Агриппа о 4 элементах и 4 Ветрах

Любовь Звездина
Генри Корнелиус Агриппа «Три книги из оккультной философии»
Гермес утверждал, что существуют две вещи, Огонь и Земля, необходимых для создания всех чудесных вещей. Огонь активен, а Земля пассивна.
Как говорил Дионисий, во всем и всегда Огонь приходит и уходит ярким. Он самый яркий и в то же время оккультен и неизвестен.
Когда он сам по себе, то способен прикоснуться ко всем вещам, пребывающим рядом с ним,  ради обновления, сохранения природы, просвещения. Он самодостаточен, подвижен, ясен, отделен, быстр в движении, способен мгновенно перемещаться в верх и  обратно, высоко, всегда устремляющийся ввысь. Он знает, не постигая, не нуждаясь в чем либо, тайно увеличивая свою силу и проявляя величие к вещам, с которыми соприкасается Он активный и мощный, невидимо присутствующий во всех проявлениях одновременно. Он не оскорбится и не станет противодействовать, а внезапно подчинит себе. Непостижимый, непроницаемый, не уменьшаемый, самый богатый во всех отношениях.
Плиний говорил, что Огонь является озорной и беспредельной составляющей природы вещей способной как разрушать, так и порождать большинство из них. Огонь не-двойственен и единственный, кто способен проникать сквозь все вещи (как говорят пифагорейцы), сияя даже за пределами Небес, пребывая посередине расплывчатого, темного и мучительного он принимает участие в обоих. Он обладает сущностью «Я»,  един, но то, что получает его многообразно. В разных предметах он проявляется различно, как указывает Клиант в Цицероне. Тот огонь,  которым мы пользуемся извлекается  из тех вещей, которые им не являются. Он находится в камне и порождается ударом, он находится в Земле, в Воде он нагревает водоемы и колодцы,  пребывает и в  глубинах морей, теплом ветре, в газе  и заставляет его гореть.  Все живые существа и растения нуждаются в постоянном тепле.
Свойство божественного Огня тепло, оно делает все вещи Плодотворными и светлыми, даруя жизнь всему. Адский огонь  - это пылающая жара, истребляющая все вещи и тьма, делающая все бесплодным. Яркий, небесный огонь отгоняет духов тьмы. Истиный Огонь, отец Огней, Высший свет, говорящий « Я свет света» порождает благо. Он передает свет своего Огня сначала Солнцу, затем другим небесным телам, а через них передавая его и в наш привычный Огонь. Духи тьмы сильнее в темноте, в то время, как добрые духи, являющиеся ангелами Света, дополняются не только Божественным светом, Солнцем и Целестиалами, но и светом всеобщего Огня. По этому первые мудрецы Религий и Церемоний установили, что молитвы, пения и Поклонение Божеству не могут выполняться без зажженных свечей и светильников… и сам Иегова в старом законе заповедал, что бы все его жертвы были предложены Огню, который должен гореть на алтаре всегда, охраняемый Священниками.
Основа и основание элементов это Земля, потому, что она является объектом, субьектом и сосудом всех небесных  Целестиалов. В ней хранятся семена всех вещей, животные, растения и  минералы. Она приносит плоды Элементам и Небесам, порождая их.  Она изобилие, центр, основание и мать всего, она порождает весну. Очистите посредством Огнем понимания ложное и наносное, сведите понимание к удобной простоте и возьмите от этого столько блага, сколько пожелаете.
Оставшиеся два Элемента Воздух и Вода равнозначны по своей силе и значимости. Без Воды не могут существовать ни одно живое существо, растение и сама природа.  Она колыбель всех вещей, включая живых существ (семя которых также водянистое). Семена, деревья и растения, хотя и соотносятся со стихией Земли, и произошли от нее, несмотря на опасность сгнить от большого количества воды, нуждаются в Воде для роста и плодородия, впитывая ее росой, дождем, влагой Земли или любой другой водой доступной для них. Моисей утверждал, что только  Земля и Вода приносят живую душу.  Но он приписывает двоякое происхождение вещей Воде, таких как плавание в водах и о летающих в Воздухе над Землей. То, что появляется на Земле, способны это совершить благодаря Воде, ведь даже в Писании говорится, что растения и травы не смогут расти, если Бог не позволит дождям изливаться на Землю. Сам Христос свидетельствовал Никодиму, что духовное очищение не может быть совершено без Элемента Воды, вершина которого представлена в религиозном богослужении, в обрядах изгнания и очищения. Вода очищает так же как и Огонь.
Вода неисчислима и бесконечно, она универсальна в использовании, и является вершиной того, из чего существуют все вещи, растут, питаются и увеличиваются. Отсюда и Фалес из Милета и Геосид заключили, что Вода «начало начал», что это самый первый и самый сильный элемент, так как овладевает всеми остальными. Ибо, как Плиний говорит: «Воды поглощают Землю, тушат Огонь, поднимаются на высоту и, изливаясь из облаков, бросают вызов Небесам. Один и тот же поток становится причиной всех вещей проявляющихся на Земле….
Воздух, это жизненный Дух, проходящий через всех Существ , дающий жизнь, связывая, охватывая,  перемещая и наполняя все. Иудейские врачи считают, что этот элемент средний «клей», скрепляющий вместе и радость и громкий дух мирового творения. Он пропитан влиянием всех тел Целистиаллей, подобен божественному зеркалу, отражающий вид всех вещей, передающий их образ остальным Элементам.  Унося их с собой и входя в тела людей и животных через поры, производя на них впечатление, и когда они спят  и когда они проснулись, порождая материю снов и гаданий. Человек, проходящий мимо места, где был убит человек или недавно спрятаны останки, движется со страхом потому, что Воздух в этом месте полон ужасных видов убийства.  Перемещаясь и вдыхая воздух человек тревожится духом, обеспокоенный страшными видами. Многие философы предполагали, что Воздух является причиной снов и других проявлений разума, фантазиям, душа того, кто с ними соприкасается освобождается от забот. …
Духовные и естественные явления вытекают из вещей посредством определенного потока течений  исходящих из тел, и набирающих силу в воздухе, они предлагают и показывают самих себя нам, а так же свету как движению и зрению. Как мы видим воздух Южного ветра конденсируется в тонкие облака, в котором, как в зеркале проявляются изображения, отражаясь на большом расстоянии от замков, гор, лошадей, людей и других вещей. … Аристотель в Метеорах показывает, что Радуга задумана в облаке Воздуха как в зеркале. Аристотель обладал слабым зрением, окружающий его Воздух стал для него зеркалом, отражая оптический луч, порождая образы, в которых он мог видеть свой собственный образ. Подобным образом, с помощью украшений или очков можно увидеть собственное отражение и любоваться им, в то время, как невежественные люди могут подумать, что увидели появление духов, в то время, когда в действительности это ничто иное как отражение не наполненное жизнью. Если в темное место лишенное света, через отверстие проникнет луч солнца, но если на его пути будет установлена белая бумага или зеркальная поверхность, то можно увидеть на них изображение подобно тому, что  видится при свете Солнца. Если кто то возьмет изображения искусственно написанные, или написанные письма и в ясную ночь поднимет их под лучами полнолуния, то они будут отражены наверх вместе с лучами Луны…. И все это и многое другое основано на самой природе Воздуха и имеет свои причины отраженные математикой и оптикой. Эти качества связаны со зрением и слушанием и способны проявиться подобно Эху. Есть тайное искусство, с помощью которого любой может на очень отдаленном расстоянии слышать и понимать, что говорит другой или тихо шепчет.
Существуют так же четыре воздушных Элемента Ветров (Праны), представляющие из себя ничто иное как движение и волнение Воздуха.
Четыре главных Ветра, дующие из четырех уголков Неба.
Нотус с юга, Борей с севера, Зефир с запада, Еврас с Востока.
Нотус, - Южный Ветер, облачный, влажный, теплый и болезненный, приносящий ливни, дожди и туманы.
Борей противоречит Нотусу, это Северный, свирепый, ревущий Ветер, связывая Воду с Холодом, порождая снег.
Зефир – Западный ветер, самый мягкий, дует с Запада приятным штормом. Он холоден и влажен, очищает последствия зимы, пробуждая ветви и цветы.
ему противоречит Восточный ветер, называемый Еврас подобен осени. Греческий бог Осени.  Он берет свое начало на востоке и дует на Запад. Считается, что он рассеивает серый туман и посылает холодные дожди на землю.