Дон Педро и веселый Дьявол

Олег Яненагорский
Дьявол, которому поздним осенним вечером встретился Дон Педро, был натурой весёлой и частично даже озорной. Это я так думал тогда…  Но и Дон Педро, надо честно признать, тоже был «малый не промах»! И тут,  как говорят в далёкой и холодный Московии, «нашла коса на камень».
Откуда я знаю про косу, камень и холодную Московию?  О! Это, сеньоры совершенно другая история, не относящиеся к встрече весёлого Дьявола и Дона Педро, и тех последствий и происшествий, которые последовали после заключения  той  роковой сделки.
Как?! Разве я ещё не сказал, что история этой сделки стала широко известна. Более того,  почтенные синьоры, в начале 21 века некий ученый из далекой и холодной Московии, живший тогда на берегах великой сибирской реки,  даже статью напишет под названием «Сделки с Дьяволом на правовом поле».* Правда, я не буду указывать все подлинные имена…
Откуда я знаю про великую сибирскую реку и об ученом, а также про его статью? А это, благородные синьоры, совершенно иная история, о которой я с удовольствием расскажу вам следующий раз… если… если сегодня и прямо сейчас не умру от жажды…
 О, благодарю Вас, прекраснодушный синьор Карлос, Ваше вино великолепно! Нет-нет, скажите слугам, что не надо уносить кувшин с этим прекрасным вином! Пусть он останется вместе с нами...
Так вот, чуть-чуть утолив жажду, я всё с вашего позволения, благородные сеньоры, начну рассказ о том, как весёлый Дьявол и Дон Педро, храни Господь и Все Святые его заблудшую душу, заключали сделку.
Дон Педро тогда сбе… спешно покинул  Мадрид и направился в Толедо. Ах, не спрашивайте благородные синьоры о причинах бег… о причинах, по которым Дон Педро был вынужден покинуть столицу нашего Богом хранимого королевства… Страсть к азартным играм и козни недоброжелателей часто заставляли Дона Педро в спешке покидать некоторые места…
Ах, какое у Вас прекрасное вино, благородный Дон Карлос, и я с удовольствием выпью еще за Ваше здоровье и милость Короля к Вашему роду…
При каких обстоятельствах в таверне при постоялом дворе, встретились тогда еще веселый Дьявол и Дон Педро, я не знаю. Меня они пригласили за стол быть свидетелем выработки условий договора. Дьявол выглядел как немолодой дворянин почтенной наружности и с хорошими манерами. И сначала он был весел…
Должен сказать, что я не все запомнил, благородные синьоры, потому, что Дьявол угощал всех прекрасным вином, почти столь же великолепным как у благородного Дона Карлоса, и я выпил немножко больше, чем обычно…
Но я точно помню, что в договоре было 28 пунктов, и за исключением последнего, все они начинались словами: «Дьявол, ты обязан…».
Ну, я же говорил, что Дон Педро был честный и благородный человек, поэтому он потребовал, чтобы Дьявол немедленно доставил ему 10 000 золотых эскудо, а затем, чтобы он еще в первый вторник каждого месяца доставлял по 1000 золотых эскудо. Некоторые места из договора я запомнил наизусть, так они мне понравились:
«Дьявол, Ты обязан заставить меня быть любимым и принятым Королем и всеми аристократами, так чтобы я мог всегда быть уверен в их доброжелательном расположении и привязанности, и чтобы все соглашалась без вопросов с тем, что я могу пожелать от них...
Дьявол, Ты обязан наделить меня здравым смыслом, пониманием и умом, так чтобы я мог обсуждать все проблемы логически и мог дать обоснованное суждение о них…
… Ты обязан защищать меня и присматривать за мной во всех заседаниях суда и совещаниях у Короля, Епископа или Папы, перед которыми я могу предстать».
Еще благородный Дон Педро, храни его заблудшую душу Господь и Все Святые,  требовал обучения изготовлению лекарств, овладения иностранными языками, предоставления волшебного кольца, для того чтобы его обладатель мог быть невидимым и неуязвимым, а также защиту от воров и от поражения огнестрельным и холодным оружием...
Дон Педро истребовал, чтобы ему было позволено вести его общественную жизнь как добропорядочному христианину и беспрепятственно посещать церковную службу... Особым пунктом оговаривалось, что Дьявол должен являться перед Доном Педро в приятном обличье, а не пугающем или ужасающем.
С каждым обсуждаемым пунктом договора Дьявол терял свое веселье и становился все более неуступчивым в мелочах. Особенно долго, буквально до хрипоты в глотках, спорили об организации достойных похорон Дона Педро! Но при этом Дон Педро согласился, что когда он умрет, то Дьявол заберет его душу, независимо от того, будет ли он похоронен в церкви или за ее пределами. Воспользовавшись тем, что Дьявол отвлекся на заказ еще трех кувшинов вина, Дон Педро шепнул мне, что завещает похоронить себя прямо в церковной стене…
Ах, какое у вас прекрасное вино, благороднейший из благороднейших Дон Карлос!
Почему надо было хоронить Дона Педро в церковной стене? Ну, это же так понятно, почтенные синьоры! Это же не внутри церкви и не за ее пределами….
Что обещал Дон Педро когда-то веселому Дьяволу? А вот это и было записано в последнем пункте договора. Дон Педро, храни его заблудшую душу Господь и Все Святые, обещал отречение от Господа и Святой Троицы и обещание подчиняться Дьяволу телом и душой. Ну, и вдобавок кой-какие мелочи – предоставить ему еще несколько мужчин и женщин…
А потом я уснул за столом и остального не знаю… Слаб человек духом и телом, благородные синьоры, слаб… В оправдание могу сказать, что тогда я сильно устал в дороге, а вино в таверне было почти столько приятным, как и у благороднейшего синьора Дона Карлоса, дай Господь ему долгих лет процветания…
Чем же закончилась история того договора? Увы-увы… После подписания договора растерял Дьявол свою веселость и не стал его выполнять… Обманул он доверчивого человека и благородного дворянина…
И осудили… и сожгли  на костре бедного Дона Педро в 1676 году от рождения Господа нашего Иисуса Христа, храни его заблудшую душу Господь и Все Святые…
Мне кажется, что в кувшине еще осталось то прекрасное вино?...

* Эта статья действительно была написана и опубликована, ее текст можно найти в интернете