Просвещение, образование, обучение

Николай Мурашев
Как толкуются эти термины в словарях?
      Просвещение.
Большой толковый словарь
ПРОСВЕЩЕНИЕ, -я; ср. 1. к Просветить (2.П) - просвещать; распространение знаний, образования, культуры.2.  Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодализма (характеризуется гуманистическим мировоззрением, требованием распространения знаний, обоснованием естественного равенства людей).
Словарь методических терминов
ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране. 3. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в XVIII в.

Анализ приведенных определений позволяет сделать следующие заключения:
1. Определения в словарях не согласованы. Так в "Большом толковом словаре"  под просвещением понимается и культура, а в "Словаре методических терминов" культура не понимается. Дело в том, что термин "культура" в русском языке не имеет чёткого стандартизованного определения - его понимание многолико и туманно.
2. Под знаниями понимается любая информация и полезная, и бесполезная, и вредная, принятая Разумом человека, то есть, познанная или узнанная. Отсюда следует, что в определении распространение информации в качестве ключевой сущности понимания термина ничтожно и не выражает предполагаемой сущности его понимания.
3. В словарях термин "образование" двусмысленен. Прежде всего он относится к понятию "появление" чего-либо и имеет глагольный признак и вне словосочетания с появляющимся объектом, предметом, явлением он бессмысленен. Во вторую очередь термин толкуется как существительное, отвечающее на вопрос  "Что?"
Я бы термин "Просвещение" определил так - это процесс возвышения интеллектуального потенциала человека, групп людей и населения государства в целом, предусматривающий расширение кругозора, накопление баз учёности и мыслительных способностей Разума.

         Образование
Большой толковый словарь
1. ОБРАЗОВАНИЕ, -я; ср. 1. к Образовать и Образоваться 2. То, что образовалось, возникло в результате какого-л. процесса.

2. ОБРАЗОВАНИЕ, -я; ср. 1. Процесс усвоения знаний; обучение, просвещение. Развитие, совершенствование (ума, вкуса, характера и т.п.). 2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.  Уровень, степень познаний; образованность.
Анализ приведенных определений позволяет ещё раз привести читателю ранее опубликованный комментарий: "В словарях термин "образование" двусмысленен. Прежде всего он относится к понятию "появление" чего-либо и имеет глагольный признак и вне словосочетания с появляющимся объектом, предметом, явлением он бессмысленен. Во вторую очередь термин толкуется как существительное, отвечающее на вопрос  "Что?"  Понятно, что такая корявость делает корявым и мышление. Тут, как в мусорном ведре, образование толкуется как просвещение, как обучение, как умения, как навыки. Что прискорбно. Так как каждый термин,  являясь условным кодом конкретного, только ему присущего понятия, обязан быть определён этим понятием. Термин "образование" во втором случае толкования - явная лингвистическая оплошность. Схалтурили и не придумали оригинального условного кода. Отсюда следует, что термин во втором своём значении в словарях ничтожен и не соответствует  сущности его понимания. Более того, бестолковость возникшей ситуации становится очевидной после ознакомления с термином "обучение" и его определением.
 
Ниже я привожу определения терминов "образование " и "обучение"  из одного и того же "Словаря методических терминов".

1. ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений. Основной путь получения О. – обучение в системе различных учебных заведений. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. В зависимости от характера подготовки к жизни и труду различают общее О. (начальное и сред-нее) – дает знания, навыки, необходимые каждому человеку независимо от будущей специальности, профессии, и специальное О. – дает знания, навыки, умения, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня квалификации. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В ходе получения О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, навыков и умений, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., опирающаяся на национальные и мировые исторические традиции, а также на учет возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

2. ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе О. реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями О. осуществляется отбор содержания, методов, средств О. Задача О. не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека (см. воспитание). С позиции коммуникативно-деятельностного подхода О. строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» О. (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» О. (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе О. необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности О. важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.

В "сухом остатке" из двух приведенных текстов оригинальным является только текст "Основной путь получения Образования – обучение в системе различных учебных заведений". Вот такая в словарях псевдо научность. Но приведенная "изюминка" по термину "образование" и тут корява: Познания формируются Разумом в памяти человека, а не получаются им со склада. Познания и только они определяют эрудицию человека, его учёность, просвещённость, профессионализм, и отражаются в способностях Разума.