Интереснейшие Критерии, однако

Алексей Ратушный
Интереснейшие Критерии, однако

Однажды на моих глазах в один шахматный клуб привели группу детишек из близ расположенного детского сада.
Детишкам было лет по шесть – не больше.
Я к этому клубу отношения не имел никакого.
Тренер, и он же, судя по всему, сотрудник этого клуба, провёл на моих глазах занятие.
Детишки, рассаженные воспитателем и под её же чутким присмотром вели себя строго и тихо.
Тренер сообщил им важные вещи: о борьбе за центр в дебюте, о необходимости быстро развивать фигуры, о значении открытых линий.
Я тихо сползал по стеночке и не выдавал себя ни стоном, ни жестом.
Потом детишки – их было около пятнадцати-двадцати – вместе с воспитательницей убыли восвояси, так и не проронив ни слова.

Вот с тех пор я стал при случае вчитываться в различные официальные программно-методические шахматные материалы.
Всё силился понять: а про чё это оне?
А об чём?
Вот, например, по какому «графику» намерены порою чиновники проверять полученные детишками «знания, умения и навыки»:



ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

История шахмат   
Шахматная доска   
Шахматные термины (шахматное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые и черные, партнеры, ход, взятие, стоять перед боем, взятие на проходе, шах, мат)   
Названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка,   Элементарные правила игры   
Некоторые тактические приемы 
 
УМЕНИЯ, НАВЫКИ
Различать горизонталь, вертикаль, диагональ   
Расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальном положении   
Играть каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса   

Играть малым числом фигур   
Владеет основными шахматными терминами   
Правильно применять элементарные правила игры   
Объявлять шах   
Ставить мат   
Отвечать на познавательные (логические) вопросы   
Решать шахматные ребусы   
Отгадывать шахматные загадки 

Критерии оценки показателей, когда  уровень развития сформирован:
- Имеет представление об истории шахмат;
- Имеет представление о шахматной доске, умеет ориентироваться на ней, умеет правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Знает шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, шах, мат;
- Умеет различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Знает названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальном положении;
- Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- Владеет правилами хода и взятия каждой фигуры;
- Имеет представление об элементарных правилах игры;
- Играет малым числом фигур;
- Владеет основными шахматными терминами;
- Правильно применяет элементарные правила игры;
- Имеет представление о некоторых тактических приемах;
- Умеет объявлять шах;
- Умеет ставить мат;
- Имеет сформированный устойчивый интерес  к  шахматной игре;
- Оказывает постоянную помощь сверстникам;
- Активно проявляет себя во время образовательной деятельности. 

Не скрою от вас:
Я не ведаю, что это значит: «стоять перед боем».
Догадки, конечно, имею, но о знании здесь речи нет и не может быть!
Не знаю!

«Имеет представление об элементарных правилах игры» тут надо особо отметить, что ребенку предлагается каким-то чудом различить «элементарные правила игры» и «не элементарные правила игры». Лично мне в силу врожденной слабости мозжечка так и не удалось разобраться в столь сложном и запутанном вопросе.
«Умеет объявлять шах» - это как?
Дело в том, что слово «объявлять» подразумевает в первую очередь речеговорение. Но говорить во время партии нельзя. Запрещено.
Как же «объявить» шах? У меня нет никаких соображений на сей счёт.
«Умеет ставить мат». Ещё одна загадка века.
Ставить – время продолженное, процесс не завершён. Мат – смерть королю. Процесс закончен. Почувствуйте разницу! «Ставить» или «поставить»?
Но это уже мои скромные ни на чём не основанные предположения.
Как можно оценить искусство завершения процесса, если процесс не завершён? Теряюсь в ориентирах. Теряю ориентиры. Не ориентируюсь!
И это имея за спиной Философский факультет одного из ведущих вузов страны! Каково же ребятёнку?
«Активно проявляет себя во время образовательной деятельности» - мы снова в СССР! Вам не понять радость ту, сэр!  Мы снова в СССР!
И всё-таки довольно несуразный «критерий». Например, кашляет. Это «активно» или ещё «недостаточно активно»?
Залез в ванночку с проявителем и замер в ней.
«Проявляет себя»!
Принимается?
«Играет малым числом фигур»!!!
А это что за фишка?
Играет или «успешно играет»?
«Малым числом» - это каким именно «малым»?
За один ход перемещается ровно одна фигура.
В крайнем случае – две.
Это игра?
Значит играет.
Это «малое число»?
Включаются ли в число «фигур» «не фигуры» - то бишь пешки?
«Правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальном положении» - пока не вдумаешься, трудно уловить юмор автора этого текста. Если фигуры на доске уже в начальном положении, то можно ли их «расставить» неправильно? Может быть автор хотел сказать «в начальное положение»? Но тогда глагол «расставляет» неуместен. Уместнее «полагает», «кладёт». А самое весёлое здесь – слово «правильно».
Если этот член речи относится к глаголу «расставляет», то «положение» вообще не обсуждаемо. Например в Правилах записано вдруг: "каждая фигура ставится на место двумя пальцами сверху вниз". И если расставляющий берёт её всей пятернёй, то это уже «неправильно расставляет»
«Знает названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король»
Интересно чиновник собирается оценивать «знания»:
«Знает названия шахматных фигур».
Имеются ввиду именно названия?
Безотносительно к самим фигурам?
Знает слова, данные в перечне, или всё-таки знает малость поболе?
«Владеет правилами хода и взятия каждой фигуры»
Вот интересно: можно ли «владеть» «правилами хода и взятия»?
Вообще «владение правилами» – это сильно сказано!
Любопытно также, относимо ли «хода» к каждой фигуре, или только «взятия»?
Тут важно уловить мысль: одно дело «взятие фигурой» и совсем иная масть «взятие каждой фигуры». Согласитесь, разница существенная – берут вас или берёте вы!
« Имеет представление об истории шахмат»
Эх-хе-хе.
Сразу уж так жёстко: «история шахмат»?
Сразу столь сильно: «представление»?
 Я исследую вопросы «истории шахмат» более полувека.
Понятно, что признавать наличие у меня хоть сколько-нибудь сформированного «представления» на мой взгляд было бы ничем не оправданным оптимизмом.
И здесь речь идет о некорректной постановке вопроса, а вовсе не о том, что творится в моей бедовой головушке.
«Имеет представление о шахматной доске, умеет ориентироваться на ней»
Шахматная доска – один из наисложнейших объектов внешнего мира, явленный человечеству, и здесь одним жалким «представлением» никак не обойтись.
Речь может идти либо о системе воззрений, либо о фрагментарных, отрывочных «представлениях» в их совокупности. Умение «ориентироваться» «на доске» это что? Дело в том, что шахматная доска – объект двумерный, лишённый объёма. Ориентироваться «на» здесь не получается. «Ориентироваться» приходится «в» ней!
Передохнем и продолжим!!
Улыбайтесь!
Улыбайтесь от всей души!