И снова мы в Риге. Те же семидесятые. Прошлый век. Молодёжь штурмует жизнь. Учёба. Студенческие строительные отряды (ССО). Студенческое конструкторское бюро (СКБ). И ещё живопись. Студия изобразительного искусства. В те годы занятия в студии проводил художник Абрам Зиновьевич Быков. Он сам прошёл фронт. Кстати среди преподавателей и сотрудников РКИИ ГА было много фронтовиков. Может поэтому отношение к нам, молодым было бережное. Не смотря на наше озорство и дерзость порой. Они то знали цену каждой человеческой жизни. И терпеливо вводили во взрослую жизнь. Делились житейским опытом, наряду со своими прямыми обязанностями. Мы не чувствовали себя котятами, брошенными в воду.
Институтский клуб был просторным двухэтажным зданием. Здесь всегда кипела жизнь. Рисующая публика ищет ответы в тишине, шурша карандашами и кистями. Она не столь явна публична, как поющая часть любого коллектива. Но от жизни никогда не бывает в стороне. Студийцы организовывали отчётные выставки в нашей НТБ –научно-технической библиотеке. Изготовляли декорации к институтским вечерам типа ежегодных конкурсов художественной самодеятельности между факультетами «Весна», конкурсы СТЭМов (студенческих театров миниатюр), КВНа.
Абрам Зиновьевич Быков всем сердцем не принимал в расчёт во время просмотра представленных работ злых, заносчивых реплик. Он тактично советовал аргументировать спор иначе. Не говорить, что так не делают, так не рисуют. А сесть и нарисовать, как видишь сам. Занятия в студии, её доброжелательная атмосфера, навыки, которые приобрёл и усвоенные смыслы остались с нами на всю последующую жизнь. Некоторые из рисунков и живописных работ попутешествовали вместе со мной по всей стране и осели в моём домашнем архиве. Это не только мои работы, но и работы моих товарищей по изостудии. Когда мы рисовали друг друга, используя друг друга в качестве моделей. У меня даже сохранился небольшой набросок, сделанный с А.З. Быкова.
Спустя годы мне попал материал о А.З.Быкове и его ученице, израильской художнице Елене Немиченицер. Художники Абрам Быков и Елена Немиченицер работали в общей мастерской, в Хадере, в Израиле. Разговор журналистки состоялся в 2005 году.
Он – мастер, последователь школы живописца Павла Чистякова, окончивший в 1954 году Латвийскую Академию художеств. Абрам Зиновьевич Быков преподавал в профессиональной студии «Портрет» в Риге, воспитал десятки учеников.
Поскольку и Абрам Быков, и Лена Немиченицер работали в лучших традициях классического искусства, у журналистки с Абрамом произошел диалог на тему немодности в наши времена реализма. И тут она услышала страстную речь в его защиту:
« Поклонники «измов» говорят, что реализм устарел, к чему он, если существует фотоаппарат, который точнее человеческого глаза запечатлеет реальность. И все же, несмотря на технические возможности современного фотоискусства, между фотографией и живописью есть существенная разница. Холст всегда хранит в себе уникальное видение художника, мир его ощущений – зрительных, интуитивных, мысленных. Поэтому произведение гения невозможно скопировать.
Художник делает синтез и отбор, выделяет главное, создает культуру света и цвета, фактуру мазка, присущую только ему. Реализм сегодня – подвиг, ибо требует колоссального труда, школы, решения множества задач, упорства и таланта.
В конце XIX века мода, коммерция и искусствоведы превратили всех в одно месиво под названием «модерн». Новации постепенно сформировали моду и своего зрителя. Пострадали культура, искусство, талант, который нивелирован и осмеян.
Абрам Быков – в числе борцов с производителями и продавцами безвкусицы, которым удалось превратить дурость в миф. Он процитировал высказывание еврейского писателя Эфраима Кишона: «Говорят, что великая живопись еще вернется и отпразднует свою победу, но празднование это переносится с году на год, а кучи дерьма в музеях возвышаются до самого потолка».
Абрам Быков убежден в том, что события во времени протекают циклично, ведь все уже было: великое искусство древних Рима и Греции, за ними мрачное Средневековье, а потом страшные муки восстановления школы, и после них Ренессанс. Наверное, что-то подобное происходит и сейчас. «Я уверен, что возврат искусства на круги своя совершится. Хотелось бы дожить до этого времени», – говорит старый Мастер.
На вопрос, какие у него планы, Абрам Зиновьевич ответил: «Пока пишется, буду писать. Но вы обо мне не распространяйтесь. Напишите о Лене. Она бесконечно талантлива».
В 2009 году журналистка позвонила Лене Немиченицер в Хадеру и узнала, что Абрам Зиновьевич Быков скончался 21 апреля 2007 года на 82-м году жизни. Для Лены – это тяжелая утрата. Фактически, пятнадцать лет работы рядом с ним в его мастерской стали для нее годами получения высшего академического образования в области живописи. Он не только передал ей все свои знания, но и бережно выпестовал ее как художника. Он болел за ее творческую судьбу, как родной отец. И даже десятки своих работ завещал ей, будучи уверенным, что именно у нее для них надежное место. Лена сказала, что будет продолжать писать и писать. Это будет лучшим памятником учителю.
Вот такой замечательный талантливый человек принимал участие в формировании нашего художественного мировосприятия.
Но жизнь не была бы полной, если бы в нашей жизни не прозвучал иной акцент. Встреча с тюменским художником Алексеем Сергеевичем Чугуновым. Об этом в следующем материале.
Всем здравия.
Могилёв Беларусь Октябрь 2017 г.
Карандашный набросок Быкова А.З. (в изостудии )