Моя армянская дочь

Ольга Черникина
Жизненный круговорот поколений меняется, бежит. Вот только создалась молодая семья, родились дети. Родители ночи не спят, сидят у кроватей больных детей. Переживают, как одеть, накормить, в садик отвести, в школу отвести. Все маленькие, маленькие, а потом раз сын говорит: «Мама я влюбился, женюсь!». Для мамы сын еще маленький. Вот только пелёнки, ползунки меняла, а тут оказывается вырос. Уже выше папы, а мама вообще в пуп дышит. А жизнь прошла? Нет только начинается!
Вот так и мне сын заявил: «Влюбился! Мама иди сватай». Думаю: «Ну, ладно схожу. Все равно еще молодой, ненадолго. До свадьбы дело не дойдёт».  Говорю:
- Рассказывай, кто она.
- Мама, ты ее видела. Она приходила к соседям твоей подруги.
- Какой подруги?
- К грузинке тети Ларисы.
- Напомни. Кто такая?
- Армянка. Ее зовут Мария.
- Ну она же такая худая. Одни кости. Только нос торчит.
- Ты не понимаешь. У нее еще кое-что торчит.
Я с недоумением посмотрела на сына. Он увидел мой непонимающий взгляд. Что бы я поняла, о чем идет речь, показал двумя руками в районе груди. Мне стало смешно. Я рассмеялась от души. Ну если только это его интересует, то точно до свадьбы дело не дойдет. На всякий случай позвонила подруги Ларисе. Сама то вроде как успокоилась, но не хватало точки в моем покои.
- Ларис, привет! Мой сынок решил жениться на знакомой девушки твоих соседей.
- На этой тощей армянке. Она же такая худая. Зачем ему нужна армянка?
- Угадай с трех раз!
-   Даже представить не могу.
- Увидел у нее богатство в районе груди.
- Не переживай. Это ненадолго. Вообще армян на Кавказе не любят. Поэтому, ему она не нужна.
- Почему не любят?
- Ты, что не знаешь? Они же, как цыгане.
Цыгане, не цыгане, а я интернационалист. Вот точку получила. Пойду сватать. Схожу с меня не убудет. В выходной, прихватив тортик с шампанским, пошли сватать. Дверь открыла мама девушки. Я взглядом оценила будущую сватью: на вид приличная женщина, не похожая на армянку, говорит без акцента. Сходу выпалила: «У вас товар, а у нас купец. Вот пришли сватать Марию». Меня пригласили в гостиную. Накрытый стол выдавал, что нас ждали. Будущая сватья сказала:
- Сейчас июнь. Пусть походят, пообщаются, а где ни будь в январе или феврале сделаем свадьбу. Мы друг друга лучше узнаем.
Она даже не представляет, как меня выручила. Я сразу же согласилась. Меня все устраивает: до января целых полгода, а там все уладиться. Моя будущая невестка принесла чай, торт. Сын сказал, что этот торт Мария пекла специально для меня. Мария, как будто ждала команды, тут же присела на пол возле стула. Мне было дико неудобно и приятно от такого поступка.  Я уехала в длительную командировку. Почти каждый день созванивалась с сыном. У него все в порядке. Гуляли только под окном квартиры, что бы мама невесты видела. Подумала, что хорошо складывается - глупостей не натворят. Командировка подходила к концу. когда мне позвонила будущая сватья:
 - Свадьбу придется делать в октябре. В церкви в январе пост – нельзя венчаться.
- Может, тогда позже?
- Нет, нельзя. У них «индийская любовь».
Ну, что делать любовь, так любовь. Я точно знаю, что запрет на любовь, тем более ни к чему хорошему не приведут. Купила платье, фоту, кольца, костюм. Сватья предупредила, что «у них положено, что бы все готовил жених». Кто знает, что там положено? Культура разная, менталитет другой – возьму на себя. Закончились нелегкие приготовления, наступил день свадьбы. Утром уточнила еще раз у сына: «Ты точно решил для себя, что женишься на Марии и это будет на всю жизнь?». По глазам вижу, что зря спросила. Он в нетерпении ждет, когда закончатся все формальности. Автомобилем, который заказывала сватья не приехал. Друзья сына побежали на улицу, нашли другой автомобиль. Время ушло, успеть бы в ЗАГС. Приехали за невестой, время нет на выкупы. Сын взял ее за руку, поехали в ЗАГС. На торжественной части на меня нахлынули слезы, как будто на похоронах. Да, что будешь делать не могу успокоиться. Уже подошла работник Загса: «Вы, что так убиваетесь. Мама невесты сидит с каменным лицом, а Вы так плачете?» Я успокоилась, тем более вся церемония закончилась. Подошли поздравить молодых. Сватья первая вручила цветы невесте. Меня поразило, что она не поцеловала дочь, хотя та подалась вперед для поцелуя. Мне хотелось подбодрить их, я обняла одного и второго, сказала: «Поздравляю сыночек тебя и тебя Мария-джан». Расцеловала их. После ЗАГСа поехали в собор на венчание. Венчание – было мое условие этой свадьбы. До этого Мария покрестилась в нашей церкви. Обряд проходит в Казанском федеральном соборе на Невском проспекте. Обряд венчания, очень красивый обряд. А в этом соборе – это ритуал с особым возвышенным, торжественным колоритом.  Данные в нем слова обещания любить, быть верным не могут быть просто словами. Эти колонны помнят не один обряд и данные тут слова, вот теперь запомнят слова моих детей. Туристы из Англии и Германии то же снимают обряд, чтобы показать у себя дома. После венчания все гости поздравили молодых. Я тоже поздравила и добавила: «Теперь Мария –джан ты полностью наша». Смотрю, а армянским женщинам мои слова не понравились. Молодые поехали кататься, а мы к свадебному столу направились. В автомобиле я спросила у одной из армянских женщин: «Что Вам не понравилось в моих словах?».  Карине с высока посмотрела на меня, ответила: «У нас так не положено». Что не положено? Не понимаю, что не так? Она видит мое недоумение и говорит: «Не положено, что бы фамилию мужа брали». На, что я ответила: «Она идет в мою семью, мы делаем так, как положено у нас». Смотрю ей мой ответ еще больше не понравился. Вот учудил же сын, не мог груди в России найти? Я сержусь на себя, на то что не понимаю их менталитет. Наконец успокаиваю себя мыслью, что все позади. Теперь молодые будут жить, а я буду помогать им чем смогу. Немного подождав у свадебного стола, приехали молодые. Я вышла, встретила их с хлебом, с солью. Свадьба прошла весело, правда сын через два часа удалился с молодой женой. На следующий день принесли простынь с пятнами, показали ее всем близким. Хоть тут обычаи совпадают. Вот так я приобрела дочь. Без приданного, но она сама стала приданным. Прошло два месяца, как Мария приобрела новый статус «женщина в интересном положении». Тут выяснилось, что у Марии проблемы с гражданством. Нет гражданства – нет возможности рожать в России. Решила и этот вопрос. А также решила отделить молодых. Пришло время рожать Марии. Тут новая проблема – самой рожать нельзя. С врачом договорились, держим вопрос с родами на контроле. Все прошло замечательно. На свет появился замечательный внук. Все на работе, кроме Марии. Душа болит, а сердце ноет – как она там справляется с ребенком?  Отпрашиваюсь на обед пораньше на полчаса. Бегу домой, смотрю – сидит. Ребенок на руках без пеленок. Беру ребенка, пеленаю. Пеленки стираю. Бегу на работу. Вечером прибегаю, такая же картина. Она мне говорит:
- Мама, я приболела. Не могла бы ты ребенка сегодня взять на ночь.
- Конечно. Давай ребенка, ложись отдохни.
Взяла ребенка, закрыла дверь. Пусть отдохнет. Тяжело невестки, весь день ребенок на одних руках. Через четверть часа вспомнила. Что на ночь не взяла пеленки. Открываю потихоньку дверь, у меня «отпала челюсть». В комнате играет музыка, невестка танцует.
- Мама?
- Ты, говорила, что у тебя болит голова.
- Я потанцевать захотела. Тебе помочь?
- Нет, дорогая. Если я дала слово, то я его сдержу. Пусть ребенок спит со мной.
Зашел в гости мой давний друг армянин. Удивился, что сын в жены взял армянку:
- Удивительное дело. Зачем ему нужна была армянка? Почти все армянки ленивые.
- Им жить. Сами разберутся.
Слова забылись. Время идет. Молодые живут отдельно. Прихожу, как-то днем, смотрю: ребенок на полу, грязный, невестка только проснулась. Пошла разогрела кашку ребеночку. Ребенок заплакал. Я к нему:
- Мария. А ты кашку остудила? Посмотри: ротик обожгла.
- Это мой ребенок.
- По-твоему можно делать с ним, что угодно?
Пока сидела, она собралась в гости к матери. Собрала сумку с детскими вещами. В другую сумку кладет из холодильника кусок мяса, полкочана капусты.
- Мария, я не поняла, а зачем ты продукты из дома несешь?
- Мама попросила.
Для меня стало открытием брать с детей в то время, когда им нужно помогать.
- А, мама купить не в состоянии? – спросила я. 
- Ну, она попросила, я что не имею права маме отнести?
- Имеешь, конечно имеешь. Я не из-за денег. Для меня удивительно, что берут от детей в трудное время.
- Она же моя мама.
- Конечно, Мария. Давай на этом наш разговор окончим.
Время идет. Иногда замечаю, как невестка к маме носит продукты, постельное. Молчу, пусть помогает. Хорошая черта помогать родителям. Не каждый ребенок, даже будучи успешным, будет помогать родителям. Не давно знакомый рассказал, как спросил на работе парня о том, как он питается. Тот ответил: «Я хорошо, а матери тяжело на пенсию». Когда он уточнил, что они проживают вместе, а питаются отдельно только что и смог – выругаться. Жизнь течет своим чередом. После вторых родов, моя дочка похорошела, округлилась, стала настоящей красавицей. Отношения изменились, мы стали, как подруги. Вдвоем ходим на концерты, по магазинам, на экскурсии. Каждая наша вылазка, сопровождается «сюрпризами». Однажды на концерте взяли по джин-тонику, а затем Марию исполнитель пригласил на сцену в подтанцовку. Она сначала танцевала спокойно, ровненько двигаясь по сцене. А потом, по всей видимости, алкоголь подействовал. Восприятие мира изменилось и Мария схватила пивца за талию. Тому ничего не оставалось, как станцевать с ней гопак. Или как-то поехали в Хельсинки. Вечером пошли в ресторан. Языка, кроме русского и армянского не знаем. Официантка только поняла, что мы хотим кушать и выпить пиво. Принесла меню на каком-то языке, мы по картинкам заказали по два блюда: салат, горячее из мяса и по небольшому бокалу пива. Когда нам принесли наш заказ у нас не было слов, потому что одно блюдо было для «хорошего мужчины». Мы смеялись вместе с официанткой.  Невинные приключения объединили меня и мою Марию. Как-то у нее спросила:
- А ты с мамой то же так же на разные темы разговариваешь? Можешь с ней поругаться?
- Нет, не могу. Мы с ней, как мама и дочка.
- А я тебе кто? Тоже мама же.
- Ты другое дело.
 Жизнь разноцветная. Сейчас пришла черная полоса. Я попала в больницу. Причем лежу – ни покушать, ни по нужде не встать. Мария ходит каждый день ко мне. Кормит меня, судно выносит. Не ожидала, что моя брезгливая невестка способна на это. Все проходит, прошло и это. Время не течет, оно уже несется. Так и хочется крикнуть: «Остановись. Я еще не жила!».  Дети меня не обижают: подарки на день рождение, путевки для отдыха. Бывают обиды, бывают ссоры. Недавно приехала к сыну, а она лежит. Говорю:
- Мария, вот если бы, мама твоя пришла, ты бы уже носилась.
- Мама, ну ты же своя.
Действительно, кто ее еще пожалеет. Прекрасно знаю, что мама не пожалеет. Значит должна я жалеть, потому что это уже моя родная дочь. Благодарна судьбе, что у меня такая дочь. Моя родная, красивая, добрая Мария. И национальность тут не играет никакой роли.