Книги? Просто бизнес! Ничего личного...

Наталья Важенкова
               
Я издала книгу.
Не хочу долго рассказывать про этот «увлекательный» процесс.
Пишешь, редактируешь, рыдаешь над каждой ошибкой и опиской, отдаешь редактору, потом верстка, обложка, типография и – Вуаля! Получите книжку!
Хорошо, если вы решили все это сделать с профессионалами, а не как я, со знакомыми девочками, которые не тебе рассказывают, что и как делать, а сами спрашивают – что делать и как дальше.

Я могу сказать одно – пишущий должен писать, а редактора, художники и верстальщики точно знать, что нужно делать и как. Иначе они согласятся на то, что на корешке название книги не обязательно и это будет считаться браком и книга ваша зависнет.
Долгие мучения с обложкой, как оказалось, не стоили выеденного яйца – профессиональному художнику хватило одного взгляда, чтобы понять, что красный на синем не читается и что нужно со всем этим делать.
Но... как говорится, сама дура! Не фиг связываться с девочками, какими бы милыми они не были!
Не об этом...

Так что же с книгой? А с книгой все очень просто – она на фиг никому не нужна!
Да! Дорогие мои, все именно так!

То есть, вы приходите в книжный магазин, например, в мой обожаемый "Библио-глобус" и показываете свою книгу, а вам говорят:
– А вы знаете, сколько этого всего у нас стоит на полках?
И вы честно говорите: – Да, знаю! Но моя лучше!
- А кто вам сказал, что ваша книга лучше?
- Но вы просто возьмите и прочитайте. Если это будет нечитабельно, я вам обещаю – я сожгу весь тираж!
- А вы знаете, сколько Донцова вкладывает в свою раскрутку?
- Знаю! Но если у меня будут такие тиражи и гонорары, клянусь, я тоже вложусь в раскрутку по полной!
- А вы знаете, сколько книг она пишет за год?
- Знаю! Много! Или даже еще больше... Но она связана договором! И куда б ей бедной деться?..
- А что вы сделали, чтобы заинтересовать читателя?
- Чтобы его заинтересовать, я "убилась" с обложкой! Уверяю, что она замечательная!
- Вот видите, а надо, чтобы текст был замечательный!
- Но текст читатель не может прочесть, пока не возьмет книгу в руки. А в руки он должен книгу взять, потому что его поманила обложка.
- За сколько вы хотите поставить книгу? О, у вас бумага хорошая, книга прошита, обложка дорогая... Вы в нее вложились, но это дорого и вы этих денег не получите.  Да еще и покет бук...
Начинаю терпеливо объяснять:
- Понимаете, у меня женская литература, а значит, женщине книгу будет удобно положить в сумочку. Мало того, вы поймите – дорого заплатить за книгу женщина не сможет просто потому, что на первом месте у нее семья, дети, муж, косметика, и только потом, по остаточному принципу, после покупки опять порванных колгот, чтение, а значит, книга должна быть ДЕШЕВОЙ! Ну, и чтобы просто не было жаль отдать почитать подруге, и таскать, не желая расстаться, в сумочке. Прошивала для того, чтобы не рассыпались страницы от того, что она может пихнуть что угодно, вместо закладки, когда читает в транспорте. А обложка... ну, мы же все девочки! И поэтому так хотелось сделать для книжки красивое платьице.
- Сколько вам обошлась одна книга?
- Ну, на круг – рублей двести пятьдесят.
- Но вы их не получите!
- Я понимаю. Даже если я получу на руки сто рублей с книги, я буду счастлива! Я очень хочу, чтобы мою книгу читали!

Тетенька–товаровед в шоке. Она просто тупо смотрит на меня и молчит.
Я понимаю, что у книгопродAвца мозг закипает в поисках аргументов. После этого зовут какую-то еще тетеньку на подмогу и... дружно решают, что мне нужно обратиться к тем, кто поставляет им книги.
Я судорожно записываю названия компаний, которые формируют список книг для продажи в магазинах.
Ни одного телефона этих компаний найти не удается! Все телефоны мертвые!

Так что там у нас дальше?
Ага, книга маленькая. Должна быть дешевая. Что остается? Правильно, киоски!.. Ха-ха... Как я раньше не догадалась? Так просто!

- А вам не жаль, что ваша книга будет просто лежать в задрипанном киоске при вокзале? – спросите вы меня.

- Нет! Мне ни капельки не будет жаль, что моя книга будет лежать в киоске. Люди собираются в дорогу и хотят что-то почитать в пути. Замечательно! Пусть «мой ребенок» - моя книга будет им хорошей попутчицей! Я же писала для людей! Пусть им будет легко и весело с ней! Пусть она отвлечет тех, кто боится летать, кто расстался со слезами на глазах, кто летит или едет с тяжестью в душе, кто просто не знает как скоротать время в дороге, - отвечу я всем.

- Здравствуйте! Я – автор. У меня вышла книга. Подскажите, пожалуйста, как она может попасть к вам? – спрашиваю женщину в киоске.
- Ой, деточка, даже и не знаю, что вам сказать... Видите, лежат книги Донцовой, Михалковой, Устиновой... Вот лежат и лежат. Раньше брали, а теперь говорят, что исписались и не берут. Хотят что-то новенькое, а где его взять? Я бы и сама почитала что-то новенькое, но ведь не пишут или нам не дают, не знаю. А про что там у вас?
- У меня рассказы. Женская литература.
- Я бы почитала с удовольствием, а продать не могу. Не могу продавать то, что мне не привозили. У нас с этим строго. А вы мне оставите почитать свою книгу?
Я, конечно же, оставила.

Что я могу сказать милой даме из киоска? Если бы она знала, что такое договор с издательством, она бы не говорила так о Д. Донцовой и Т.Устиновой.
 
Договор с издательством – это мечта каждого пишущего!
Договор с издательством – это кабала!
Договор с издательством – это договор с ...! Не хочется поминать к ночи, будь он неладен.

Как можно выдать пять-шесть книг в год, если они должны быть не менее 8 авторских листов?
Для тех, кто не знает, что такое авторский лист, я поясню, это сорок тысяч знаков с пробелами, а теперь нежно умножьте это на восемь.
Посчитали? Нет? Возьмите калькулятор.
Посчитали? А теперь разделите на число знаков на печатной странице.
Посчитали? Нет? Ну, ладно, потом, на досуге посчитаете... А теперь еще раз на четыре или пять умножьте... это столько вам надо выдать в год.

А вы говорите смысл, чтобы остался, чтобы имена героев не путались со страницы на страницу.
Господи, да тут бы живыми остаться!  И поэтому не надо больше неуважительно отзываться о таких героических писателях как Д.Донцова и Т.Устинова. Они действительно замечательные и великие женщины! И я их безмерно уважаю!

Так!..
Так что там еще у нас осталось?! Ах, да "Ридеро"!

Мне последнее время часто говорили:
- Ой, да ты что, там так здорово! Платишь сто рублей и печатаешь свою книгу, вернее, тебе ее печатают. Или электронный формат... Они печатают, а люди покупают и читают!
Зашла. Нашла знакомых авторов. Действительно здорово!

Но... Я буду говорить только о себе и прошу не обижаться на меня, договорились?
Я не готова купить книгу за 600-700 рублей, если это не переводная литература, если это не альбомы, если это не детская литература с красочными картинками, если это не красивые кулинарные книги, купленные в подарок.
Но именно столько будет стоить моя книга «на выходе» с Ридеро.
Ну, а как, если только электронный вариант стоит двести? Честно могу сказать, дальше договора, в котором я не фига не поняла, не пошла.

Ну, давайте хоть сами себе не врать! Ну, не стоят наши книги того, чтобы их продавать за такие безумные деньги!

Я помню, как я покупала первые книги Б.Акунина.
Маленькая черно-белая книжечка, которая стоила смешные деньги. Я покупала их все. Искала их и ждала с нетерпением новую и это несмотря на то, что я не работала и было два маленьких сына. То есть, дай бог прожить так, чтобы поесть хватило! Но они и стоили недорого.
Так неужели все, что мы пишем в несколько раз лучше Акунина? И так же интересно? Ну, не знаю... Мои книги прежде всего не детективы. Они не хуже и не лучше, но они просто другие.
А книги Т.Устиновой и Д.Донцовой? Я уверена, что у каждого найдется если не дома, то на даче обязательно несколько их книг. И выбросить их не получается, потому что действительно жаль выбросить.

Так что же остается у нас в сухом остатке?
А ничего! Весь тираж валяется под кроватью.
Нет, мне предложили:
- Есть такой молодой человек – Паша. Вы можете отвезти весь тираж ему.
- А деньги?
- А без денег...
- То есть как? Совсем?
- Ну да, совсем...
- А зачем?
- ?! – ответа не было.

Вы бы отвезли?
Вот и я не отвезла!
Пусть лучше все лежит под кроватью.
Готовы еще две книги – редактура, такая же стильная обложка. Книги планировала выпустить серией, но увы…

Единственно, что хватило ума сделать - заверить у нотариуса права на все обложки и тексты!)))