Они жили здесь

Александр Фрейшист
Пару лет назад, выйдя из дома, увидел неподалеку на нашей улице небольшую группу людей. Две женщины держали самодельный плакат, на нем по-немецки было написано «никто не забыт». Я заинтересовался и остановился. Увидев это, они позвали меня присоединиться. Оказывается, тут устанавливали так называемые «камни преткновения» (Stolpersteine) в память о бывших жителях-евреях, ставших жертвами нацистов. Эти камни - бетонные кубики, окованные латунью — придумал и устанавливает с 90-х годов немецкий художник Гунтер Демниг, их  установлено уже более 50 тысяч в 1200 городах  Европы.

Здесь устанавливали три камня. Пожилой мужчина прочитал короткие биографии этих троих. Пожилая дама была отправлена в  Освенцим в 1942-м году и там была уничтожена. А двое мужчин, отец с юношей-сыном, убежали в 1940-м в Югославию, оттуда перебрались в Италию, но в 1944 нацисты их и там нашли и отправили в тот же Освенцим, где отец погиб, а сын дожил до освобождения.

Мы все взялись за руки, образовав молчаливый круг, одна из женщин играла траурную мелодию на скрипке. Вскоре три латунных таблички  с именами и датами жертв были аккуратно замурованы в брусчатке тротуара. И после этого каждый раз, проходя по нашей улице, я невольно бросал на них взгляд.

А примерно через год на нашей улице меняли подземные коммуникации, все тротуары были перекопаны, работы продолжались месяца три. Когда ремонт закончили, асфальт и брусчатку восстановили, но камни преткновения, как я и ожидал, исчезли. «Да кому они здесь нужны, - рассуждал я, - тем более, все строители тут турки, поляки, молдаване, сербы и пр., какое дело им до этих  мертвых евреев, наверняка, все давно выкинули, и не известно, куда обратиться». Каждый раз, когда я проходил мимо знакомого места, у меня возникало ощущение потери.

И вдруг в один из январских дней, примерно за неделю до дня памяти  жертв Холокоста я вдруг неожиданно увидел знакомые латунные таблички, они были на прежнем месте, как будто никогда не исчезали. И теперь нередко, обычно в дни памяти о жертвах нацистов и о разных трагических событиях в истории Германии я вижу около табличек горящие свечки. Иногда рядом лежат цветы, а иногда, по древней еврейской традиции, белые камешки.