Разговор Воланда с Берлиозом

Сергей Шильниковский
                По мотивам романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

        Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то спрашивается, кто  же управляет жизнью человеческой и всем вообще распоряжается на земле? -  Обратился иностранец к Берлиозу и Бездомному. - Сам человек и управляет – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
      Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - ваш ответ, Иван Николаевич, и похожие мнения большинства людей в очередной раз доказывают, насколько вы тщеславны и необоснованно раздуваете до заоблачных высот свое самомнение, насколько вы ограничены и примитивны в своем мышлении.
     -Откуда Вы знаете, как меня зовут? - пользуясь паузой в монологе неизвестного, вставил Бездомный. - «Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? -здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение и собственные стихи».
     Удовлетворенный Бездомный замолчал, а неизвестный продолжал. - Считая себя венцом эволюции, вы не способны осознать, что появляетесь на земле как частица могучего жизненного потока, созданного неведомой силой, дарующей каждому возможность жить расти и развивать свои способности и характер, в соответствии с заложенными Творцом программами. Барахтаясь в этом потоке, вы как бы случайно встречаясь и сталкиваясь между собой, становитесь участниками различных ситуаций. А ваше скудное мышление и сознание, пропуская информацию об этих ситуациях, словах и поступках друг друга через призму заложенных программ, взращивают ваше эго. Твердо убеждающее каждого из вас в правильности выраженных словесными комбинациями ваших мнений на все случаи жизни, отражающих крайне малый информационный объем. И вот уже нет Человека, предназначенного для развития в себе божественного импульса, а есть человеческие эго, осознающие себя лишь земными людьми, зубами и когтями борющиеся друг с другом за комфортные условия существования.
   Такой низкий мыслительный потенциал позволяет вам осознавать себя и ориентироваться лишь в созданном вами самими мире, основанном на словесном фундаменте, в котором с помощью слов объясняются все тайны мира и осуществляется взаимодействия людей друг с другом. Этим миром ваши сознания, в силу слабого мыслительного потенциала, и заменяют не замечаемый и не понимаемый вами, мчащийся и изменяющийся с громадной скоростью, информационный поток бытия, созданный Великим творением.
       А чтобы по-настоящему управлять, Иван Николаевич, необходимо держать под контролем миллионы причин, и изменяя их, изменять и следствия, осознанно влияя на поступки и судьбу каждого человека, что также не подвластно вашей скорости мышления. Поэтому вы обречены барахтаться в мире следствий, и реагируя на них, радоваться, страдать, переживать, запоздало пытаясь их изменить, но по существу изменить настоящее вы не в силах.  Не осознавая при этом, что своими поступками и необдуманными действиями постоянно творите причины ваших будущих, в том числе, и трагических событий. Поэтому никто из людей не может ручаться за свой завтрашний день.
    «И в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начали управлять и другими и собой, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас…кхе…кхе…саркома легкого…- тут иностранец сладко усмехнулся…- и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме свой собственной, вас более не интересует». Ваше эго, только что упивавшееся своим величием, трусливо сжимается и, пища от ужаса, предчувствуя неумолимо надвигающийся конец, заставляет вас в панике бросаться к ученым врачам, затем к шарлатанам или гадалкам. Но все это совершенно бессмысленно, так как не осознаваемая вами череда причинно-следственных связей, которую ваше слепое, но обольщенное тщеславием и гордыней эго творило в течении всей вашей жизни, неминуемо привело к трагическому концу.
    «А бывает еще хуже: только что человек собирается съездить в Кисловодск, пустяковое, казалось бы дело, но и этого совершить не может, так как неизвестно почему вдруг возьмет поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управился так?»  Не лучше ли допустить, что судьба и жизнь каждого человека находиться под контролем могучего сознания, умело манипулирующего чередой кажущихся людям добровольно сделанными поступками во имя благих побуждений, и с легкостью получающего от них необходимый Ему результат, зачастую вопреки целям и устремлениям самого человека.
       Потенциал и мощь этого сознания практически безграничны, что позволяет ему с легкостью незримо эмоционально и ментально воздействовать на все сущности, в том числе и на людей. Управлять ими и через них друг другом, сверху вниз по иерархической лестнице. Имена этих сущностей, принадлежащих силам тьмы и света, в том числе и ваших творцов, известны из религиозных источников. Эти сущности с легкостью наводят в сознаниях людей различные образы, голоса и мысли, искушая и обольщая вас, определяют кажущийся вам свободным ваш выбор.
       При этом никто из этих сущностей не в состоянии увидеть, услышать или понять суть самого Бога, пытаясь пропустить через свое сознание всю мощь Его потенциала, ибо этим потенциалом любой будет оглушен, ослеплен, раздавлен и испепелен. Поэтому все сущности берут из Его потенциала ровно столько, сколько смогут вместить, и в сотворчестве с Ним строят и живут в своих мирках, в том числе и люди. Среди которых, так называемые верующие, своими фантазиями рисуют примитивный и ложный образ бога, как великого и ужасного надсмотрщика, карающего за грехи и неповиновение. Другая часть людей, так называемые атеисты, считающие себя абсолютно свободными в своем выборе и не допускающие мысль о том, что и они управляемы различными, незримыми для них сущностями, под контролем этого Сознания.
      «Вот вы, например, считая себя абсолютно свободным в своем выборе, можете точно сказать, что вы будете делать сегодня вечером?» – Обратился неизвестный к Берлиозу - «На что Берлиоз возразил: -Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собой разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич…- Кирпич ни с того, ни с сего – внушительно перебил неизвестный, - никому и никогда на голову не свалится. В частности, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вы умрете другою смертью. - Может быть, вы знаете, какой именно? И скажете мне? – Спросил Берлиоз. – Охотно, - отозвался неизвестный. -Вам отрежут голову. - На что Берлиоз, криво усмехаясь, спросил. - А кто именно? Враги? Интервенты? –Нет – ответил собеседник- русская женщина, комсомолка. -Гм...-промычал раздраженный шуточкой неизвестного Берлиоз, - ну, это, извините, маловероятно. - Прошу меня извинить, - ответил иностранец. - но это так». Потому что Аннушка уже купила и пролила подсолнечное масло. Но ведь это вам ни о чем не говорит, потому что потенциал и скорость вашего мышления не способны оценить и сопоставить звенья этих следствий с рядом других, превратившихся в причины, событий ближайшего будущего. Лишая вас возможности не совершать несколько роковых шагов, неминуемо ведущих к трагическому финалу.
       К тому же, гордыня вашего уязвленного и раздраженного эго, взращенного всей вашей прошлой жизнью, не позволяет вам усомниться в правильности ваших мнений по обсуждаемым вопросам и серьезно отнестись к услышанному, и поверить в то, что я вам говорил. Поэтому оно не анализирует очевидные факты, а, оторвавшись от действительности, совершает роковую ошибку, мучительно ища ответ на вопрос: как поступить с навязчивым иностранцем, бесцеремонно лезущим в вашу праведную, всеми уважаемыми жизнь, внося в нее смуту?
      Закончив мысль, и сделав небольшую паузу, иностранец вдруг встал и продолжил. – «Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации». – Пока иностранец совал их Берлиозу, Бездомный успел разглядеть и прочитать «профессор Воланд». После этого напряжение, возникшее во время спора, несколько спало, и все трое вновь сели на скамью.
      «Наступило молчание, и Берлиоз побледнел». Так как заглянув в глаза иностранца, убедился в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв.
«Вот тебе все и объяснилось! – подумал Берлиоз в смятении». – Приехал сумасшедший немец, разглагольствующий на религиозные темы, мелющий всякую чепуху про Аннушку и подсолнечное масло, несущий бредовые предсказания про отрубленную голову. - Открывшаяся истина тут же подсказала Берлиозу, что следует делать. - «Нужно было добежать до ближайшего телефона-автомата и сообщить в бюро иностранцев о том, что вот, мол, приезжий из-за границы консультант сидит на Патриарших прудах в состоянии явно ненормальном».
        А дьявола тоже нет? - вдруг весело спросил больной у Бездомного. - И дьявола! Ну нету никакого дьявола, рассердившись от всей этой муры, раздраженно вскричал Бездомный. «Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей. - Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор — что же это у вас - чего не хватишься, ничего нет!»   
      Вдруг хохот его резко оборвался, что характерно для больных с его диагнозом, и он сурово произнес —   а вы, я вижу, Михаил Александрович, нашли ответ на мучивший вас вопрос — обратился больной к Берлиозу. — Тот вздрогнул, но успокоил себя мыслью, что его имя и отчество могли быть известны профессору тоже из каких-нибудь газет, и обращаясь к нему, он невнятно произнес -  Вы извините меня, профессор, я только сбегаю на угол, звякну по телефону, а потом мы продолжим беседу.
      - Позвонить? Ну что же, позвоните — печально согласился больной, -  вот только поверьте, что наша встреча и разговор не случайны, а являются звеньями одной цепи причинно-следственных связей, добавляющих последние штрихи в формирование русла неотвратимо надвигающихся событий, ставящих финальную точку в управлении вашей судьбой.  Вы же не будете отрицать, что именно   после нашей беседы в вашей голове, вдруг появились четко оформленные мысли благих побуждений помочь больному профессору, и оградить от его бредней добропорядочных граждан. А также в фоновом режиме искушающие и обольщающие мысли, тешащие ваше эго о завтрашней зависти и восхищении вашей мудростью ваших сослуживцев, и т.д.
  Вот только учтите, что все эти, и похожие на них мысли, определяющие кажущийся вам свободным ваш выбор и заставляющие вас делать определенные шаги, появляются в вашем сознании не без участия незримых, а порой и зримых, но упорно отрицаемых вами сил.
     Учитывая это, а также и то, что мои слова опять не нашли отклика в вашем сознании, существование этих сил будет подтверждено седьмым доказательством, и уж самым надежным! И вам оно сейчас будет предъявлено. Вот только жаль, что убедиться в его неоспоримости в полной мере сможет только поэт Бездомный.
     Но Берлиоз невнимательно слушал, что говорил Воланд, так в его мозгу была круговерть других мыслей. «Эге-гей, уж не прав ли Бездомный? А ну как документы эти липовые? Ах до чего странный субъект. Звонить. Звонить! Сейчас же звонить! Его быстро разъяснят! И, ничего не слушая более, Берлиоз побежал дальше». Подбежал к турникету и взялся за него рукой. Он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись: «Берегись трамвая!», который тотчас и показался из-за поворота, выходя на прямую.
      Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, и придерживаясь за нее, сделал шаг назад. И тотчас рука его, скользнув по рогатке сорвалась, нога неудержимо, как по льду поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило и Берлиоза выбросило на рельсы.
     Пытаясь встать, Берлиоз повернулся на бок и увидел, как на него с неудержимой силой мчится искаженное страхом белое лицо женщины-вагоновожатой в алой повязке, уже успевшей рвануть ручку реверса, так как колеса трамвая бешено крутились в обратном направлении, производя отвратительный визг и скрежет, осыпая парализованного ужасом Берлиоза яркими искрами, пахнущими горелым металлом. 
      Через мгновение кошмар этих видений закончился, так как неумолимая темная масса трамвая полностью накрыла Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Это была голова Берлиоза.
        Услышав отвратительный скрежет металла по металлу, Бездомный, почувствовав неладное, бросился к турникету и увидел, как голова Берлиоза катилась по мостовой. Потрясенный уведенным, он обессиленно рухнул на край скамейки, чувствуя, что на голове зашевелились волосы, и по спине потекли струйки холодного пота. На некоторое время он потерял способность соображать, продолжая лишь завороженно смотреть на седьмое доказательство, которое невозможно было оспорить никакими словесными доводами. 
     В то же самое время, когда разыгрался финал трагедии на Патриарших прудах, профессор Воланд, с примкнувшей к нему свитой, в виде кота Бегемота и Коровьева, уходили по аллее все дальше и дальше от злополучного места. При этом Воланд продолжал размышлять о результатах только что законченных встречи и беседы с Берлиозом и Бездомным.
      Результатами он остался доволен, так как в очередной раз убедился, что люди ни на шаг не приблизились к разгадке его тайны, с помощью которой он заблокировал у них данные от рождения Творцом способности видеть, слышать, ощущать окружающий мир во всей полноте красок, звуков и ощущений. Не позволив людям научить свои сознания впитывать и осознавать до мельчайших подробностей все многообразие информационного потока, воспринимаемого их органами чувств. А научил их говорить, и превращать в словесные описания все, на что устремлены их внимание и взор, трансформируя события, пространство и время до искаженных упрощенных картин, которыми они в своих сознаниях и заменяют яркие и красочные картины мира, преподносимые органами чувств.
      В мире слов люди научили свои сознания восхищаться писателями, поэтами, режиссерами и сценаристами, авторами различных произведений, кинофильмов и всевозможных шоу-программ.  Страдать и переживать за судьбы многочисленных персонажей, созданных их фантазиями, с использованием одного и того же словесно мыслительного потенциала - последовательного произношения слов и предлогов, имеющего чрезвычайно малую скорость выражения и передачи информации. Не задумываясь о том, что все это очень бледно, упрощенно, односторонне, иллюзорно отражает реальность Грандиозного и Великого Бытия, молчащего на их языке.    С помощью слов и речи люди научились не столько выражать свои мысли, сколько скрывать их, а также свои истинные цели и побуждения. Поэтому сами создавая, люди всю жизнь барахтаются в океане лжи, пытаясь найти истину, но не способные это сделать, создают для поиска истины   многочисленные учреждения и организации, совершенно бесполезные с точки зрения здравого смысла всей Вселенной.
      Он сумел убедить людей, а они безоговорочно в это поверили, что развитие речи есть величайшее достижение в развитии человеческого сознания. Не осознавая, что речь есть несовершенный выразитель и передатчик крайне малого информационного объема, которого нигде нет больше во Вселенной, где мысли передаются телепатически, яркими картинами, исключая возможность обмана. Что все, мысленно оформленное человечеством, там существует в различных формах проявленности. А мысль человеческая, как единственная реальность, обученная на земле лицемерить, притворяться, лгать, и не приученная к дисциплине мысли и бережному к ней отношению, не будет способна воспринимать и общаться молниями- краткими мысленными посылками, несущими громадный информационный потенциал, а будет блуждать в паутине и лабиринтах своих темных слабых помыслов.
          А проведя беседу на Патриарших, лично убедился, как мало стоят слова и словесные доказательства, пытаясь целый вечер убедить Берлиоза в грозящей ему опасности, но так и не сумев этого сделать. Потому что все люди живут в своих мирках, имея различные мнения на все случаи жизни. А участвуя в бесконечных разговорах, спорах и дискуссиях, заполняя ими большую часть своей жизни, каждый слышит только себя и любуется собой, не желая признавать аргументы оппонентов и менять свои мнения. Что разрубить гордиев узел этих бесконечных дискуссий может лишь грозная сила или трагические события, приводящие веские, неоспоримые аргументы.
     И как итог с удовлетворением для себя отметил, что цивилизация, в основе которой находятся словесные выражения мыслей и взаимодействий людей друг с другом, является благодатной
средой для процветания лжи и обмана, а, следовательно, и его власти.