Любляна. Фуникулёр и Зелёный кавалер

Борис Готман
   В Любляну мы собирались ещё в августе, но оказались в ней только в середине сентября.

   Правда в сентябре по статистике в словенской столице выпадает даже на пару миллиметров меньше осадков, чем в августе, но зато и прохладнее.

   Короче,    суточные полсантиметра дождя  небеса  решили на нас излить  в полтора часа  сразу по приезде. 

   Небеса  можно  понять – они помогают  Любляне  прочно удерживать звание  Зелёной  столицы  Европы.

   Не страшно, есть зонтики.  Кроме того, после недавнего обретения Словенией независимости  она успела добиться ощутимых успехов в ряде областей, в том числе и в сфере туризма.

   Знаковым местом словенской столицы уже много веков является Люблянский Замок или по-словенски Град.

   Как и положено замку, построен он на возвышенности  и хорошо виден из многих мест старинного городского центра, о чём свидетельствуют мои снимки в верхнем ряду коллажа.
   
   А  какая панорама открывается из Замка  на город и окрестности!

   Давно, по крайней мере  с конца XIX века, городские власти хотели соединить старый город с замком фуникулёром.

   Однако сначала у имперской власти, а потом и у федеральной  не  находилось на это средств, зато находились причины для отказа.

   Надо отметить, что новое руководство Словении сразу взяло курс на развитие экологически чистых видов транспорта, поэтому его никак не устраивало сохранить действовавшее тогда  автобусное сообщение с Люблянским Градом.

   И вот в 2006 году  долгожданный фуникулёр  был  построен и запущен в работу. В 2010 году число его пассажиров перевалило за миллион, а  в 2014 году миновало двухмиллионный рубеж.

   Конструкцию фуникулёра выбрали самую простую – эстакада с рельсами без байпаса, то есть только для  одного  вагона. Люблянский фуникулёр является, по сути, наклонным лифтом, простой, надёжной и довольно распространённой во многих странах конструкцией.

   Салон для пассажиров установлен горизонтально на наклонном шасси, что обеспечивает безопасность и позволяет существенно сократить время посадки и высадки "путников", как называются по-словенски пассажиры (фотография в середине правого столбца коллажа).

   На той же эстакаде под рельсами для движения  вагона уложены рельсы  противовеса. Противовес хорошо виден на нижней фотографии в правом столбце коллажа. 

   Максимальная скорость вагона составляет 3 метра в секунду.

   Путь между станциями  вагон проходит за минуту. Столько же занимает посадка и высадка 33 пассажиров, то есть полный цикл  "вверх-вниз"  длится всего шесть минут.
 
   Старый город не так велик,  добраться  пешком к нижней станции фуникулёра совсем несложно.

   А как быть туристам с ограниченными по разным причинам возможностями? Ведь старый центр Любляны превращён в пешеходную зону, даже сам мэр прибывает на службу на велосипеде! 

   Всё просто  -   в пешеходной  зоне  уже несколько лет действуют экологически чистые бесплатные такси.

   Называются эти машины "Зелёный кавалер".  Таких "кавалеров" на сегодняшний день четыре и предназначены они главным образом для пожилых людей, для людей с ограниченными физическими возможностями  и для туристов.

   Эти машины  с электроприводом  могут принять в салон до пяти человек и двигаться со скоростью до 25 километров в час.

   Как выглядят эти машины,  видно на моих фотографиях в левом столбце коллажа.

  "Зелёного кавалера" можно заказать по телефону или остановить прямо на улице, когда он едет по своему маршруту между Крековским рынком (рядом с которым расположена нижняя станция фуникулёра)   и остановкой автобуса напротив Драматического театра.

   Конечно, такие  меры городских властей  по внедрению  в зелёной столице Европы  экологически чистых видов транспорта могут только радовать.

   Будем надеяться, что у властей города  дойдут руки и до реконструкции  фасадов  ряда  зданий исторического центра, с которых  штукатурка  отваливается  слоями.