блудника, который ударил его по лицу и подверг упрёкам за мнимый грех.
     Старец в ответ сказал, что его самого постигнет удар, и на крик сбежится вся Александрия.
     После этого Виталий заперся в своей келье и в ней скончался.
      В это время юноше явился бес и ударил его по щеке со словами
   — «Прими удар, который прислал тебе монах Виталий».
      Молодой человек начал бесноваться, рвал на себе одежду, кричал, и многие горожане пришли на его крик.
     Придя в себя, он вспомнил о предсказании старца Виталия и пошёл к его келье простить прощения.
     Виталий был найден горожанами мёртвым, стоящим на коленях в молитве.
     В руках у него был свиток с надписью —
    «Мужи александрийские! не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».
      Бывшие в толпе народа бывшие блудницы, которым проповедовал святой Виталий рассказали всем о его жизни.
      О Виталии сообщили патриарху Иоанну, и он с почестями похоронил старца.»
      Вот такой преподобный Виталий! Что по поводу этой фигуры мы можем сказать, прочитав ЖИТИЕ и оценивая эти 1600 летние события с высоты сегодняшнего дня?
     Если у Виталия с неким «Юношей-блудником» в борделе случилась драка, то она очевидно возникала из-за женщины! Во-вторых, раз Виталия побили ему могли быть причинены телесные повреждения, которые и повлекли его смерть?
     Еще одной причиной смерти могло явится то что сам Виталий отравился чтобы не дать поднятому им скандалу явится причиной изгнания его из монашеского чина! Наличие предсмертной записки еще более убеждает автора в том, что версия о самоубийстве Виталия есть наиболее верная.
   Но если посмотреть на случай с Виталием Александрийским с точки зрения современной психиатрии то тут мы скорее всего придём к выводу что он был вуайери;стом!
      Вуайери;зм (фр. voyeurisme; от фр. voir «видеть») или визиони;зм — сексуальная девиация, характеризуемая побуждением подглядывать за людьми, занимающимися сексом или «интимными» процессами: раздевание, принятие ванны или душа, мочеиспускание. Вуайеризм в большинстве случаев связан с тайным наблюдением за другим человеком.
      Вуа;йер, вуайери;ст — человек, который этим занимается.
     В случае, если вуайеризм вызывается не естественным стремлением к новым впечатлениям (а у Виталия с его списком всех городских проституток это именно тот случай!) , а является навязчивым состоянием, вытесняет другие формы половой жизни, он признаётся заболеванием, относящимся к категории расстройств сексуального предпочтения!

                (конец ч.2-3)