География Тема 2 - География ресурсов

Елена Анисимова Учебник По Биохи
Автор текста Анисимова Елена Сергеевна.
Тема 2 – География природных ресурсов.

1. – Как называется часть природы, с которой люди взаимодействуют?
2. – Географическая среда.
3. – Как называется часть природы, с которой люди взаимодействуют?
4. – Географическая среда.
5. – Чем окружающая среда отличается от географической оболочки?
6. – ОС – это вся природа, а ГС – только та часть природы, с которой люди взаимодействуют.
7. – Как называется переоценка роли географической среды?
8. – Географический фатализм или географический детерминизм.
9. – Как называется недооценка роли географической среды?
10. – Географический нигилизм.
11. – В каком веке давление человечества на среду обитания стало особенно сильным?
12. – В ХХ.
13. – Как называются территории, изменённые людьми?
14. – Антропогенные ландшафты.
15. – Приведите примеры антропогенных ландшафтов.
16. – Города, дороги, поля и т.д.
17. – Какой процент земной суши превращён в антропогенные ландшафты?
18. – 60%.
19. – Какой процент земной суши преобразован людьми радикально?
20. – 20%.
21. – Каков процент земель, не затронутых активной деятельностью людей, в России?
22. – От 50% до 60%.
23. – Какая страна мира занимает первое место по площади диких земель?
24. – Россия.
25. – Что люди берут у природы?
26. – Ресурсы.
27. – Что люди возвращают в природу (в среду)?
28. – Мусор. То есть отходы своей хозяйственной деятельности.
29. – Равномерно ли распределены ресурсы на планете?
30. – Нет.
31. Как называется соотношение между запасами ресурсов и масштабом их использования? (в расчёте на душу населения)
32. – Обеспеченность ресурсами или ресурсообеспеченность.
33. – Если запасы ресурсов одинаковы, а масштаб их использования в стране А больше, чем в стране Б, то в какой стране обеспеченность ресурсами лучше?
34. – Там, где ресурсы меньше расходуют.
35. – Если в двух странах запасы ресурсов и масштаб их использования одинаковы, но население разное – где лучше обеспеченность ресурсами?
36. – Там, где население меньше.
37. – Рост населения повышает обеспеченность страны ресурсами или снижает?
38. – Снижает.
39. – Почему ресурсообеспеченность является не только природным понятием, но и социальным?
40. – Потому что зависит не только от количества природных ресурсов, но и от их потребления людьми.
41. – На сколько лет хватит запасов топлива при современном уровне их добычи?
42. – На 1000 лет.
43. – Какими ресурсами мы обеспечены лучше – исчерпаемыми или неисчерпаемыми?
44. – Исчерпаемыми.
45. – Как называются ресурсы, которые могут закончиться? (исчерпаться)
46. – Исчерпаемые.
47. – Как называются ресурсы, которые могут не заканчиваться при правильном использовании?
48. – Неисчерпаемые.
49. – К каким ресурсам относятся металлы?
50. – К минеральным, исчерпаемым, невозобновимым.
51. – Сколько млрд тонн минерального сырья извлекают люди в 2000 году?
52. – 300 млрд т
53. – Каким закономерностям подчиняется распространение полезных ископаемых?
54. – Геологическим (тектоническим).
55. – Приведите примеры топливных полезных ископаемых.
56. – Нефть, уголь, газ.
57. – Какое происхождение имеют топливные полезные ископаемые?
58. – Осадочное.
59. – Чему обычно сопутствуют топливные ископаемые?
60. – Чехлу древних платформ и их краевым прогибам.
61. – Какие ископаемые обычно сопутствуют чехлам древних платформ и их краевым прогибам?
62. – Топливные.
63. – Какой процент суши занимают месторождения угля?
64. – 15%.
65. – В каком полушарии находится основная часть угольных бассейнов?
66. – В северном.
67. – На каких континентах находятся угольные бассейны?
68. – Европа, Азия и Северная Америка.
69. – На сколько километров протянуты некоторые угольные пояса из бассейнов одного возраста?
70. – На тысячи км.
71. – Сколько бассейнов нефти и газа разведано?
72. – 600.
73. – Сколько бассейнов нефти и газа разрабатывается?
74. – 450.
75. – Сколько всего нефтяных месторождений?
76. 50.000.
77. В каком полушарии находятся основные запасы нефти?
78. – В северном.
79. – В отложениях какого периода сосредоточены запасы нефти?
80. – В мезозойских.
81. - Какой залив выделяется запасами нефти и числом бассейнов-гигантов?
82. – Персидский.
83. - Какой район выделяется по числу газоносных бассейнов?
84. – Западная Сибирь.
85. – Широко ли распространён в земной коре УРАН?
86. – Да.
87. – Все ли месторождения урана выгодно разрабатывать?
88. – Нет.
89. – Какова максимальная стоимость добычи урана, при которой его выгодно добывать?
90. – 80 долларов за 1 кг урана.
91. – Сколько тонн урана найдено? (разведано)
92. – 2,3 млн т
93. – Назовите страны, в которых находятся основные запасы урана.
94. – США, Канада, Австралия, ЮАР, Нигер, Бразилия, Намибия, Россия, Казахстан, Узбекистан.
95. - Какие полезные ископаемые дают металлы?
96. – Рудные.
97. – Чему сопутствуют рудные ископаемые?
98. – Фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям.
99. – Какие ископаемые часто сопутствуют фундаментам, выступам и складкам древних платформ?
100. – Рудные.
101. – Как называются длинные вытянутые месторождения металлов?
102. – Металлогенические пояса.
103. – С чем связано происхождение металлогенических поясов?
104. – С глубинными разломами в земной коре.
105. – Что может сопровождать глубинные разломы в земной коре?
106. – Месторождения металлов.
107. – Назовите отрасли промышленности, для которых железные руды являются сырьевой базой.
108. – Горнодобывающая и металлургическая.
109. – Назовите страны, обладающие самыми большими запасами железных руд.
110. – Россия, Китай, Украина, Австралия, Канада.
111. – Назовите страны, богатые медными рудами.
112. – Чили, США, Канада.
113. – Назовите страны, богатые бокситами (источниками алюминия).
114. – Гвинея, Австралия, Бразилия.
115. – Как называется энергия глубинного тепла Земли?
116. – Геотермальная.
117. – Почему выгодны сочетания разных ископаемых в одном районе?
118. – Это облегчает их переработку и работу производств готовой продукции.
119. – Почему в странах Европы приходится искать ископаемые в глубинах, а не на поверхности?
120. – На поверхности давно всё взято.
121. – Что дешевле – добывать ископаемые на поверхности или в глубинах?
122. – На поверхности.
123. – В каких странах есть запасы ископаемых на поверхности?
124. – Канада, Австралия, Бразилия, азиатская часть России.
Земельные ресурсы
125. – Сколько гектаров в мировом земельном фонде?
126. – 13 млрд га.
127. – Какой процент еды люди получают благодаря обработке земли?
128. – Почти 90%.
129. – Назовите природные зоны планеты, в которых сосредоточены обрабатываемые земли.
130. – Лес и степь: в лесных, степных и лесостепных.
131. – Какой процент пищи обеспечивают луга и пастбища?
132. – 10% пищи.
133. – Во сколько раз увеличилась площадь пашни в ХХ веке?
134. – В два.
135. –Назовите страны, которые в ХХ веке распахали наибольшие площади.
136. – СССР, США, Канада, Китай, Бразилия, то есть самые крупные страны.
137. – Назовите страны, которые стараются отвоевать сушу у моря.
138. – Нидерланды, Япония.
139. – Сколько миллионов га земель теряется ежегодно для с/х из-за эрозии почвы?
140. – 6-7 млн га.
141. – Как называется превращение земель в пустынные?
142. – Опустынивание.
143. – Назовите процессы, которые сокращают площади земель.
144. – Эрозия почв, заболачивание и засоление, опустынивание.
145. – Сколько млрд га земель находятся под угрозой опустынивания?
146. – 4 из 13 млрд га.
147. – Чем грозит опустынивание?
148. – Голодом и войнами за нормальные земли.
149. – В каких странах опустынивание активнее – в развитых или в развивающихся?
150. – В развивающихся.
151. – Назовите 4 степени опустынивания.
152. – Слабое, умеренное, сильное и очень сильное.
153. – Какой континент подвержен наименьшему опустыниванию.
154. – Европа.
155. – Легко ли восстановить земли после опустынивания?
156. – Нет.
157. – Может ли опустынивание привести к необратимой деградации земли?
158. – Да.
159. Сколько человек живёт в районах сильного опустынивания?
160. – 80 млн.
161. – Сколько га земли приходится в среднем на человека в наше время?
162. – 0,20 га.
163. – Сколько га было на человека в 70-х годах ХХ века?
164. – 0,45 га.
165. – Как называется программа спасения почв?
166. – Спасите наши почвы.
167. – Каков процент обрабатываемых земель в мировом земельном фонде? (пашни и др.)
168. – 11%.
169. – Каков процент лугов и пастбищ в мировом земельном фонде?
170. – 26%.
171. – Каков процент лесов и кустарников в мировом земельном фонде?
172. – 32%.
173. – Каков процент населённых пунктов, промышленности и транспорта и мировом земельном фонде?
174. 3%.
175. – Каков процент малопродуктивных земель в мировом земельном фонде? (пустыни, болота, ледники).
176. – 28.
177. – Сколько га пашни на человека в Австралии?
178. – 3 га.
179. – Сколько га пашни на человека в Канаде?
180. – 1,5 га.
181. – Во сколько раз граждане Австралии богаче пашнями, чем граждане Канады?
182. – В 2 раза. (3 га против 1,5 га на человека).
183. – По сколько га пашни на гражданина в США и Мексике?
184. – По 0,8 и 0,7 га на человека.
185. По сколько га пашни на человека в России или в Аргентине?
186. – По 0,9 га на человека.
187. – По сколько га пашни на человека в Бразилии или во Франции?
188. – По 0,3 га на человека. (В 10 раз меньше, чем в Австралии).
189. – По сколько га пашни на человека в Германии или Англии?
190. – По 0,1 га на человека. (В 30 раз меньше, чем в Австралии).
191. – По сколько га пашни на человека в Китае?
192. – По 0,08 га на человека.
193. – По сколько га пашни на человека в Японии?
194. – По 0,03 га на человека. В сто раз меньше, чем в Австралии.
195. – Сколько га пашни приходится на человека в среднем в мире?
196. – 0,2 га. В 15 раз меньше, чем в Австралии.
197. – Назовите континент, занятый пашнями почти полностью.
198. – Европа.
Водные ресурсы
199. – Каков процент пресной воды среди всей воды планеты?
200. – 2,6%.
201. – Почему бОльшая часть пресной воды пока недоступна для использования?
202. – Потому что она в ледниках Антарктиды и т.д..
203. – Какие воды являются главным источником воды для людей?
204. – Речные.
205. – Назовите отрасль, которая является главным потребителем воды.
206. – Сельское хозяйство. (На орошение).
207. – Сколько воды в сутки использует городской житель развитых стран?
208. – До 400л воды в сутки.
209. – Какова доля смертей из-за грязной воды?
210. – 1/3.
211. – Сколько людей не имеют доступа к чистой воде?
212. – 1,5 млрд.
213. – Какова часть суши, занятая засушливым поясом?
214. – 1/3.
215. – Назовите главный способ решения водной проблемы.
216. – Экономия воды при производстве.
(Снижение водоёмкости производства и потерь воды).
217. – Назовите предметы производства, требующие большого количества воды.
218. – Сталь, бумага, рис, хлопок.
219. – Сколько в мире водохранилищ?
220. – 60 000.
221. – Во сколько раз объём воды в водохранилищах превосходит объём воды в реках планеты?
222. – В 3,5 раза.
223. – Назовите страны с наибольшим числом крупных водохранилищ.
224. – США, Россия, Канада.
225. – Почему многие крупные проекты переброски вод отменены?
226. – Потому что переброски часто невыгодны и неэкологичны.
227. – Назовите крупнейшего производителя опреснённой воды в мире.
228. – Кувейт.
229. – Назовите способы транспорта воды через океаны и континенты.
230. – По водоводам и в танкерах.
231. – По сколько тонн воды ежегодно даёт Антарктида?
232. – По миллиарду тонн ежегодно.
233. – Как называется энергия, полученная за счёт речного стока?
234. – Гидро-энергия.
235. – Назовите страны, на которые приходится треть мирового гидроэнергетического потенциала.
236. – Китай, Россия, США, ДР Конго, Канада, Бразилия.
237. – Назовите континенты, хорошо обеспеченные ресурсами речного стока.
238. – Южная Америка и Северная.
239. – Назовите континенты с недостаточной обеспеченностью речным стоком.
240. – Европа и Азия (кроме России).
241. – Назовите страны, в которых обеспеченность водой от 30 единиц (тыс м3 в год на человека).
242. – Суринам (470), Конго (310), Канада (96), Норвегия (90), Новая Зеландия (90), Бразилия (43), Россия (30).
243. – Назовите страны, в которых обеспеченность водой менее 2 единиц (тыс м3 в год на человека).
244. – Египет, Саудовская Аравия, Индия, Китай, ФРГ, Польша, ЮАР.
Биоресурсы
245. – Сколько известно видов культурных растений?
246. – 6 000 видов.
247. – Сколько видов наиболее используемых растений?
248. – 90, а самых-самых – 20 видов.
249. – Приведите примеры самых распространённых культурных растений.
250. – Пшеница, рис, кукуруза, соя и т.д.
251. – Лесные ресурсы – исчерпаемые или неисчерпаемые?
252. – Исчерпаемые.
253. – Лесные ресурсы возобновимые или невозобновимые?
254. – Официально – возобновимые, но по факту выросшие после рубок леса менее полноценные, чем исходные леса.
255. – Какова площадь лесов?
256. – 4 млрд га.
257. – Каковы запасы древесины на корню?
258. – 330 млрд м3.
259. – Каков размер ежегодного прироста древесины?
260. – 5,5 млрд м3.
261. – Какая доля древесины идёт на дрова?
262. – Половина.
263. – Во сколько раз сократилась площадь лесов за последние 200 лет?
264. – Вдвое.
265. – Сколько лет назад лесов на планете было вдвое больше?
266. – Двести лет и ранее.
267. – Как называется исчезновение лесов?
268. – Обезлесение.
269. – Что происходит с почвами при сокращении лесов?
270. – Разрушение (эрозия).
271. – Что происходит с запасами кислорода в атмосфере при сокращении лесов?
272. – Уменьшаются.
273. – Что происходит с реками и озёрами при вырубке ближайших лесов?
274. – Мелеют.
275. – Назовите последствия обезлесения.
276. – Пустыня – почв нет, воды нет, воздуха нет.
277. – Сколько гектаров лесов мы теряем ежегодно?
278. – По 20 млн га.
279. – Назовите пояса, образуемые лесами.
280. – Северный и южный.
281. – В каких зонах находится северный лесной пояс?
282. – В зоне умеренного и субтропического пояса.
283. – Чем ценны леса северного пояса?
284. – Они дают хвойные деревья (сосна и т.д.)
285. – Можно ли считать вырубки лесов в Канаде, США, Швеции и Финляндии интенсивными?
286. – Да.
287. – Сокращается ли общая площадь лесов в Канаде и Финляндии?
288. – Нет.
289. – Почему площадь лесов в Канаде и Финляндии не сокращается, несмотря на вырубки?
290. – Потому что вовремя проводят работы по восстановлению и разведению лесов. (Высаживают новые леса и т.д.)
291. – Можно ли считать леса, выросшие на месте вырубленных, такими же полноценными, как древние?
292. – Нет.
293. – Какой климат в лесах южного лесного пояса?
294. – Тропический и экваториальный.
295. – какова доля лесов южного лесного пояса?
296. – Половина (поровну с северным).
297. – На что тратилась бОльшая часть лесов южного пояса раньше?
298. – На дрова.
299. – В какие страны экспортируют леса южного лесного пояса?
300. – В Японию, США, Западную Европу.
301. – Какие виды хозяйственной деятельности наносят большой урон лесам южного пояса?
302. – Система земледелия (подсечно-огневая) и пастбищное скотоводство.
303. – Какова площадь влажных тропических лесов?
304. – 1 млрд га.
305. – Какой процент лесов уже потеряно Африкой, Азией и Южной Америкой?
306. – Половина.
307. Когда леса южного пояса могут быть уничтожены полностью?
308. – К середине XXI века.
309. – Принесли ли желаемые результаты работы по сохранению тропических лесов, проводимые под руководством ООН?
310. – Пока нет.
311. – Как называется совокупность генов особей данной популяции?
312. – Генофонд популяции.
313. – Как называется совокупн7ость генов всех живых существ планеты?
314. – Генофонд биосферы.
315. – Сколько видов животных исчезло с планеты с 1600 года?
316. – 600 видов.
317. – Сколько видов сейчас под угрозой исчезновения?
318. – 35 000.
319. – На каком континенте животные под наибольшим давлением?
320. – В Европе.
321. – Почему нельзя допускать сокращение числа животных на планете?
322. – Потому что это снижает устойчивость биосферы и может ухудшить условия жизни людей.
Ресурсы Океана
323. – Сравнимы ли ресурсы Океана с ресурсами суши?
324. – Да.
325. – Каков процент морских вод от общего запаса?
326. – Более 96%.
327. – Сколько химических элементов содержится в морской воде?
328. – Более 80.
329. – Назовите минерал, который добывают из морской соли давно.
330. – Соль.
331. – Сколько лет соляным промыслам на китайском побережье?
332. – Более 5 000 лет.
333. – Какова длина берега соляных промыслов в Китае.
334. – 8 000 км.
335. – Сколько гектаров занимают соляные промыслы?
336. – 400 000 га.
337. – Сколько тонн соли добывают в Китае за год на соляных промыслах?
338. – До 20 млн тонн.
339. – Назовите самые важные ресурсы континентального шельфа.
340. – Нефть и газ.
341. – Какая часть мировых запасов нефти приходится на шельф?
342. – Треть (1/3).
343. – Назовите приспособления, с помощью которых добывают твёрдые ископаемые шельфа.
344. – Шахты и драги.
345. – Назовите главное богатство ложа Океана.
346. – Железо-марганцевые конкреции. (ЖМК)
347. – Какую форму имеют ЖМК?
348. – Округлую.
349. – Каков цвет ЖМК?
350. – Бурый.
351. – В каких океанах нет ЖМК?
352. – Есть во всех.
353. – Сколько тонн ЖМК на дне Океана?
354. – До 3 трлн тонн.
355. – Сколько тонн ЖМК доступно для извлечения?
356. – До 300 млрд тонн.
357. – В каком океане самые большие площади ЖМК?
358. – В Тихом. (Самом крупном).
359. – Может ли Океан использоваться для получения электроэнергии?
360. – Да.
361. – В чём заключаются энергетические ресурсы Океана?
362. – В приливах и отливах, энергии морских волн и т.д.
363. – Какова суммарная мощность приливов на планете?
364. – До 6 млрд кВт.
365. – Какой энергетический потенциал выше – потенциал рек или потенциал приливов?
366. – Приливов.
367. – В каком числе мест планеты можно соорудить крупные электростанции?
368. – В 30.
369. – Назовите страны, обладающие максимальными ресурсами приливной энергии.
370. – Россия, Аргентина, Франция, Канада, США, Австралия, Великобритания.
371. – Какой высоты могут достигать приливы?
372. – До 15 м и более.
373. – Сколько видов в биомассе Океана?
374. – 180 000.
375. – Сколько тонн в биомассе Океана?
376. – До 40 млрд т.
377. – На что приходится большая часть биомассы Океана?
378. – На мелкие организмы – планктон и зообентос.
379. – Сколько тонн биомассы Океана приходится на крупные организмы (рыбы и т.д.)?
380. – 1 млрд.
381. – На какие группы делят акватории Океана по продуктивности?
382. – Очень высокопродуктивные, средне-, мало-, наиболее малопродуктивные.
383. – Как назвал самые продуктивные акватории Вернадский?
384. – Сгущения жизни.
385. – Приведите примеры морей с самыми продуктивными акваториями.
386. – Это северные моря: Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское. Японское, открытые части Атлантического и Тихого океанов.
387. – Нужна ли охрана рыб в Мировом океане?
388. – Да.
389. – Означает ли охрана рыб отсутствие лова?
390. – Нет.
391. * – Для чего охранять рыб?
392. – Для того, чтобы их численность сохранялась ради людей.
393. – Назовите самый первичный источник энергии, используемой людьми.
394. – Солнце.
395. – Какое количество энергии Солнца достигает Земли за год? (нижних слоёв атмосферы)
396. – 100 триллионов (10 в 14-й степени) кВт в год.
397. – Во сколько раз энергия солнца, достигающая Земли, больше современного уровня потребления энергии?
398. – В тысячи раз.
399. – Назовите пояс Земли, в котором условия для использования солнечной энергии наилучшие.
400. – Аридный.
401. – Приведите примеры использования энергии ветра в прошлом.
402. – Парусные суда и ветровые мельницы.
403. – Назовите достоинства ветровой энергии.
404. – Дешёвая, не загрязняет среды, имеет неисчерпаемый потенциал.
405. – Назовите недостатки ветровой энергии.
406. – Непостоянна (ветер то дует, то не дует), трудно приручить.
407. – Назовите пояс Земли, в котором основные ресурсы ветровой энергии.
408. – Умеренный.
409. – Как называются ресурсы климата, важные для с/х?
410. – Агроклиматические.
411. – Приведите примеры агроклиматических ресурсов.
412. – Тепло, свет, вода.
413. Как называется карта, на которой показано распределение агроклиматических ресурсов?
414. – Агроклиматическая.
415. – Как называются ресурсы, которые можно использовать для туризма и отдыха?
416. – Рекреационные.
417. – Кем созданы рекреационные ресурсы – человеком или природой?
418. – Некоторые природой (моря), а некоторые человеком (достопримечательности).
419. – Приведите пример рекреационно-оздоровительных и лечебных ресурсов.
420. – Минеральные воды, пляжные местности.
421. – Приведите пример рекреационно-познавательных ресурсов.
422. – Исторические памятники.
423. – Приведите примеры природно-реакреационных ресурсов.
424. – Берега морей, рек, озёр, горы, леса.
425. – Что туристы ценят в природно-рекреационных ресурсах?
426. – Красоту, воздух, возможности для отдыха, спорта.
427. – Назовите основные виды природно-рекреационных территорий.
428. – Зелёные зоны вокруг городов, национальные парки.
429. – Приведите примеры природно-рекреационных достояний.
430. – Озеро Байкал, долина гейзеров на Камчатке, Ленские столбы и т.д.
431. – Назовите виды культурных достопримечательностей.
432. – Музеи, памятники искусства, истории, археологии, архитектуры.
433. – Приведите примеры культурных достопримечательностей.
434. – Петергоф, Версаль, Альгамбра и т.д.
435. – Назовите самые привлекательные для туристов страны.
436. – Италия, Франция, Индия, Египет и т.д.
Загрязнение среды
437. – Что называют загрязнением среды?
438. – Поступление в среду вредных веществ.
439. – Как называется загрязнение среды человечеством?
440. – Антропогенное.
441. – В чём проявляется вредность вредных веществ?
442. – В том, что они отравляют человека, приводят к смерти людей (сразу или позже), нарушают способность биосферы поддерживать нужные человеку условия жизни и обеспечивать человека нужными ему ресурсами.
443. – Назовите главный источник вредных веществ, загрязняющих среду.
444. – Хозяйственная деятельность человека, превращающая природные ресурсы в антропогенные отходы при производстве и после потреблении.
445. – Сколько тонн отходов ежегодно образуется в начале 21 века?
446. – По 300 миллиардов тонн отходов ежегодно.
447. – Как называют загрязнение природы имеющимися в ней веществами, но в повышенных количествах на единицу пространства?
448. – Количественное загрязнение. Пример – ртуть, другие металлы.
449. – Как называют поступление в природу веществ, которых в ней не было и которые созданы химиками?
450. – Качественное загрязнение.
451. – Назовите виды хозяйственной деятельности, которые приводят к загрязнению почвы?
452. – Добыча ископаемых при открытых горных разработках, промышленность, с/х, строительство, транспорт.
453. – Назовите основные вещества, загрязняющие почвы.
454. – Металлы, удобрения, пестициды, радиоактивные вещества.
455. – Как называются территории, полностью потерявшие свою продуктивность?
456. – Плохие земли – бэдленды.
457. – Какой процент суши занимают бэдленды?
458. – 1%.
459. – Какая доля земельного фонда относится к загрязнённым землям?
460. – Одна десятая часть. (13 млн кв км).
461. – Назовите источники загрязнения водоёмов.
462. – Промышленность, с/х, бытовые сточные воды, транспорт.
463. – Какая часть вод Земли загрязняется?
464. – 20%.
465. – Сколько воды нужно для разбавления загрязнённой?
466. – В 10 раз больше объёма грязной.
467. – В чём главная причина дефицита воды – в росте водозабора или в загрязнении?
468. – В загрязнении.
469. – Приведите пример наиболее загрязнённых рек.
470. – Ганг в Индии, Нил в Египте, Миссисипи в США, Сена в Париже, Темза в Лондоне, Тибр в Риме, Волга и Дон в России и т.д.
471. – Назовите наиболее грязные моря и заливы.
472. – Около России – Чёрное, Азовское и Средиземное,
около Европы – Северное, Ирландское и Балтийское,
в Азии – Японское и Яванское, Жёлтое,
около Америки – Карибское.
Заливы – Персидской, Бискайский (Испания), Мексиканский (США, Гвинейский.
473. – Чем загрязняют глубоководные впадины?
474. – Токсичными отходами и радиоактивными материалами.
475. – Какой вид загрязнения наиболее опасен для Океана?
476. – Нефтяное.
477. – Сколько тонн нефти ежегодно попадает в Океан?
478. – До 10 млн тонн нефти.
479. – Сколько долларов стоят 10 млн тонн нефти на мировом рынке?
480. – При цене за одну тонну – Х долларов…
481. – Выгодно ли собирать нефть, разлитую в Океане?
482. – Какая часть поверхности Океана покрыта нефтяной плёнкой?
483. – Треть (1/3).
484. – Почему нефтяная плёнка на поверхности Океана вредна?
485. – Она угнетает планктон, уменьшает испарение, нарушает процессы между Океаном и атмосферой.
486. – Назовите океан, в котором больше всего разлито нефти.
487. – Атлантический (трассы в Европу и США из Персидского залива).
488. – За счёт чего нефть из одного места перемещается в другие?
489. – За счёт океанских течений.
490. – Как называется вид загрязнений, связанный с погружением в океан радиоактивных отходов?
491. – Радиоактивное.
492. – Назовите источники загрязнения воздуха. (Атмосферы).
493. – Транспорт, промышленность, топки.
494. – Какова доля выбросов от автотранспорта.
495. – До 2/3.
496. – Назовите основные оксиды, загрязняющие атмосферу.
497. – Оксиды серы и азота, углерода (СО, СО2).
498. – Назовите источник оксидов в атмосфере.
499. – Сжигание минерального топлива (уголь и т.д.)
500. – Назовите загрязняющие атмосферу металлы.
501. – Свинец, ртуть, алюминий и другие.
502. – Во что превращаются оксиды при реакции с водой?
503. – В кислоты.
504. – Как называются дожди с примесями кислот?
505. – Кислотными.
506. – Что люди теряют из-за кислотных дождей?
507. – Урожаи, леса, рыбу, здания, здоровье.
508. – Назовите континенты, страдающие от кислотных дождей.
509. – Европа, Америка.
510. – Кто виноват в том, что Европа страдает от кислотных дождей?
511. – Промышленность и автотранспорт Европы.
512. – Что могло бы спасти Европу от кислотных дождей?
513. – Снижение использования автотранспорта.
514. – Из-за выбросов каких стран в Швеции и Финляндии кислотные дожди?
515. – Германии и Великобритании.
516. – Как кислотные оксиды попадают из одной страны в другую?
517. – Ветер переносит.
518. – Какие рыбы исчезли из озёр Скандинавии из-за кислотных дожей?
519. – Форель, лосось и другие.
520. – Сколько озёр Скандинавии пострадали из-за кислотных дожей?
521. – 20 тысяч.
522. – Сколько евро потеряли страны Скандинавии из-за кислотных дождей?
523. – …
524. – Выгодно ли иметь промышленность, которая даёт кислотные дожди, лишающие страны лесов, рыбы и урожаев?
525. – …
526. – Как называется потепление планеты?
527. – Парниковый эффект.
528. – Чем опасно потепление планеты?
529. – Таянием ледников и вечной мерзлоты в Сибири.
530. – Чем опасно таяние ледников?
531. Постепенным затоплением побережий, на которых проживает большая часть человечества.
532. – Чем опасно затопление побережий?
533. – Конфликтами людей при массовых переселениях и разрушением химических заводов и АЭС.
534. – Чем опасно таяние вечной мерзлоты?
535. – Превращением Сибири в болото, разрушением ж/д магистралей.
536. – Назовите газ, выбросы которого угрожают потеплением (парниковым эффектом).
537. – СО2.
538. – Назовите источник лишнего СО2 в атмосфере.
539. – Сжигание угля на ТЭС и автотранспорт.
540. – Как можно снизить накопление СО2 в атмосфере?
541. – Увеличить площадь лесов.
542. – Можно ли сейчас не сжигать уголь и отказаться от автотранспорта?
543. – Пока не получается. И не стремятся.
544. – Назовите вещества, которые считают причиной озоновых дыр.
545. – Фреоны.
546. – Можно ли гарантировать невозможность аварий на АЭС?
547. – Нет.
548. – Назовите две самые известные аварии на АЭС.
549. – Чернобыльская в 1986 году и в Японии в 2011 году.
Решение проблем
550. – Как называются сооружения, которые задерживают попадание в среду вредных выбросов.
551. – Очистные сооружения.
552. – Как называется топливо со сниженным содержанием серы?
553. – Малосернистое.
554. – Чем малосернистое топливо лучше обычного?
555. – Оно даёт меньше оксидов серы при сжигании – а значит и меньше кислот в дождях.
556. – Какой высоты должны быть трубы, чтобы не портить воздух вблизи труб?
557. – 200-300 м.
558. – Загрязняют ли выбросы воздух, если трубы выше 200 м?
559. – Да, просто не вблизи, а далеко (ветер уносит выбросы).
560. – На сколько км ветер может унести загрязнения, если высота трубы 250 м?
561. – На 75 км.
562. – Как называется восстановление земель?
563. – Рекультивация земель.
564. – Обеспечивают ли современные очистные полное очищение?
565. – Нет.
566. – Почему качественные очистные сооружения не всегда строят?
567. – Из-за дороговизны, больших расходов труда и времени.
568. – Как называются технологии и производства, не дающие отходы?
569. – Безотходные.
570. – В чём минус малоотходных технологий?
571. – Повышенная токсичность отходов.
572. – Как называется водоснабжение по схеме река-завод-река?
573. – Прямоточное.
574. – Как называются технологии, не требующие воды?
575. – Сухие.
576. Приведите пример технологий, которые не загрязняют водоёмы стоками.
577. – Сухие технологии.
578. – Какой путь главный – очищение выбросов или технологии, вообще не производящие вредные вещества?
579. – Не дающие вредных выбросов (чистые технологии).
580. – Назовите минус чистых технологий.
581. – Они очень дороги, в том числе часто требуют много энергии.
582. – Могут ли развивающиеся страны перейти на чистые технологии?
583. – Нет.
584. – Что мешает развивающимся странам перейти на чистые технологии?
585. – Отсутствие ресурсов и денег на чистые технологии.
586. – Что мешает развитым странам переходить на чистые технологии?
587. – Риск разорения предприятий, убыточность производства, снижение конкурентоспособности товаров.
588. – Как использование чистых технологий меняет себестоимость товаров?
589. – Повышает.
590. – Хотят ли покупатели платить дороже за товары, произведённые по чистым технологиям?
(и стоящие дороже обычных (произведённых по грязным технологиям)
591. – Обычно нет.
592. – Стоит ли переплачивать за товары, производимые по чистым технологиям?
593. – Да.
594. – Что теряют люди, экономя на чистых технологиях и товарах?
595. – Здоровье своё и детей.
Чистые почвы, воздух и воды.
596. – Что теряют люди, переплачивая за чистые товары?
597. – Деньги, время (больше работать, меньше отдыхать).
598. – Назовите самые грязные производства.
599. – Химические, нефтехимические, металлургические, целлюлозно-бумажные (ЦБК), ТЭС и т.д.
600. – Как надо размещать грязные производства: чтобы ветер нёс выбросы на город или от города?
601. – От города.
602. – Что потеряют люди, если ветер понесёт выбросы от завода на лес?
603. – Лес.
604. – Что будет с полями, если ветер принесёт на них выбросы с фабрики?
605. – Урожаев не станет.
606. – Куда ветер несёт выбросы от предприятий Саянска?
607. – На город Зиму.
608. – Чем обычно пренебрегают, решая, что спасать от грязных ветров – городом, лесом или полями?
609. – …
610. – Как сделать чистые технологии более доступными и дешёвыми?
611. – Усовершенствовать их за счёт новых достижений науки и техники.
612. – Как можно ускорить прогресс науки?
613. – Вкладывать в науку и образование больше денег, пропагандировать их в обществе, объяснять их выгоду и пользу.
614. – Как называется политика по охране среды?
615. – Экологическая политика.
616. – Чем в развитых странах защищают природу от загрязнения?
617. – Системой штрафов, законами.
618. – Сколько в России районов с критическими проблемами в экологии?
619. – 16.
620. – Какой процент России занимают 16 самых проблемных районов?
621. – 15% (одна шестая).
Причём там проживает большая часть населения.
622. – Почему отдельная страна часто не может решить экологические проблемы без помощи других стран?
623. – Потому что у ветра и рек нет государственных границ.
Например, грязная река Селенга приносит грязь в Россию из других стран.
624. Создана ли всемирная стратегия–программа для всех стран по сохранению среды человечества?
625. – Да.
626. – Участвует ли ООН в решении задачи сохранения среды?
627. – Да.
628. Какие международные соглашения были заключены в ХХ веке по охране природы?
629. – Соглашения о снижении выбросов СО2, фреонов.
630. – Сколько в мире охраняемых природных территорий?
631. – 12 тысяч.
632. – Назовите страны с наибольшим числом охраняемых территорий природы.
633. – США, Канада, Австралия, Китай, ФРГ.
634. – Сколько национальных парков?
635. – 2 тысячи.
636. – Сколько в мире биосферных заповедников?
637. – Всего лишь 350.
638. – Как называется наука о ресурсах?
639. – Ресурсоведение.
640. – Как называется наука о размещении ресурсов?
641. – Географическое ресурсоведение.
642. – Как называется совокупность природных ресурсов территории? С учётом НТП.
643. – Природно-ресурсный потенциал территории.
644. – Какие компоненты входят в общий (природный) ресурсный потенциал?
645. – Минерально-сырьевой, земельный, водный и т.д.
646. – Потенциал ресурсов или поте
647. – Как называются стадии оборота ресурсов от их извлечения до возвращения в среду?
648. – Ресурсный цикл.
649. – Приведите примеры ресурсных циклов.
650. – Цикл лесоматериалов, энергоресурсов и т.д.
651. – Как называются системы, состоящие из технических сооружений и окружающих природных объектов?
652. – Природно-технические.
653. – Как называются учёные, которые составляют кадастры ресурсов и дают им экономическую оценку?
654. – Ресурсоведы.
655. – Как называется наука, которая изучает экологию с точки зрения географии?
656. – Гео-экология.
657. – Только ли антропогенные последствия изучает геоэкология?
658. – Нет.
659. – Как называется регулярное наблюдение за параметрами среды?
660. – Мониторинг среды.
661. - Смогут ли люди жить без чистого воздуха, воды и почв?
662. – Нет.
663.