1812 год. Эвакуация

Владимир Мурашов
       Письмо дюку Ришелье в Одессу:
       "…направлять их (Марию Нарышкину и дочь Софью),если не дай Бог, некая катастрофа заставит нас отступить. Отвезите их тогда вглубь страны, в Пензу или Саратов". Император Александр Декабрь 1811.
       
        Рассказывают, что перед вступлением французов в пределы наши, слышна была в лагере их пальба; на вопрос, что значит, отвечали: в память Фридляндской баталии. А вскоре потом слышна была пальба в Российском лагере и на тот же вопрос отвечали, что мир заключен с турками.
        22 июня 1812.

        2 июля. Говорят, что Наполеон уже к 30-му августа будет в Петербурге, и увезет памятник Великого Петра в Париж дабы поставить его там же, где находится шляпа и шпага Фридриха Великаго, колесница с Бранденбургских ворот и Львы Венецианские.
        Говорят также, что корпус графа Витгенштейна разбит и французы уже вступили в Курляндию.
        Говорят, что в армии существует великое несогласие, войска наши походами изнурены и потеряли дух бодрости, что все происходит от дурных распоряжений военного министра, который рассеял армию так, что не могли не токмо соединиться, но не наблюдать даже за движением неприятеля, вышедшего столь внезапно в пределы наши, что Государь, быв на балу в Вильно, услышал, что неприятель в 13 верстах от Вильны. Все так разбежались, что не успели и убрать со стола.

        10 июля получены сведения из Риги, что французы перешли Двину у Юнгфергофена и продвигаются к Петербургу. Их силы 30-40 тысяч. Император Александр находится в Петербурге, и потому боялись, что вслед за Москвой Наполеон двинет на Север испить невской воды.
        В городе большое смятение. Петербург защищать некому. ... наша артиллерия и запасные баталионы отправлены в Калугу.

        16 июля Из Риги пишут, что расстрелян некто Корсак, за обличение в сношении с неприятелем, и что по приведении в исполнение сего приговора, народ бросился на его тело и изрубил оное на кусочки.
        Приходящие корабли привозят известия из Испании весьма утешительные. Успехи союзных войск увеличиваются и французы прогнаны за Пиренеи.
        В городе единодушно занимаются духом общим и ...(содействуют) пожертвованиями против всемирнаго врага. Самые даже чухонцы хотят участвовать в сем ополчении и в истреблении неприятеля.
       
        25 июля бедный пьяный чиновник избил иностранца в Петербурге за лишний вопрос. Отмечались выстрелами из Петропавловской крепости важные победы Витгенштейна и Тормасова. (Икскюль С.Н.)

        9 августа. Рассказывают, что Государь послал своего адъютанта с приказанием, чтобы пели песни. Солдаты будто бы отвечали: что русские солдаты тогда только поют, когда идут вперед. Рассказывают также, что солдаты плакали когда Великий Князь получил от Барклая повеление ехать в Москву.
        Разсказывают, что французы сожгли Смоленск и находятся уже в Дорогобуже. Уверяют, что некоторые полки наши из Свеаборга прибыли в Ригу.
        В некоторых знатных домах сумневаются, что Барклай нарочно ретируется и что деяния его в связи с намерениями Сперанского.

        Список подозрительных людей (свыше 100 фамилий)  составлен большею частию по известиям Обер Полицмейстера, а весьма малая часть сведений собраны в Особенной Канцелярии. Сии замечания происходят от полиции и я в справедливости их ручаться не дерзаю. (Фон Фок)

        Придворное ведомство составляет перечни ценностей. Эрмитаж. Монплезир, Петропавловский собор и Монетный двор, Кунсткамера, Лавра: мощи и ценности.
        Учащихся отправляют по рекам и каналам в Олонецкую и Новгородскую губернии. На месте нет провианта и навигация заканчивается.
        Императорский двор отправится в Казань через Ярославль.  Всего надо 2,5 тысяч подвод для 500 000 пудов грузов. Ни времени ни способов недостаточно.
        Указ: всем задействованным в эвакуации чиновникам – выдать двухмесячное жалованье вперед.

        На станциях до Ярославля расставлено до 2000 лошадей.
               
        25 сентября. Директор Публичной библиотеки Оленин А.Н. – министру народного просвещения Разумовскому А.К. : "Испрашивается 100 подвод или три судна. Отправить следует до ста ящиков наиболее редких рукописей и самых нужнейших книг. Ящики – по 20 пудов. Направление - Петрозаводск.
        Приказ губернатору Мертенсу «Не вскрывать. Промокнут".

        Суда тащили по Неве против ветра. Они застряли во льдах на реке Свирь.
        Там же оказались ценности Кунсткамеры и Академии Художеств.

        Академик Фусс: На яхтах в Петрозаводск были отправлены Губернская гимназия и Педагогический институт. Яхты не миновали раннего ледостава. Далее студентов - педагогов везли подводами. Гимназисты, за неимением транспорта, зимовали в деревнях.
        Царскосельский Лицей. Распоряжение Разумовского: подготовить жестяную дорожную посуду и теплые вещи, к закупкам (продуктов) не приступать. Книги по малому количеству взять с собой. Преподаватели готовятся к дороге вместе с воспитанниками. Направление – Петрозаводск.

        Пажеский и Кадетский сухопутный корпуса, Иезуитский институт готовы к отправке.

        Императрица Мария Федоровна, вызывая недовольство, уже с 11 июля укладывала бумаги.

        13 сентября. Полицейские осведомители сообщают о разговорах дворовых людей министра финансов Гурьева Д.А
        "…свернуть головы своим французам и уже потом идти на врага".

        Наполеон на острове Святой Елены: "Мы могли идти на Петербург, и Александр боялся этого. Он отправил в Лондон свои сокровища. Если бы дело было в августе, армия, несомненно, пошла бы на Петербург".

        Фон Фок: Народ смотрит на императрицу (Марию Федоровну), "подкуплена Бонапартом, приходит в смущение... опасаются, что уговорит царя к заключению мира с Франциею и к запрещением торговли с Англией".

        …императрица Екатерина Александровна, когда ее спросили, сколько надобно подвод для вывоза вещей, отвечала: «Так как нет возможности спасти имущество всех жителей Петербурга до последней бедной, то и я должна терпеть одинаковую с ними участь»

        Ф.П.Толстой: «эта кроткая умная государыня во всех случаях поступала,  как истинная царица».