Газета-На страже Родины-1942 год-часть 11

Александр Одиноков 5
 

         По страницам красноармейской газеты "НА СТРАЖЕ РОДИНЫ"
                (Ленинградский фронт)


27 июня 1942 года. С. 2.

Старший политрук И. Франтишев

                ФРОНТОВЫЕ БЫЛИ

1. ТРУБА

   Снайпер Федосеев лежал в окопчике и пристально наблюдал. Его глаза были прикованы к одиноко торчавшей на косогоре трубе. Только она да беспорядочная груда чётных углей напоминали о стоявшем тут хуторе.
   Снайпер нервничал. День на исходе, а он так и не отыскал немецкого наблюдателя. Хитро укрывается, чёрт! А вчера командир сказал:
 - На тебя одна надежда, Федосеев. Крепко нам насолил этот гусь.
   Федосеев и сам это хорошо знал. Наблюдатель засел где-то поблизости и как только покажутся в траншеях люди, так на них начинают валиться мины.
   Труба почему-то всё время привлекала внимание снайпера, как магнит. Один раз ему даже показалось, что оттуда кто-то высунулся, но быстро нырнул обратно.
   Солнце опускалось всё ниже и ниже. Над ложбинкой начинал собираться туман. Скоро возвращаться обратно. И с пустыми руками?

   Федосеев в последний раз посмотрел на трубу. К ней летела ворона. Она, видимо, уже привыкла к грохоту боя и не обращала внимания на свист снарядов. Покружившись над сгоревшим хутором, ворона устремилась к трубе, но неожиданно взметнулась вверх.
 - Выдал всё же себя, фриц поганый, - сказал Федосеев. - Ворону отпугнул.
Осторожно, прижимаясь к земле, снайпер пополз к развалинам хутора.

   Когда стемнело, возвратившийся Федосеев доложил командиру роты:
 - Ну, его дело - труба!

 2. В ПЕРЕРЫВЕ

   Заседание комсомольского бюро затянулось. Разбиралось заявление красноармейца Мокроусова.
 - Я, конечно, ничего не имею против, - говорил секретарь. - Однако и "за" сказать не могу. Обождём рекомендовать в партию.
   Секретарь не успел окончить. Прибежал связной и сообщил о боевой тревоге. Через несколько минут члены комсомольского бюро уже сидели на мчавшихся вперёд танках.
   На рассвете танковый десант ворвался в расположение немцев. Завязалась горячая рукопашная схватка. Мокроусов штыком и прикладом прокладывал себе путь в траншее.
   Трое немцев, не приняв боя, юркнули в землянку.
Мокроусов и секретарь партбюро Васильев забрались на крышу блиндажа. Через печное отверстие они опустили внутрь две "лимонки". Раздались дикие вопли. Из землянки выскочили два солдата. Секретарь партбюро Васильев направил на них автомат, а Мокроусов полез в землянку.
   Оттуда он вышвырнул ещё двух солдат. Потом полетели одеяло, подушка...
 - Не барахоль! - крикнул Васильев.
Но Мокроусов не выходил. Васильев уже забеспокоился. Однако дверь снова открылась, и появился боец, тащивший что-то тяжёлое.
 - Офицер, - виновато сказал он, - забрался под кровать, закутался в одеяло, и никак его оттуда не достать. Еле совладал...

...Вечером в этой же землянке продолжалось заседание комсомольского бюро. Оно решило дать Мокроусову рекомендацию. А вторую рекомендацию ему написал секретарь партбюро Васильев.


3. СМЁТКА

   Смеркалось. Лес окутала полумгла. Бой кончился, но в лесу всё ещё раздавались одиночные выстрелы.
   Миномётчик Серотюк, напевая, не спеша шагал по извилистой тропке. Он собирал ветки для шалаша.
 - Рус, сдавайся!
   Серотюк, вздрогнул в направлении голоса. Шагах в десяти он увидел немца. Тот стоял у сосны с автоматом у живота.
   Этого Серотюк никак не ожидал. Наши бойцы сегодня крепко потрепали фашистов, отогнали их километров на пять назад. Откуда же этот дьявол здесь появился? И один ли он?
 - Сдаваться? - переспросил Серотюк. - Сейчас, погоди.
   Красноармеец выхватил из сумки гранату и угрожающе замахнулся.
 - Сам сдавайся!
   Немец испуганно попятился и начал медленно поднимать руки кверху. Серотюк подбежал к нему, выхватил автомат и уже весело прикрикнул:
 - Живее поворачивайся, олух!
   Минут через десять Серотюк привёл пленного к командиру роты. Немец ёжился и кутался в обгоревшую шинельку.
   Серотюк долго смотрел на плюгавого автоматчика и ухмылялся.
 - Дурень ты, - наконец, сказал он. - Дурень с автоматом.
   Миномётчик показал ему гранату Ф-1, которую всё время держал в руке. Она не была заряжена - вместо запала торчала деревянная пробка.
   В землянке все засмеялись.

                ***

                СБОР ЗНАТНЫХ СНАЙПЕРОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

    Уже в течение нескольких месяцев лучшие стрелки подразделения Н-ской части - истребители немецких оккупантов - совершенствуют здесь свою боевую подготовку.
   Курс усовершенствования прошли на сборах такие известные теперь снайперы-истребители, как Григорий Симанчук, Тэшабой Адилов, Михаил Шарков, Иван королёв и многие другие.
   На очередном сборе группами истребителей руководили лейтенанты тт. Щеблыкин и Кучеренко. Снайперы выполняли сложные задачи стрельбы по наземным и воздушным целям, по неподвижным и движущимся мишеням.
   Успешно сдав зачётные стрельбы, сбор закончили знатный истребитель боец Н-ского подразделения Алексей Токталмев, на счету которого 48 уничтоженных гитлеровцев, красноармеец Горский - наводчик снайперского орудийного расчёта, красноармеец Озадкин и другие.
   Тт. Токталмеву, Озадкину, Горскому и другим лучшим снайперам присвоено звание инструктора снайперской подготовки.

                ***

Старший политрук А. Сапаров

                БОЙ ВО ВРАЖЕСКИХ ТРАНШЕЯХ

    В назначенную минуту должен был произойти взрыв, который расчистил бы проход в проволочном заграждении, и группа младшего лейтенанта Никольского, совершив бросок, могла ворваться в траншею врага. Но взрыва не последовало, и это резко изменило обстановку.
   Справа кипел бой. Группа младшего лейтенанта Федосова уже дралась в логове врага, встречая ожесточённое огневое сопротивление, а бойцы Никольского всё ещё оставались перед проволокой. Как быть? Надо быстрее помочь товарищам.
   Тогда, не ожидая приказания, по собственной инициативе красноармеец Крынский рванулся вперёд и, действуя сапёрными ножницами, под градом пуль прорезал проход в проволочном заграждении.
    Разведчики устремились вперёд и быстро достигли белофинской траншеи. Завязался жаркий бой.
   Старшина Пустовалов заметил в траншее офицера, который целился в нашего командира. Пустовалов убил фашиста ударом приклада.
   Из дзота безостановочно строчил станковый пулемёт, не давая продвигаться нашим бойцам. К амбразуре дзота подобрался заместитель политрука Тимофеев и в упор застрелил вражеского пулемётчика.
    Увидев убегающих по траншее белофиннов, красноармеец Чертогов погнался за ними и застрелил шестерых фашистов.
    В этой схватке белофинны потеряли свыше 20 солдат и офицеров убитыми и ранеными. Наши разведчики возвратились в свою часть.

________________