Глава 12. Борьба она и есть борьба

Талгат Алимов
После нескольких лет работы на шахте угольной я уволился и уехал в другой город строить большой завод.

В советское время все было просто, только устроился в общежитии, сразу начал искать, где тут какой спортзал. Самый подходящий оказался борцовский зал соседнего института.

Тренер с подозрением оглядел меня, парню 22 года, а он пришел заниматься. Я, конечно, ему все объяснил, что лет 7 увлекался казакша-курес, около года бокс совмещал с вольной борьбой, так что опыт имею. Похоже, с наполняемостью группы у него было слабовато, видимо поэтому он и взял нас с другом Алимжаном (второразрядником по вольной борьбе) к себе.

Во время проведения тренировок быстро выяснилось, что я серьезно не работал над гибкостью, похоже, перекачался в тренажерном зале, а гибкость в классической борьбе даже важнее, чем сила, многие приемы проводятся в положении "мост", броски идут с прогибом. Силовых характеристик, напора и прочего у меня было больше чем надо, поэтому мне легко было пробился в число "избранных", хотя тренеру Владимиру Ивановичу, похоже, это не очень нравилось. Его можно понять, готовит он годами ребят, а тут приходит "некто" со стороны и сразу в верхний эшелон!

Как он говорил «Классическая борьба, это вам не халам-балам, не путайте ее с какими-то сомнительными видами спорта, которыми вы, якобы, занимались».

Применение мне он все-таки нашел. Занимался в том зале парень, кандидат в мастера спорта, Игорь, его ученик чуть ли ни с первого класса. Вот он и приставил меня к нему "мешком", чтобы Игорь на мне приемы отрабатывал. Для этой роли я идеально подходил: сильный, выносливый, и, главное, не злобный и без комплексов. Ну и ладно, зато смогу  заодно отработать контрприемы.

Через 2-3 месяца Игорь от меня начал уставать, все чаще и чаще я удачно ловил его на контрприемах.  Владимир Иванович нервничал:
 
- Игорь, ты резче подбивай, руку жестче захвати, он же тебя переигрывает. А ты, Талгат, немножко поддайся, пусть Игорь технику отрабатывает, - просил он меня.

Похоже, с каждой тренировкой симпатии тренера ко мне росли. Особенно, они выросли после того, как я отработал спарринг-партнером со 100-киллограмовым Петром, который замучался меня ловить и просто предложил побороться.

Бороться, так бороться. Не зря говорят, "Чем больше шкаф, тем громче падает". В течение минуты он попал мне под "кочергу", удар его туши о деревянный пол спортзала был оглушительный, я от неожиданности чуть через него не перелетел. Не зря большие ребята придумали вторую часть приведенной присказки - "Чем меньше табуретка, тем дальше она летит". Но в этот раз из меня табуретка не получилась, триумф был полный, тем более я сразу перевел его на партер с удачным захватом.
Наверное, после этого Владимир Иванович решил меня выставить на студенческое первенство Республики в весе до 62 кг.

Соревнования проходили во Дворце спорта нашего областного центра. В моей весовой категории тьма-тьмущая опытных борцов, но несмотря на это, в полуфинал я вышел чисто. И тут кого-то осенило, ведь явно, что этот переросток не студент!

Лепетания Владимира Ивановича о том, что я, где-то заочно, учусь, в расчет не взял, поэтому я был снят с соревнований, как говорится, ушел непобежденным.
После этого с большим спортом я дел не имел, там свои маневры, а ездить по всей стране на соревнования и сборы, не было времени. В конце концов, я понял, что не мое это дело, но бороться продолжал, полезное дело, ведь борьба - это тот редкий вид спорта, где ты развивается сила, ловкость, выносливость и получаешь навыки самообороны.

Однако, была еще одна небольшая выгода от занятий борьбой. Спустя лет десять, уже в "буйные 90-е", мы с младшим братом, Какеном, купили магазин "Кулинарию", торговали немного. Этим, в основном, занимался братишка, я все больше на стройке.

Кулинария есть кулинария, как тут обойтись без водки-разливухи с пирожками. Это дело мы тоже наладили и, естественно, по вечерам "на огонек" заглядывал разный народ. Поэтому, вечера я тоже старался проводить там, мало ли что. И не зря.
В один прекрасный день в магазине случился конфликт, один из покупателей напившись, отказался платить, и на требования продавца "оплатить", стукнул кулаком по прилавку:

- Я вас всех тут на счетчик поставлю, мне будете отмечаться! Вы че, в своем районе я вам еще платить должен?!

Естественно, Какен, который тоже раньше со мной занимался борьбой, быстро привел его в чувство. Парню это явно не понравилось.

- Сейчас я с пацанами приду, увидите, кто тут хозяин! Со мной Петруха будет, борец, мастер спорта, кило на 150, попрыгает он на ваших ребрах, пока не затрещат. Посмотрю, как вы будете у меня на коленях ползать! - он ушел, угрожая нам.

Времена были такие, что угрозы эти могли быстро стать суровой реальностью. На всякий случай, мы позвали на помощь пару своих товарищей, бесстрашных и смелых, запаслись кусками труб и арматуры и стали ждать. На милицию, в те годы, особой надежды не было, не было известно на кого они работают.

Где-то, через час, в торговый зал шумно и нагло ворвались человек десять, явно спортивно-криминального вида. Как самый старший, я вышел к ним и сделал попытку минимизировать конфликт. К моему удивлению, самый крупный из них, радостно подошел ко мне со знакомой наивно-детской улыбкой.

-Токе, это Вы!

Мы обнялись, это был их знаменитый Петруха, который объяснил братве, что я чуть ли не его приятель. Зачинщику пришлось извиниться, да и мы не жаждали крови.

После этого случая за порядок в магазине мы больше не беспокоились, братва сама все организовывала. Изредка мы организовывали "дружеский стол", и на этом все.
Бизнес даже лучше попёр!

Мы-то с Петрухой раньше не раз встречались на ковре, так что польза от занятий борьбой явная!


Ссылка на продолжение: http://www.proza.ru/2017/10/13/1572