Андрей и Екатерина

Людмила Нагель
    К сожалению, во время переезда в Германию в 80-х годах прошлого века была утеряна семейная реликвия – Библия, в которой велась перепись семьи Нагель, поэтому моё повествование берёт начало с наших прадедов.
   Хутор Ольхов – или до 1914 года Альтхоф (Althof – старый двор) – сегодня не найти на карте Татищевского района Саратовской области. А в конце XIX века это было поселение из нескольких десятков русских и немецких дворов. Поэтому мой дед достаточно хорошо знал русский язык. В отличии от бабушки – происхождение которой было из чисто немецкого поселения.
   В добротном деревянном доме жили мой прадед Андрей (Генрих)Петрович  с супругой Екатериной Фёдоровной ,урождённой Шнайдер, и тремя детьми: старшим Андреем -1885 г.р.- нашим дедом, Елизаветой и Егором.Вместе с ними жила глухонемая сестра прабабушки.
    На усадьбе располагался большой амбар, каменная конюшня, кошары. Семья занималась скотоводством и земледелием. Сеяли по гектару подсолнечника и проса, гектар бахчи, по три гектара пшеницы, овса, ржи и полгектара картофеля. Для собственных нужд выращивали овощи. По воспоминаниям деда, держали порядка десяти лошадей, три коровы, телят, свиней, порядка сорока овец. Имели собственный сельскохозяйственный инвентарь: жнейку, два плуга, веялку, две пароконных фуры, две одноконные телеги, дрожки выездные, восемь борон, двое парных и двое одинарных саней, рыдван, санки козырные.
   Семья жила крепко, залогом чего был каждодневный тяжелый крестьянский труд. Дети росли трудолюбивые, приученные к порядку, дружные и ответственные. Прадед имел по тем временам хорошее образование : знал счёт, умел читать и писать как по-немецки, так и по-русски. Отличительной чертой семьи было чувство юмора, выручавшее в самых непредсказуемых ситуациях.
   ***
   Четырёхлетний Андрейка сидел на печи и не отводил глаз от мамы: не мог дождаться, когда она дошьёт новую рубаху и он предстанет перед соседскими мальчишками во всей красе. Как и любой ребёнок , он любил обновки, которые случались не так часто как хотелось бы. Матушка  сделала последние стежки, завязала узелок и ,обрезав нить, аккуратно воткнула иглу в игольницу:
- На вот, Андрейка, примерь.
Андрей молнией слетел с печи, надел рубаху и был таков. На улице приятели с видимой завистью оценили обновку. А Андрейка шёл степенно,дав себе обещание беречь рубаху.
- Эй,Андрей! - позвал дружок Карлушка,-у омы яблоки поспели, пойдём.
   Какой ребёнок устоит перед соблазном полакомиться первыми спелыми яблочками? Ребятишки , подняв столб пыли, рванули в бабушкин сад.
   Яблонь было несколько, но самые красивые и спелые яблоки росли на старой кривой яблоне и, чтобы добраться до них, требовалось иметь хорошую сноровку. Андрейка был худощавым, но физически очень крепким мальчиком. Он мгновенно оседлал самую большую ветку, на которой румянились душистые яблоки. Съев одно-другое, паренёк потянулся за третьим и тут случилось непредвиденное : ветка старой яблони надломилась и Андрей ,зацепившись за сук, повис. Новая рубаха располохнулась аккурат посредине спины и мальчишка упал на траву…
   Это был самый длинный путь домой: мысли о неизбежном наказании были хуже, чем осознание испорченной вещи. Однако, ближе к дому, Андрейка повеселел и,забежав в дом ,позвал мывшую пол мать :
- Мам, ну ты иди,гляди, рубаху-то ты мне на спине не зашила!Заторопилась.
Катерина от неожиданности онемела,потом уточнила:
-Не зашила?
-Ну,да,заторопилась и не зашила на спине – уже не так уверенно сказал Андрей.
-Ах ты,проказник – мокрая тряпка припечаталась по пояснице,было не больно,но унизительно.
У Андрея заблестели глаза…
-Прости,мам.
-Да ладно,давай зашью,коль забыла.
    ***
   Екатерина Фёдоровна была женщиной доброй, держала порядок в доме, заботилась о детях и очень любила их. К сожалению, она умерла ,когда моему деду не было и семи лет. С её смертью закончилась беззаботная жизнь в семье. Андрей Петрович больше не женился, вся женская работа по дому отошла к сестре Екатерины, которая постепенно стала хозяйкой дома. Детям сестры она близким человеком стать не смогла или не захотела. А Андрей Петрович, будучи человеком достаточно суровым, вскоре отдал маленького сына Андрея  на службу к барину – в свинопасы.