Абстракт. экспрессионизм плюс флюитаризм. Поллок

Мара Рушева
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ПЛЮС ФЛЮИТАРИЗМ: ПОЛЛОК


М.А.Рушева


Считается, что абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока является продуктом спонтанного выброса подсознания в форме хаоса линий и пятен, не отягощенного логическим мышлением и домашними заготовками. Автор этих строк считает, что этот вывод является вымыслом искусствоведов Поллока, и это следует из анализа некоторых номерных полотен художника: к примеру, «Номер 1А» (1948). Эти полотна, являясь типичным произведением абстрактного экспрессионизма, в то же время принадлежат гео-направлению рельефной школы информели с её нетрадиционными художественными методами (информель - негеометрическое абстрактное искусство).


Географической основой произведения «Номер 1А» (см. статью по живописи М.Рушевой "Холодный апрель-1947 Пола Джексона Поллока, 2012 г.*) является карта СССР, и само произведение, будучи, по сути,  иллюстрацией концепции «холодной войны», выдвинутой помощником президента США Бернардом Барухом после Второй мировой войны, в апреле 1947 г.,  может вполне иметь второе, уже конкретное название: «Холодный апрель -1947» (аналогично смене названия полотна «Номер 1» на «Лавандовый туман»).


Географическая основа, изображенная на полотне, послужила пространством для вписывания целого ряда образов флюитарного типа. Среди более или менее стабильных (то есть, однажды выявленных глазом зрителя, и повторяющихся при следующих просмотрах) - крупное лицо мадонны (?) по центру полотна в путанке колючей проволоки, мифическая черепаха на месте Дальнего Востока, гимнастическая фигура «воздушного моста» между Калининградом и Ленинградом, нога с копытом в нижнем левом углу. Кроме этого в полотне при его рассматривании всплывает и исчезает множество иных изображений. Следует отметить, что без выявления и анализа флюитарных образов рассматриваемое номерное полотно Поллока остается тем, о чем всегда говорили искусствоведы художника -  хаосом линий и пятен, и понять в контексте их рассуждений смысл полотна «Номер 1А» («Холодный апрель -1947») как символа «холодной войны» и притчу во языцех прессы хрущевского периода - абсолютно невозможно…

 
Джексон Поллок, по всей вероятности, продуцирует на указанных номерных полотнах современный ему образ страны ГУЛАГа, который воздействовал на творчество художника с особой силой. Пишут, что сам художник высказывался по поводу того, что полностью контролирует  и осознает процесс создания картин, и внимательный просмотр зрителем номерных полотен это подтверждает. На полотнах присутствуют явственные признаки логического мышления и домашних заготовок, включающих знакомство автора перед созданием произведения с географическим атласом, книгами по истории и мифологии народов мира, текущими политическими новостями и сведениями о советской системе ГУЛАГа, так сильно затронувшими творчество художника.

2013   

______________________________________________________
* - http://www.proza.ru/2011/10/28/1625