465 лет присоединения Казани

Иван Обыватель
465 лет тому назад, в субботу 1 октября (по старому стилю) 1552 года, перешедший на службу к московскому царю казанский мурза Камай Хусейнов, предал защитникам Казани царское требование сдаться и бить ему челом. Всем сложившим оружие было обещано сохранить жизнь и имущество. Казанцы ответили отказом. Штурм города стал неизбежен.
На следующий день в воскресенье 2/15 октября в 7 часов утра от взрыва 48 бочек пороха, заложенных в два подкопа под стены Казани, дрогнула земля. В образовавшийся со стороны Арского поля пролом первыми ворвались донские казаки под командой походного атамана Сусана Федорова. Одновременно начался общий штурм города.
Не смотря на яростное сопротивление казанцев, вскоре над пролом и на городских стенах взвились русские знамена. Начался бой в городе. Бой жестокий. Без пощады и пленных. Хотя…не для всех.
Задолго до того, как пали последние защитники города, казанский хан Ядыгар (Едыгер)- Мухамед оказался в царском шатре. Там ему не стали рубить голову, четвертовать, сажать на кол, сдирать кожу, варить заживо или что-нибудь в этом роде (а в те времена были большие затейники по этой части и гуманизмом не слышали). С него волос не упал, и он благополучно прожил еще больше 10 лет. И хорошо, я вам скажу, прожил! Крестился, женился на боярышне из древнего русского дворянского рода, получил в удел город Звенигород. Всех своих детей называл именами царских детей. Ходил в походы с царским войском. И отнюдь не рядовым бойцом. После смерти был похоронен в Чудовом монастыре Московского Кремля. А это почести рангом только чуть пониже царских.
Откуда же такие милости грозного царя, не страдавшего сентиментальностью? Какой только чепухи не довелось читать по этому поводу! Предательство, трусость, воспоминания Ивана Грозного о предыдущей службе хана и тому подобное. А по моему, не было не предательства, не трусости, не царских сентиментальных соплей. Астраханский хан Ядыгар с молодых лет и до самой смерти верой и правдой служил московскому царю. И на Казанском престоле в том числе. Но об этом как-нибудь потом.
А пока город отчаянно защищался. Наиболее ожесточенные бои разгорелись во дворе ханского дворца и у главной мечети, расположенной на Тезицком овраге. У ханского дворца атакующих попытались остановить сотней лучших красавиц города. Не помогло.
Подавить сопротивление защитников мечети русскому командованию удалось только вводом в бой свежих резервов. В отличие от хана, сеид Кул Шариф пал воином с оружием в руках у стен казанской святыни. Ныне на этом месте памятником ему и всем защитникам Казани стоит красавица-мечеть Кул Шариф.
И все же, не смотря на героизм и отчаянное сопротивление казанцев, к концу дня город пал. Казанский престол перешел к московскому царю. Навсегда.
Кто-то до сих пор льет слезы по этому поводу, считая присоединение Казани исключительно проявлением властолюбия и паталогического садизма Ивана Грозного, обрекшего казанских татар на жестокий гнет и страдания. Есть, конечно, версии и посимпатичней, но исключительно в виде легенд. Между тем, уже только одни регулярные набеги татарских ханов на московские земли не чем хорошим для них не могли закончиться.
Лично же я считаю, что события многовековой давности нельзя оценивать критериями нашего времени, как неправильно и представлять конфликт Московской Руси и Казанского ханства как конфликт двух сложившихся национальных государств. Потому, 2/15 октября 1552 нельзя рассматривать как день победы русских над татарами, а уж тем более как победу христиан над мусульманами или унижение татарского народа. В те времена даже привычные для нашего уха названия народов «татары» или «чуваши» имели смысл, отличающийся от современного. К тому же в войске Ивана Грозного хватало и мусульман, и татар.
Если же посмотреть на те и последующие события без идеологических, политических, национальных и иных шор, то без особого труда можно разглядеть, что действия Ивана Грозного были вполне логичными и обуславливались вполне объективными процессами.
К началу 16 века при отце Ивана Грозного в основном было завершено «собирание земель Русских» и Великий князь Владимирский и Московский уже носил титул Государя всея Руси. При Иване Грозном начался следующий этап – «собирание земель золотоордынских». И начался он с легитимизации этого собирания. В 1547 году Иван IV официально принимает царский титул. А это качественно другой уровень власти! Кроме всего прочего, царский титул, это титул Правителя Золотой Орды.
Имел ли Иван IV на него права? Безусловно! И несоизмеримо большие чем любой и тогдашних Рюриковичей и Чингизидов, так как являлся прямым потомком основателей Золотой Орды – Ярослава Всеволодовича, Александра Ярославовича (Невского) и Бату-хана. Не случайно царский титул за ним был довольно быстро признан и в Константинополе, и в Европе, и на Востоке.
Поэтому 1/14 октября 1552 года повиновения от казанцев требовал уже не Великий князь Владимирский и Московский, а Государь Золотой Орды!
И дальше все логично. Через четыре гола после присоединения Казани была присоединена Астрахань. А на следующий год вассалом Ивана Грозного признал себя и Бей Ногайской Орды.
Таким образом, через 10 лет после венчания Ивана Грозного на царство основной костяк Золотой Орды, Волжско-Окский экономический район и Волжский торговый путь на всем своем протяжении, оказался в едином экономическом и государственно-политическом пространстве. Что дало мощный толчок развитию всех производительных сил, и потому, объективно, было в интересах всех населявших эту территорию народов. В том числе и казанских татар.
Всего два примера. 24 июня 1505 года казанским ханом Мухаммед-Амином был учинен разгром знаменитой ежегодной Казанской Волжской ярмарки. Часть купцов (в основном русских) были убиты, а товары разграблены. После этого ярмарка, от греха подальше, перебралась под защиту Великого князя Московского, который за подобные забавы отрывал голову, что говориться не спрашивая фамилии. Сперва в Васильсурск, а потом в Нижний Новгород к обители св. Макария (знаменитая Макарьевская Ярмарка). Казань лишилась огромных доходов. Тех самых, которые превратили захолустное русское пограничье в волжскую столицу и крупнейший промышленно-торговый центр России. А могла бы это быть Казань, а не Нижний Новгород.
После 1552 года ничего подобного не могло быть даже в принципе. Казанские купцы, как и русские, и все остальные, оказались под защитой московского царя, который с желающими подержаться за купецкую мошну обходился без всяких церемоний. (Вспомните Ермака и почему он оказался аж в Сибири). К слову сказать, татарские купцы и промышленники среди делового люда царской России были людьми очень даже не бедными! Если приведется быть в Казани, обязательно побывайте в Старо-Татарской слободе, посмотрит, как жили до революции татарские бизнесмены.
Менее чем через пятьдесят лет в Московском царстве грянет Смутное время, т.е. страшный кризис власти. Все трещало и рушилось. Но вот в Казанском крае никаких сепаратистских устремлений к возрождению ханство не было. Наоборот, татары, марийцы, чуваши и другие поволжские народы поддерживали исключительно центральную власть. А ведь еще были живы те, кто родился в Казанском ханстве.
Процесс собирания земель золотоордынских продолжился и после Ивана Грозного. В 1598 году окончательно была присоединена Сибирь. В 1783 году на верность России присягнули Крым – тоже часть Золотой Орды. В итоге в едином государстве оказался весь улус Джучи.
Что же касается казанских татар… Ныне это вторая по численности нация в Российской Федерации, со стопроцентной грамотностью, полностью сохранившие свою идентичность, язык, культуру, государственность. По культурному и экономическому развитию абсолютные лидеры среди тюркских народов.
И еще… Много веков русские, татары, чуваши, марийцы и еще более ста народов плывут в одной лодке под названием Россия. И не надо ее раскачивать, а уж тем более пытаться отпилить от нее персональный кусочек. Тонуть будем все вместе.
А вообще то… всех с Покровом Пресвятой Богородицы! Добра Нам Всем! Всяких Благ и Всякого Благополучия! Всем! И мусульманам, и христианам, и буддистам, и атеистам.