В погоне за историей

Мартис
Маленькая девочка, держа родителей за руки и светясь от счастья, проходит мимо меня по многолюдной аллее парка. Стоит прекрасный солнечный день, что я даже вылез из своей запылившейся каморки подышать свежим воздухом, понаблюдать за людьми. На лавочке у небольшого пруда расположилась влюбленная парочка, яростно целуясь и не стесняясь ворчливых прохожих. Недалеко от них на скамейке сидит пожилой мужчина. Его седая борода и очки говорят о его преклонном возрасте. Он расположил перед собой шахматную доску, в надежде найти достойного соперника. К сожалению, я не умею играть в шахматы.
Гуляя вокруг пруда, я вижу множество разных людей, проходящих мимо. Наверняка, у каждого из них есть своя достойная история, которая спряталась в уголке и ждет момента быть рассказанной. Моя собственная история довольно скучна, и о ней вряд ли можно написать хорошую книгу. Если быть откровенным, то я ничего не писал уже несколько месяцев. Идеи закончились, вдохновения черпать неоткуда, да еще и не вовремя свалившийся на голову диплом добавил проблем. Сложно написать достойную историю, если ты заперт один в четырех стенах своей съемной квартиры.
Я достаю из пакета буханку хлеба и, отламывая от него кусочки, кидаю их уточкам, которые толпой подплыли к берегу, в попытках первыми урвать еду. Кто бы мог подумать, что именно в этот, такой спокойный и умиротворенный момент, в мою жизнь с оглушительным шумом ворвется сюжет.

Я отрываю взгляд от пруда и вижу, как по прямой аллее в нескольких метрах от меня несется парень. Он одет во все черное, словно сама смерть бежит на меня на огромной скорости. Его одежда была потрепана и испачкана в грязи, его волосы торчали в разные стороны, а все лицо было в ссадинах и ранах, из которых текла кровь. Через несколько минут я увидел позади него небольшую толпу людей, которые что-то крича ему вдогонку, не оставляли попыток его догнать. Несмотря на опасность, которая вот-вот настигнет парня, на его лице отображалась ехидная улыбка, а сам он во время бега умудрялся показывать средние пальцы обидчикам и выкрикивать различные оскорбления. Прохожие, видя эту сцену, в панике расступались, освобождая дорогу "бегунам". Спустя, казалось бы, целую вечность, парень оказывается рядом с прудом и, перепрыгивая через небольшой забор, с криками "Й-у-у-у-у-у-х-у" летит в воду.

Тишину этого мирного парка нарушает звук ударяющегося об воду тела. Во все стороны начинают лететь брызги, уточки в ужасе расплываются от источника шума. Вода начинала принимать бордовый оттенок, смешавшись с кровью парня. Его обидчики, которым на вид было лет двадцать, добежав до берега, не стали повторять его трюк. Один из них, одетый в спортивный костюм и с цепью в руке, плюнул в воду, и, приказав остальным уходить, направился в противоположную сторону. Прохожие были шокированы случившейся сценкой, родители, опасаясь за жизнь своих чад, начали уводить их из парка. Парень начал подплывать к берегу, я подошел к нему, чтобы помочь выбраться на землю. Я протянул ему руку, которую он резко схватил и выбежал на аллею. Весь сырой он упал на асфальт и истерично захохотал.
- Эй, с тобой все в порядке? - спросил его я, подходя к нему и садясь рядом.
Но он лишь продолжал смеяться, смотря на меня абсолютно бешеными глазами, в которых горел огонь. Мне показалось, что таким взглядом на мир могут смотреть лишь психи. Смех его был до жути заразителен и, приняв правила этой игры, я рассмеялся вместе с ним. Мы сидели посередине тротуара, заливаясь смехом, с его волос стекала вода. Через минуту это прекратилось и парень, приняв серьезное выражение лица, сказал:
- Спасибо тебе, - и протянул руку.
- Да не за что, - ответив на рукопожатие, сказал я.
Мы поднялись с земли, и я начал отряхивать джинсы от прилипшего песка.
- Этим ублюдкам я еще припомню, - сказал парень и из его уст вырвался нервный смешок.
Я не знал, что ответить и на несколько секунд между нами повисла пауза.
- Меня Ян зовут, - нарушив молчание, сказал он.
- Марк, очень приятно, - улыбаясь, ответил я.
- Будем знакомы, Марк. Еще раз спасибо, - Ян сырой рукой похлопал меня по плечу и ушел в направлении выхода.

«…Ян сырой рукой похлопал меня по плечу и ушел в направлении выхода». Бесконечный звук удара по клавишам нарушал звенящую тишину моей квартиры. В кой-то веке у меня появилось вдохновение, и целый день я провел за компьютером, пытаясь написать книгу, продумать персонажей. Созданный мной за сегодня персонаж был очень похож на Яна. Собственно, с него я и взял этот образ и даже не стал изменять имя. Буквы в моей голове складывались в предложения, а предложения - в связный текст, который обязан быть написанным. Сюжет я еще не придумал до конца, но был уверен, что скоро из написанного за сегодня получится что-нибудь хорошее.

Вечером я снова пошел в тот парк. Возможно, я просто вышел подышать свежим воздухом и отдохнуть от писательства, но где-то в глубине души я надеялся здесь встретить Яна. Снова. Первые пару часов я провел сидя на скамейке и наблюдая за людьми. Еще вчерашние истории неизвестных прохожих казались мне теперь до жути скучными и неинтересными. Единственное, что волновало меня - это Ян. Я верил, что его история гораздо более любопытна, чем скучные жизненные сюжеты прохожих. Я прошелся по парку и остановился у того же места у берега, где еще вчера кормил уток. В этот раз у меня не было для них еды. Пока я наблюдал за красотой природы и гладью воды, появился Ян.

Подойдя сзади, он хлопнул меня по плечу и встал рядом.
- Привет, Марк, - сказал он с такой легкостью, будто поздоровался с лучшим другом, - как настроение?
Выглядел он намного лучше, чем вчера. Его растрепанные еще вчера волосы были зачесаны назад, а черная рубашка и брюки были идеально выглажены и не помяты. Либо он успел за день их высушить, либо у него в гардеробе есть бесчисленный запас черных вещей.
- Привет, - удивленно ответил я, - сегодня ты выглядишь лучше. И уже не прыгаешь в воду с разбега, - добавил я.
- Сегодня нет особого повода на это, - словно всерьез восприняв мою попытку пошутить, ответил Ян.
- Ну, да, - согласился я.
- А ты все наблюдаешь за уточками? Может и тебе стоит хоть раз прыгнуть? - спросил он и посмотрел на меня все тем же бешеным взглядом.
- Сегодня нет особого повода на это, - передразнил его я и улыбнулся.
Ян ухмыльнулся и посмотрел на меня так, словно изучая и пытаясь понять, что я за человек.
- Так что мешает его найти? - спросил Ян и, секунду подождав, добавил, - нет, давай не так. Чем ты вообще занимаешься?
- Я... ну..., - мне было сложно признаться, что я провожу свои дни в гордом одиночестве, исписывая вордовские листы, - пишу... всякое.
- Писатель значит? И как, получается?
- Пока не очень.
- Пошли немного прогуляемся, - предложил Ян, отрывая взгляд от пруда, - тут недалеко. Заодно расскажу тебе одну историю, может, возьмешь себе на заметку.
Мне стало любопытно, и даже несмотря на то, что я не знал, куда хочет пойти Ян, я почему-то был уверен в том, что это будет нечто интересное. Я шел не за человеком, я шел за историей, спасаясь от творческого кризиса.

И мы направились к выходу из парка. Тогда я еще не знал, что эти железные ворота будут символизировать выход не из парка, а из моей привычной и размеренной жизни.

- Итак, недавно я прочитал одну сказку, и она произвела на меня впечатление. Как по мне, так там заложен интересный смысл, - сказал Ян.
- Я слушаю, - заинтересованно ответил я.
- В одном небольшом королевстве, которое располагалось где-то в Англии, жила принцесса. Еще с самого детства, благодаря богатым родителям, она была обеспечена и не знала никаких забот. Все ее проблемы, будь то обижающие ее подруги или истерики, возникающие из ниоткуда, решал за нее отец - король этого королевства. Принцесса выросла избалованной и не привыкшей к самостоятельной жизни. И вот однажды, когда ей исполнилось восемнадцать лет, отец купил ей замок с высокой башней, откуда открывался прекрасный вид на королевство. Король сказал принцессе, что настало время, когда она должна жить самостоятельно, решая все возникающие проблемы сама. И принцесса начала жить одна в огромном замке. Она не умела готовить, стирать и убираться, и ей приходилось справляться со всем этим одной. Вскоре она привыкла к такой жизни, и ей это начинало доставлять удовольствие. Днем она приводила в порядок замок, а по вечерам запиралась в башне, читая книги про волшебников и колдунов.
Однажды она услышала снаружи топот копыт и выглянула в окно. Перед ее замком на белом коне с золотой гривой сидел принц. Увидев принцессу в окне башни, принц закричал:
- Милая принцесса, я приехал сюда, чтобы просить вашей руки и вашего сердца.
- Ох, простите, но я не могу выходить за пределы этого замка. Мне здесь очень нравится, - ответила ему принцесса.
- Ну что вы, - возмутился принц, - у меня очень богатая семья, и, заключив со мной брак, вы больше не будете ни в чем нуждаться. Я обещаю.
- Мне очень жаль, но я не смогу выйти за вас замуж. У меня и в замке еще полно хлопот, - сказала принцесса.
- Но вы же не можете прожить всю жизнь в замке, - ответил принц, - это же очень скучно. Посмотрите, что находится за его пределами. Целое королевство, моря, свобода.
- Могу, - кричала принцесса, - мне неинтересно, что снаружи.
- Но я проделал такой огромный и долгий путь, - настаивал принц, - неужели я не достоит даже того, чтобы вы спустились ко мне?
- Увы, но нет. Я не могу. К тому же, вы даже не победили дракона.
- Но около замка и не было никаких драконов, - ответил принц, - мы с вами живем в такое время, когда зная характер и капризы принцесс, драконы приходят в негодность, - принц начинал злиться.
Принцесса ничего не ответила.
- Если вы не спуститесь ко мне, - начинал выходить из себя принц, - я наложу на вас проклятие. В моем роду были колдуны, и я обладаю некими знаниями в этой области.
- Вы мне угрожаете? - возмутилась принцесса, - ну что же, действуйте, - скептически ответила она.
- Если вы в течение двух недель не покинете свой замок, вы начнете превращаться в растение, - ответил принц, - что же, желаю вам удачи, - сказал он, и, развернувшись, ускакал прочь от замка.
Принцесса со злостью закрыла ставни и продолжила читать книгу. Угрозам принца она не верила и следующие две недели проводила также как последний год, не выходя из замка. Ей не хотелось покидать ее собственную крепость, чтобы встретиться с тем, что может произойти за ее пределами. Прошло тринадцать дней. На четырнадцатый она начала замечать, что вены стали твердыми, словно стебли, которые начинали прорастать сквозь кожу и, становясь все больше, пускали корни, превращая ее в зеленое растение. Через несколько минут она уже не могла двигаться, так как полностью превратилась в зеленый куст, вросший в пол замка. Спустя несколько дней, не получив должного ухода, растение засохло и рассыпалось на тысячи песчинок, которые унес ветер через открытое окно.

Ян закончил рассказ, когда мы уже были далеко от парка, маневрируя между дворами и переулками.
- Ну, и в чем же смысл? - спросил я.
- А ты не понял? Ты же писатель, - ответил Ян, - у вас это должно быть заложено в крови - искать смысл, понимать метафоры. Посыл в том, - Ян остановился и повернулся ко мне лицом, - что ты - точно такое же засохшее растение, готовое в любую минуту рассыпаться на песчинки, - он ткнул пальцем мне в плечо, словно проверяя, не рассыплюсь ли я прямо сейчас.
Я не знал, что ему ответить.
- Если не выйдешь из своей треклятой зоны комфорта, не покинешь свой "замок", не сделаешь что-нибудь из ряда вон выходящее, то превратишься в растение, - Ян сделал небольшую паузу, - если, конечно, уже не пустил корни.
- А может мне, как и принцессе, нравится мой замок, нравится сидеть и писать книги, нравится моя затворническая жизнь, - пытался возразить я.
- И многое же ты написал за последнее время? - спросил он, словно зная, что я не написал ни строчки. По крайней мере, до его появления.
Мое молчание и потупленный взгляд сказали все сами за себя.
- Ну, вот и я о том, - сказал Ян, - теперь пойдем. Мы почти пришли.

На улице уже смеркалось. Мы находились в одном из глухих дворов одного из неблагополучных районов города.
- Что мы здесь делаем? - спросил я.
- Подожди, скоро увидишь, - ответил Ян, оглядываясь на одну из подъездных дверей.
- Ты ждешь кого-то?
- Можно и так сказать.
Через пару минут дверь подъезда открылась, и Ян толкнул меня за угол, спрятавшись сам.
- Что ты делаешь? - возмутился я.
- Тихо, - полушепотом сказал Ян и приставил указательный палец к губам.
Ян выглядывал из-за угла, наблюдая за человеком, который вышел из подъезда. Я обернулся и увидел человека, которого уже видел раньше. Более того, это был тот самый человек, который вчера гнался за Яном с цепью. Он направился в противоположную от нас сторону.
- Теперь пошли, только тихо, - сказал Ян и потянул меня за собой. Мне ничего не оставалось, кроме как делать то, что он говорит.
- Что ты собираешься делать? - не унимался я.
- Я же просил, тише, - ответил Ян и следующие несколько минут мы шли в молчании, следуя за человеком в спортивном костюме.
Скоро мы оказались около небольшой арки, освещенной парой лампочек и больше напоминающей тоннель. Ян резко выскочил вперед и напрыгнул на обидчика сзади, повалив его на землю. Кажется, тот не успел понять, что произошло, ровно, как и я, стоящий в метре от них с удивленным лицом. После того, как парень упал на землю, Ян со всей силы начал бить его по лицу, превращая его в багровую кашу.
- Ян, прекрати, - решил вмешаться я, - ты же убьешь его.
Но он не слышал меня и продолжал избивать парня, выкрикивая что-то неразборчивое. Человек на земле на моих глазах превращался в кусок мяса, его одежда начинала пропитываться кровью и приобретать бордовый оттенок. В следующее мгновенье Ян остановился и посмотрел на меня со спокойным лицом, на котором в свете лампочек виднелись пятна крови:
- Не хочешь продолжить? - улыбаясь дьявольской улыбкой, спросил он.
- Ты совсем сдурел? Что ты вытворяешь? - выкрикнул я и указал рукой на валяющегося рядом человека.
- Да брось ты, - сказал Ян так, будто я упрекнул его в том, что он кинул фантик мимо урны, - это всего лишь отброс. Давай, добей его.
Я стоял с совершенно бледным лицом, на котором отражался испуг. Все, что я хотел - это поскорее уйти отсюда. Я бросил непонимающий и одновременно испуганный взгляд на Яна и двинулся в направлении дома. Ян остановил меня, схватив за руку.
- Куда ты пошел? - спросил он, - ты не хочешь мне помочь?
- Помочь? Да что с тобой такое? Ты только что изуродовал человека и просишь меня его добить. Ты нормальный? - слова пулями вылетали из меня наружу.
- Да. А ты? - все с тем же окровавленным и умиротворенным лицом спросил Ян, - ты нормальный? Готов поспорить, это твои первые эмоции за последние несколько лет.
- Какие к черту эмоции? Ты только что чуть не убил человека, - сказал я, находясь на грани истерики.
- Какого человека? - Ян обернулся и посмотрел на парня, валяющегося в углу, - этого? Это человек? - ухмыльнулся он, - это животное вчера гналось за мной по всему городу с цепями в компании дружков. И это я называю восстановлением справедливости.
- Я пошел домой, - резко ответил я, выдернул руку из его хватки и вышел из арки.
- Ты превращаешься в то самое растение, - идя за мной следом, продолжал говорить Ян. Я не хотел его слушать. Я хотел лишь оказаться дома, в своем замке, окруженным комфортом и безопасностью, - рано или поздно человеку необходима встряска. Нужно выплеснуть эмоции наружу. Понимаешь?
Я не понимал. Я словно ребенок, хотел закрыть уши руками и оказаться в домике, как в детской игре в салки. Ян вытер рукавом капли крови с лица и остановил меня за плечо.
- Пошли. Попробую тебе объяснить получше, - сказал он.
Я обернулся и, пытаясь изобразить хоть каплю злости, посмотрел на него серьезным взглядом.
- Ты правда думаешь, что после этого я с тобой куда-то пойду? - сказал я.
- А ты правда думаешь, что после того, что ты видел, я просто так дам тебе уйти? - спросил он совершенно спокойно, но именно в этот момент я понял, что я как огня боюсь этого человека. У меня не оставалось выбора, если я, конечно, не хочу оказаться на месте того парня, который, насколько я мог судить с этого расстояния, даже не дышал.
Ян развернулся и, махнув мне рукой, предложил идти за ним.
Через две минуты мы оказались в одном из спальных районов, который заполняли бесчисленные девятиэтажки, стоящие почти вплотную друг к другу. Ян увидел, что дверь одного из подъездов открывается, и рванул к ней, пока она не успела закрыться. Он придержал дверь, пока я медленным шагом не дошел до подъезда. Мы начали подниматься по лестнице, Ян шел чуть впереди меня. Вряд ли у него тут жили знакомые, а потому не трудно было догадаться, что с большей вероятностью мы направляемся на крышу. Я мог сбежать, мог наброситься на Яна сзади, как он на того парня, мог попытаться сделать хоть что-нибудь, но я просто продолжал идти за Яном. До последнего этажа мы шли в оглушительном молчании, пока не наткнулись на запертую дверь, ведущую на крышу. На ней висел небольшой замок.
- Вечно проблемы с этими замками, - сказал Ян, больше воспроизводя мысли вслух, нежели обращаясь ко мне.
Он подошел к двери и, присев, достал из кармана отмычки, которыми начал возиться с замком. Я даже не стал спрашивать, где он научился взламывать замки, но результат был на лицо - через минуту дверь открылась и Ян, улыбнувшись, прошел на крышу.

Мы оказались на высоте 10 этажей, город уже полностью погрузился во тьму, приготовившись к ночи. Отсюда свет окон соседних домов и уличные фонари казались лишь маленькими огоньками. На небе стали видны звезды. Этот момент можно бы было назвать романтичным, будь я здесь с какой-нибудь девушкой, а не с психом.
- Ну, и зачем мы сюда пришли? - спросил я.
- Отсюда лучше видно, - ответил Ян, показывая рукой на город, окружавший нас.
- Видно что?
- Жизнь, - Ян сделал небольшую паузу, - точнее ее отсутствие.
Я не стал продолжать диалог, понимая, что сейчас придется выслушать очередной нездоровый взгляд на вещи. Но Ян останавливаться не собирался. Он повернулся, пошел вперед, словно был моим гидом на какой-нибудь экскурсии и продолжил:
- Это всё - искусственное. Ненастоящее. Этот свет, эти дома, сделанные словно из конструктора, эти люди. Ты только посмотри, - Ян опять показал рукой на город, я продолжал идти за ним, - посмотри на этих бесцельно бегающих муравьев. Наверняка, спешат к себе домой после ненавистной работы к жене, которая приготовила вкусный ужин, чтобы, смачно поцеловав ее в щеку, упасть на кровать. Спроси любого из них "Жив ли ты?", и они, замявшись, ответят что-то типа "Да, наверное". Их поглощает рутина, они все превращаются в роботов, которые делают все на автомате. Я же, - Ян повернулся ко мне лицом, продолжая идти задом, - хочу исправить это положение дел. И хочу помочь тебе не стать таким же автоматическим муравьем.
- Того парня ты тоже избил, потому что он был всего лишь роботом? - спросил я, - что-то я не заметил внутри него шестеренок.
- Да что ты к нему пристал? - ответил Ян, - по поводу него я тебе уже все объяснил. Теперь речь о тебе.
- Обо мне? Интересно, и что ты хочешь сделать со мной? Скинуть отсюда?
- В этом нет никакого смысла. Говорю же, всего лишь хочу помочь. Раскрасить твои серые дни, - ответил Ян и остановился у края крыши.
За его монотонными речами я не заметил, как мы прошли уже весь дом, дойдя до края. Буквально в метре от этой девятиэтажки возвышалась еще одна, стоящая почти впритык.
- Время от времени необходимо встряхнуться, - сказал он и встал на небольшой бордюр, сделанный в целях безопасности. На мгновенье у меня промелькнула мысль, что, столкни я его с этой крыши, об этом никто и никогда не узнает. А я избавлю себя от кучи проблем. Но я быстро отбросил эту мысль, сохранив здравый рассудок.
В следующее мгновенье, как только Ян договорил, он прыгнул на соседнюю крышу, удачно приземлившись в метре от меня. Я только и успел, что сделать удивленное лицо и слегка вскрикнуть от неожиданности.
Теперь мы находились словно по разные стороны баррикад, разделенные небольшой пропастью.
- Давай, прыгай сюда, - с энтузиазмом сказал он, словно предлагая мне что-то совершенно обыденное.
- Что? - удивился я, - да ни за что.
- Марк, прыгай, - настаивал он, - тут расстояние, с которым даже ребенок справится.
- Не буду я этого делать, - сказал я.
Я хотел развернуться и уйти отсюда, но что-то меня все же останавливало, какой-то частью своего мозга я понимал, что этот прыжок будет означать переход на совсем иную сторону, это будет прыжок от жизни затворника в жизнь более интересную, но опасную. Возможно, своей философией Ян мне даже начинал симпатизировать.
- Марк, я долго буду ждать? - пытался достучаться до меня Ян, - встряхнись ты уже. Почувствуй себя живым.
Я посмотрел на него пронзительным взглядом и принял катастрофическое решение в своей голове. Я встал на бордюр и, стараясь не смотреть вниз, сделал резкий прыжок вперед.

Ян показательно похлопал в ладоши, а я пытался прийти в себя. Эмоции переполняли меня, адреналин вырывался наружу. Я стоял, уперевшись руками в колени, и пытался отдышаться. Из меня вырывались нервные смешки.
- В-о-о-о-о-о-о-о-т, - видя мое состояние, сказал Ян, - вот про что я тебе говорил. Теперь ты понимаешь меня? Теперь ты чувствуешь?
- Это было, черт подери, круто, - не найдя более подходящих слов, ответил я. Я разговаривал с ним, словно с хорошим другом, забыв про изуродованного человека внизу. Казалось, теперь это не имеет никакого значения.
Ян подошел к краю и сел на бордюр, свесив ноги вниз. Я не стал повторять его трюк, а просто встал рядом. Мы свысока наблюдали за городом, который сгорал в бесконечных маленьких огоньках.
- Находясь все время в четырех стенах, - заговорил он, - никогда не узнаешь, что значит жить по-настоящему.
Я промолчал. За сегодняшний день я пережил больше, чем за всю свою жизнь. Это был бунт, это были эмоции, это был выход из проржавевших клеток комфортной жизни. А в это время в моей голове все более отчетливо вырисовывался сюжет начатой книги.

Придя домой, я всю ночь работал над книгой, отрываясь только за тем, чтобы выпить очередную кружку кофе. Персонажи сами вели меня по сюжету. Я описывал черную одежду Яна, описывал его характер, описывал безумства, которые происходили со мной за день. Наконец-то я мог выйти из творческого кризиса, мог снова бесконечно стучать по клавишам, прорабатывая сюжет. Ян был своеобразным вдохновением, после встреч с ним идеи тысячами зарождались у меня в голове.

На следующий день мы договорились встретиться в одном из школьных дворов. Ученики находились на каникулах, а потому здесь было весьма безлюдно. Подходя туда, я увидел Яна, который сидел на небольшом лабиринте, по которому бегают школьники на местных соревнованиях. Ян был одет в свою привычную одежду, а на спине у него висел рюкзак. Увидев меня, он спрыгнул и поздоровался.
- Ну, как ты? Отошел после вчерашнего? - вежливо спросил он.
- Да, - многозначительно ответил я и не стал вдаваться в подробности того, что после вчерашнего дня у меня появилось вдохновение. Я хотел делать вид, что то, что делает Ян, все-таки плохо.
Ян спрыгнул с лабиринта и встал, облокотившись на него спиной. Перед нами располагалось футбольное поле из песка. Время от времени здесь устраивают небольшие матчи, определяя, какой же из дворов круче.
- Ты играешь в футбол? - спросил Ян.
- Когда-то в детстве пинал с друзьями мяч, но никогда не увлекался этим всерьез, - ответил я.
- Я тоже играл в футбол в детстве, - начал Ян, - тебе не кажется, что тогда это тоже являлось своеобразной встряской? Тогда мы не задавались насущными вопросами, не запирались дома, для нас не существовало такого понятия, как депрессия. Если тебя что-то волновало, если ты хотел выплеснуть эмоции, ты просто шел и пинал мяч.
- Возможно, но это была всего лишь детская игра, такая же, как салки, к примеру. Тогда не было и смысла запираться дома.
- А сейчас есть? - спросил Ян, - сейчас есть смысл? Почему нельзя как в детстве выйти во двор и начать играть в футбол?
- Потому что с возрастом появляется куча проблем. Сейчас у многих работа, отношения, учеба. Кто-то даже в браке уже. Сейчас некогда, да и не с кем играть. Или ты предлагаешь 23-летнему парню пойти поиграть с маленькими детьми? - сказал я, пытаясь донести до него свою покалеченную философию.
- Лирика это все, - ответил Ян, - давай сыграем прямо сейчас.
Я даже не был сильно удивлен, зная Яна, он мог делать все, что придет в голову, не опираясь на стереотипы и мнения людей. Впрочем, я не был против футбола.
- И чем же мы будем играть? У тебя есть мяч? - спросил я.
Ян на мгновенье задумался.
- Не обязательно играть мячом, - он огляделся по сторонам и увидел в метре от него валяющуюся пустую пластиковую бутылку. Он бросил на меня взгляд, словно ему в голову пришла гениальная идея.
Он взял бутылку и, открутив крышку, руками насыпал туда песка с поля. Крепко закрутив крышку, он показательно бросил ее на землю.
- Вот и готовый "мяч", - сказал он, резко скинув рюкзак со спины, - пошли.

Абсурд происходящего начинал набирать обороты. Два взрослых человека стоят на футбольном поле в школьном дворе, играя в футбол бутылкой с песком. Еще пару дней назад я бы на это не согласился, но сейчас мне это начинало даже нравиться.
Мы начали бегать по полю, пытаясь отнять самодельный мяч друг у друга. Песок из-под ног разлетался в разные стороны. Через минуту игры мне удалось завладеть бутылкой, и я с энтузиазмом несся к его воротам, предвкушая гол. Но Ян, догнав меня, со всей силы толкнул в бок, что я упал на землю. Я посмотрел на него, словно спрашивая, что это сейчас было. Ян лишь ехидно улыбнулся и развел руками в разные стороны. "Ничего не поделаешь. Это игра" - говорили его глаза. С этого момента я понял, что правил в этой игре один на один нет. Быстро поднявшись, я побежал за ним, пытаясь ставить подножки и толкая его. После очередной моей подножки он упал, и его черная одежда стала запачканной в песке. Я снова побежал к воротам, и на этот раз мне удалось забить долгожданный гол.
- Ты явно в детстве играл больше, чем я, - прокомментировал он.
Еще несколько минут мы как безумные носились по полю, пытаясь добраться до ворот соперника. Немногочисленные прохожие, которые проходили мимо, смотрели на нас, как на ненормальных. Но нам не было до этого дела.

Выдохшись через несколько минут, я без сил упал на траву, пытаясь отдышаться. Ян со всей силы пнул бутылку подальше и встал рядом. Я смотрел на безоблачное небо, в котором пролетел самолет, оставив после себя длинный белый след. Кажется, именно в этот момент я осознал, что моя жизнь кардинально поменялась, и понял, что все это время хотел донести до меня Ян.
- Ну что? Размялся? - спросил Ян, смотря на меня сверху вниз, - готов к чему-то по-настоящему серьезному?
Я поднялся с травы, пытаясь понять, что он имеет ввиду. Ян молча подошел к лабиринту, у которого мы встретились, и достал из-за его угла две биты. Странно, что я не заметил их раньше.
- Мне кажется, пора сломать этот искусственный мир, - сказал Ян и бросил одну из бит мне.
Я рывком поймал биту и посмотрел на Яна. Как только она оказалась у меня в руках, я почувствовал неимоверный прилив сил. Я действительно хотел сломать этот мир. Меня даже не удивляло то, с какой легкостью я принял правила этой игры и погрузился в нее с головой. За последние дни моя жизнь начала катиться в пропасть, и я решил ее подтолкнуть. Даже не зная о том, что собирается сделать Ян, я готов был принимать в этом активное участие. На моем лице отразилось подобие улыбки.
- А мне нравится твой настрой, - сказал Ян, прочитав все эмоции у меня на лице, - теперь пойдем.
И Ян, подобрав рюкзак, пошел вперед, покрутив битой, как в американских фильмах.

На улице уже стоял вечер, по всему городу начали включать фонари. Выйдя из лабиринта дворов, мы направились на одну из оживленных днем улиц города. Ее заполняли бесконечные аллеи, вдоль которых располагались различные магазины и кафе. Большинство из них были уже закрыты, а на улицах почти не осталось людей. Проходя мимо одного из магазинов, большие окна которого выходили на улицу, Ян остановился и повернулся ко мне.
- Ну что же, начнем, - сказал Ян и с этими словами размахнулся и со всей силы ударил битой по стеклу. То издало громкий звук, который нарушил звенящую тишину улицы, и рассыпалось на мелкие осколки, - теперь твой ход, - улыбнулся Ян.
- Превосходно, - это было все, что я мог ответить на тот момент. Я крепко взял биту и подошел к кафе, которое располагалось следом. Встав прямо перед ним, я увидел собственное отражение - бледная кожа, немного опущенный взгляд, помятая футболка и набор комплексов и стереотипов. Я отвел биту за правое плечо и ударил по окну кафе. Теперь на осколки разлетелось не окно, на осколки разлетелся я, оставив всю прошлую жизнь позади. Ян улыбнулся и закричал во весь голос, подняв голову к небу. Его крик быстро перешел в звенящий, пронзительный смех. И, как и тогда, у пруда, я поддержал его и засмеялся следом. Мы шли дальше и били витрину за витриной, мы подходили к машинам, припаркованным рядом, и разбивали капоты и лобовые стекла. Те начинали громко сигналить, пронизывая воздух монотонными звуками. Из окон соседних домов начинали выглядывать люди и что-то орать нам. Но мы их не слышали. Мы были поглощены поеданием этой жизни. Мы громко кричали, смеялись и били все, что попадется под руку. Немногочисленные прохожие, идущие навстречу, резко сворачивали и уходили вглубь дворов, лишь бы не наткнуться на парочку психов, размахивающих битами.

Мы остановились у небольшого магазинчика, который изнутри заполняли манекены в различных одеждах и с висящими на руках сумками. Ян с минуту смотрел вглубь витрины, не предпринимая никаких действий. Я подошел к нему и встал рядом, желая понять, что он рассматривает там. Но он лишь не спеша заговорил:
- Люди - точно такие же манекены. Дешевые пластмаски, нацепляющие на себя дорогие шмотки модных брендов. У них нет лиц, нет души, они точно также, не двигаясь, стоят на витрине магазина. Они лишь смотрят на этот мир пустыми глазами и ничего, совершенно ничего не делают, - Ян сделал паузу и посмотрел на меня, - и я очень рад, Марк, - он сделал акцент на моем имени, - что сегодня ты вышел из этого магазина и почувствовал себя живым.
Он улыбнулся и кивнул мне, словно нам обоим в голову пришла одна и та же гениальная мысль. Мы синхронно размахнулись своими битами и превратили витрину в сотни зеркальных осколков, рассыпавших по асфальту.
- Шоу только началось, - сказал Ян и отошел на несколько шагов назад.
Он снял рюкзак и достал оттуда зажигалку и файер. Поджегши файер, он кинул его в магазин через разбитое окно. Через несколько секунд искра от него попала на одежду, и огонь ярко запылал в этой непроглядной тьме, ослепляя нас своим светом.
Мы стояли и смотрели на то, как горит этот маленький мир, полный пластмассовых людей. Мы любовались до тех пор, пока по стенам магазинов не пронеслись красно-синие огоньки, сопровождающиеся милицейской сиреной.
- Теперь уходим, - сказал Ян, и мы убежали от пожара, затерявшись среди многочисленных домов.

Спустя некоторое время мы снова оказались на крыше. Крыши стали своеобразным безопасным местом, где можно было спокойно поговорить. Мы шли вдоль дома, смотря вниз, на искусственный мир. Внизу непроглядную тьму, возле магазинов, которые мы разгромили, освещали красно-синие мигалки. На место приехало несколько полицейских и одна пожарная машина, за несколько минут потушившая пожар.
- Хорошая работа, - смотря на эту миниатюру, сказал Ян
- Да, отличная, - согласился я. Будет, о чем написать.
- Теперь-то ты со мной согласен? Теперь смотришь на мир по-другому? - спросил Ян, оторвав взгляд от сирен и посмотрев на меня.
- Да, - ответил я, - наверное, ты был прав. - С одной стороны трудно не согласиться с человеком, с которым оказался замешан в преступлении, а с другой - я действительно многое понял, переосмыслил, а что самое главное, наконец-то нашел вдохновение. Словно все эти годы оно ждало именно того часа, когда я выпущу своих демонов наружу.
- Отлично, тогда продолжим завтра, - сказал Ян и улыбнулся своей привычной дьявольской улыбкой.
- Продолжим? Как? - удивленно спросил я.
Ян, сняв рюкзак, достал из него чехлы, в которых аккуратно лежали два пистолета.
- Неплохо, да? - сказал он и протянул один из пистолетов мне.
Я, помедлив несколько секунд, взял оружие в руки. Пистолет был гораздо тяжелее биты, и на человека, который ни разу не держал оружие в руках, он производил весьма противоречивое впечатление. Я медленно покрутил его, осматривая со всех сторон, словно желая убедиться, что он настоящий. Поняв, что задумал Ян, я на мгновенье испугался и посмотрел на него.
- Тебе не кажется...
- Нет, не кажется, - перебил меня Ян, - или ты струсил? - спросил он, смотря мне в глаза.
- Нет, но..., - мысли путались у меня в голове, и я не мог сформулировать фразу, - это же убийство, - выдавил из себя я.
- Массовое убийство, - поправил меня Ян, словно я ошибся в каком-нибудь определении, отвечая у доски в школе, - но если хочешь, ты можешь идти, я тебя не держу, - добавил Ян и протянул руку, чтобы я отдал ему пистолет.
Если уходить, то уходить сейчас. Назад пути уже не будет. Бездна уже начала затягивать меня вниз. Это не шутки и не хулиганский дебош, это - убийство. Смогу ли я нажать на курок? Смогу ли убить человека? Ответов на эти вопросы у меня не было, но, тем не менее, я не ушел.
- Нет, я с тобой, - сказал я и перезарядил пистолет, словно делал это уже тысячи раз.
- Отлично, но пистолет пока отдай, это не игрушка, - сказал Ян и убрал оружие обратно в рюкзак.
Вскоре мы попрощались, и, уйдя с крыши, разошлись в разные стороны.

Образ безбашенного Яна все более отчетливо проявлялся на экране компьютера. Думая о том, что мне предстоит завтра, я решил, что должен закончить роман этой ночью. Потому что потом времени может уже не быть. Потом может произойти все, что угодно. Этот день станет последним, судным днем. Я литрами пил кофе и стучал по клавишам, ведя сюжет к логическому завершению. В моем финале был счастливый конец. В жизни же его могло не быть. Уже под утро я поставил последнюю точку и, сохранив документ, закрыл компьютер.

Ян молча поздоровался со мной, сидя на скамейке, на оживленной улице. Сегодня черный цвет его одежды как никогда означал траур. Мы находились на небольшой площади, по которой десятками ходили люди, спеша по своим делам. "Заводные игрушки" - сказал бы Ян, если бы сейчас начал философствовать. Недалеко от нас находился памятник, несколько зданий и дорога, окружавшая площадь. Я сел рядом с Яном. Где-то минуту никто из нас не произносил ни слова, думая о том, что нам предстоит. Я посмотрел на Яна и тот улыбнулся, словно показывая, что все в порядке.
- Ты готов? - спросил он, посмотрев на меня.
Я молча кивнул.
Ян, как и вчера, снял рюкзак и достал оттуда два пистолета, один из которых отдал мне. Достав патронник, он проверил, что все патроны на месте и задвинул его обратно. Люди, видевшие нас с оружием в руках, начинали бросать испуганные взгляды и ускорять шаг.
- Тогда сломаем эти игрушки, - сказал Ян и поднялся с лавочки, побуждая меня сделать то же самое.
Встав, он направил пистолет на мужчину, который шел ему навстречу уткнув взгляд в свой мобильный и не ожидающий опасности. Прогремел первый выстрел. Пуля попала мужчине в грудь, испачкав его белую рубашку кровью. Тот упал на землю, издав несколько всхлипываний в попытках восстановить дыхание. Раздались крики, прохожие начали разбегаться в разные стороны. Я стоял рядом с лавочкой, держа пистолет в руках, в горле встал ком.
- Ну-у-у! - крикнул Ян, повернувшись ко мне, - давай! - он словно был командиром, который отдает приказы солдатам на войне.
Я направил пистолет перед собой и прицелился в убегающую прочь девушку. Ее каблуки мешали ей быстро передвигаться. Я сделал свой первый выстрел и пуля пролетела мимо, попав в стену здания неподалеку. Я сделал еще выстрел и на этот раз попал девушке в плечо, та, вскрикнув, упала на землю лицом вниз. Красная жидкость вытекала у нее из плеча, пачкая асфальт.
Никаких шестеренок. Плоть и кровь. И отсутствие души. Мы ломали пластмассу.
Ян двинулся вперед, целясь в убегающие мишени и стреляя им в спины. Он сделал еще несколько выстрелов, попав парню в темной толстовке в голову. Из нее брызнул фонтан крови. С глухим звуком тело парня упало вниз. Девушка, которую я подстрелил, была жива и попыталась встать. Я подошел ближе и сделал еще два выстрела ей в спину. Площадь была заполнена бесконечными визгами и шумом, создавалась паника и толкучка. Какой-то здоровый мужчина в черной майке и с бородой бежал на Яна сзади, пытаясь остановить его. Я прицелился и попал ему в ногу, тот, схватившись за колено, опустился на землю. Ян повернулся и, стоя в метре от мужчины, который сидел на земле, прострелил ему голову. После повернулся и кивнул мне, словно в благодарность.
Мои руки дрожали, я сделал несколько хаотичных выстрелов, попав в подростка и пожилого человека. Я смотрел на Яна, и тот, словно прирожденный боец, выполнял свои действия четко и без эмоций. С серьезным лицом и бешеным взглядом, он продолжал двигаться по площади, расстреливая прохожих.
Я не знаю, сколько времени прошло с момента первого выстрела. Быть может, пару минут, но в моей голове прошла целая вечность. Ян повернулся ко мне и жестом показал, что надо уходить с площади. До нас уже доносились звуки полицейских сирен. Отбежав на небольшое расстояние от площади, мы остановились и смотрели на произошедшее словно со стороны. На земле лежали несколько бездыханных тел.
Крики и звуки сирен не смолкали. Прибывшие медики, выбежавшие из машин скорой помощи, начали оказывать первую помощь выжившим.
Ян достал из кармана сотовый телефон, который использовали много лет назад. У него был маленький черно-белый экран и потертые кнопки.
- Это что? - спросил я.
- Сюрприз, - не смотря на меня, ответил Ян и нажал на одну из кнопок.
В следующую секунду звуки сирен сменились оглушительным звуком, а перед глазами яркой вспышкой пронесся огонь. Прогремел взрыв. Я, отвернулся от ослепительного света и закрыл уши руками. Ян дьявольски захохотал. Повернувшись, я увидел клубы дыма и яркого огня, которые заполнили всю площадь.
Город превратился в руины. Это были последствия войны. Последствия нашего бунта, начинавшегося как невинное приключение.
Оглушительный звук, незатихающие сирены, бесконечные крики людей и дьявольский смех Яна смешались у меня в голове и создали невероятную бурю. Я схватился за голову руками и упал на колени, смотря на то, что мы оставили после себя.

В полиции не очень жалуют террористов. Я бы сказал, совсем не жалуют. После того, как меня, выкрикивающего непонятные звуки и с пистолетом в руках, взяли прямо на площади, меня в наручниках отвезли в участок. Убедившись, что мое психическое состояние в норме и я полностью адекватен (на сколько может быть адекватен человек в подобной ситуации), меня посадили в следственный изолятор, где я провел целую ночь. На следующий день меня отвели в допросную и, приковав наручниками к столу, начали расспрашивать о случившемся. Яна со мной не было. Вероятнее всего, ему удалось уйти, пока я, переполненный эмоциями, валялся на земле неподалеку от площади.
- Марк Котов, 1994-ого года рождения, - начал сидящий напротив полицейский, которому на вид было лет пятьдесят. Его морщинки на лбу и лысина выдавали его возраст, - живет один, зарабатывает на жизнь писательством, холост, - листая папку с бумагами, продолжал полицейский. Закрыв ее, он посмотрел на меня пронзительным взглядом, - итак, Марк, зачем ты это сделал? - спросил он, словно отчитывая меня за какой-то пустячный проступок.
Я молча пожал плечами, опустив взгляд, стараясь не смотреть ему в глаза.
- Ты понимаешь, что тебе светит пожизненное? - спросил полицейский и бросил взгляд на оперативника, стоящего рядом, словно показывая, как он умело играет со мной в кошки-мышки, - я просто хочу узнать зачем, - продолжил он, - ты хоть осознаешь, сколько людей погибло вчера? Ты понимаешь, каково их родным сейчас, когда весь город в трауре?
- Где Ян? - спросил я первое, что пришло в голову. Он был единственным, кто мог помочь разобраться мне во всем.
Полицейский недоуменно посмотрел на меня и тяжело вздохнул. Оперативник в черной футболке, которая напоминала мне одежду Яна, подошел ко мне и резко ударил меня по лицу. Судя по ощущениям, вложив в удар всю свою силу.
- Отвечай на вопросы, - рявкнул он.
Полицейский молча с усталым взглядом наблюдал за этой сценкой.
- Какой Ян? - спокойно спросил он.
- Ян... - откашливаясь кровью, пытался выговорить я, - он был со мной.
Полицейский отодвинул папку в сторону и взял стопку скрепленных бумаг, лежащих рядом. Он демонстративно бросил их передо мной. Те с характерным звуком упали на стол. Сквозь небольшой туман в глазах, оставшийся после удара, я смог разглядеть первые строки: "Маленькая девочка, держа родителей за руки и светясь от счастья, проходит мимо меня по многолюдной аллее парка". Это была моя рукопись, законченная пару дней назад.
- Этот Ян? - устало спросил полицейский, - его ты имеешь ввиду?
По роману можно было понять, что речь идет именно о том человеке, про которого я говорю. Но этот персонаж вымышленный, а Ян... настоящий. Тот Ян, с которым я расстреливал вчера людей. Где он?
Полицейский поднялся и положил на стол сотовый телефон в прозрачном пакетике. Тот самый, который был вчера у Яна.
- Это мы нашли у тебя при обыске, - сказал он, - может, все-таки расскажешь нам, кто такой Ян?
Этого не может быть. Телефон был у Яна. У него он должен и остаться. Неужели он подставил меня и сунул телефон мне в карман вчера после взрыва? Нет, этого не может быть.
- Также, обыскав твою квартиру, мы нашли несколько тюбиков с нитроглицерином и другие компоненты взрывчатки. В твоем компьютере, помимо рукописи, мы нашли сайты с инструкцией к самодельной взрывчатке и несколько сообщений от людей, у которых ты нелегально купил оружие, - монотонно сказал полицейский.
Нет. Нет. Нет.
- В твоей рукописи меня заинтересовал еще один момент, - продолжил он, - про избиение человека в арке. На выходе из нее установлены камеры видеонаблюдения, и я посмотрел записи за тот день. Макс,- сказал он, смотря на оперативника, - принеси, пожалуйста, ноутбук.
Тот вышел и буквально через минуту зашел в допросную с небольшим ноутбуком. Лысый полицейский, открыв его и включив видео, повернул экраном ко мне.
Черно-белая картинка отчетливо передавала изображение того, как человек в спортивном костюме заходит в темную арку. Сзади на него набрасывается парень и жестоко избивает, испачкавшись в крови. А после, как ни в чем не бывало, выходит из арки. Наверное, не стоит говорить, что этим парнем был я.
Мне хотелось, чтобы накачанный опер еще несколько раз ударил меня по лицу. Даже эти удары не заглушили бы той бури, которая происходила у меня в голове. Я осознал все от начала до конца. Главным злодеем этой истории был я. Ян же затерялся где-то на страницах книг, блуждая по строкам моего романа и устраивая хаос.
Хаос в головах.

Группа: Спасение в абсурде (vk.com/intheabsurd)