Быков

Лидия Ракуц 2
И  снова  мы  в  Риге.  Те же  семидесятые.  Прошлый  век. Молодёжь штурмует  жизнь.  Учёба.  Студенческие  строительные  отряды (ССО).  Студенческое  конструкторское  бюро (СКБ). И  ещё  живопись.  Студия  изобразительного  искусства. В  те годы  занятия  в  студии  проводил  художник   Абрам Зиновьевич Быков.  Он  сам  прошёл  фронт.  Кстати  среди  преподавателей  и  сотрудников  РКИИ ГА  было  много  фронтовиков. Может  поэтому  отношение  к  нам,  молодым  было  бережное.  Не смотря  на  наше  озорство  и  дерзость  порой.  Они то  знали  цену  каждой  человеческой  жизни.  И  терпеливо  вводили  во взрослую  жизнь.  Делились  житейским  опытом,  наряду  со  своими  прямыми  обязанностями. Мы  не чувствовали  себя  котятами,  брошенными  в  воду.
Институтский  клуб  был  просторным  двухэтажным  зданием. Здесь  всегда  кипела  жизнь.  Рисующая  публика  ищет  ответы  в  тишине,  шурша  карандашами  и  кистями.  Она  не столь  явна публична,  как  поющая  часть  любого  коллектива.  Но  от  жизни  никогда  не бывает  в  стороне. Студийцы организовывали  отчётные  выставки  в  нашей  НТБ –научно-технической библиотеке. Изготовляли  декорации  к  институтским  вечерам   типа ежегодных  конкурсов  художественной  самодеятельности между  факультетами  «Весна»,  конкурсы  СТЭМов (студенческих  театров  миниатюр), КВНа.
Абрам  Зиновьевич Быков всем  сердцем не принимал в расчёт во  время  просмотра представленных  работ  злых, заносчивых реплик. Он  тактично советовал  аргументировать  спор  иначе.  Не говорить,  что  так  не делают, так  не  рисуют.  А  сесть  и  нарисовать,  как  видишь  сам.  Занятия  в  студии,  её  доброжелательная  атмосфера,  навыки,  которые  приобрёл  и  усвоенные  смыслы  остались  с  нами на  всю  последующую  жизнь. Некоторые  из  рисунков и живописных  работ  попутешествовали  вместе  со  мной   по  всей  стране  и  осели  в  моём  домашнем  архиве.  Это  не только  мои  работы,  но  и  работы  моих  товарищей  по  изостудии.  Когда  мы  рисовали  друг  друга,  используя  друг  друга в качестве  моделей.  У  меня  даже сохранился небольшой  набросок,  сделанный  с  А.З. Быкова.
 Спустя  годы  мне  попал  материал о А.З.Быкове и его  ученице, израильской  художнице  Елене  Немиченицер. Художники Абрам Быков и Елена Немиченицер работали  в  общей мастерской, в Хадере, в Израиле. Разговор журналистки состоялся в 2005 году.
Он – мастер, последователь школы живописца Павла Чистякова, окончивший в 1954 году Латвийскую Академию художеств. Абрам Зиновьевич Быков преподавал в профессиональной студии «Портрет» в Риге, воспитал десятки учеников.
Поскольку и Абрам Быков, и Лена Немиченицер работали в лучших традициях классического искусства, у журналистки с Абрамом произошел диалог на тему немодности в наши времена реализма. И тут она услышала страстную речь в его защиту:
« Поклонники «измов» говорят, что реализм устарел, к чему он, если существует фотоаппарат, который точнее человеческого глаза запечатлеет реальность. И все же, несмотря на технические возможности современного фотоискусства, между фотографией и живописью есть существенная разница. Холст всегда хранит в себе уникальное видение художника, мир его ощущений – зрительных, интуитивных, мысленных. Поэтому произведение гения невозможно скопировать.
Художник делает синтез и отбор, выделяет главное, создает культуру света и цвета, фактуру мазка, присущую только ему. Реализм сегодня – подвиг, ибо требует колоссального труда, школы, решения множества задач, упорства и таланта.
В конце XIX века мода, коммерция и искусствоведы превратили всех в одно месиво под названием «модерн». Новации постепенно сформировали моду и своего зрителя. Пострадали культура, искусство, талант, который нивелирован и осмеян.
Абрам Быков – в числе борцов с производителями и продавцами безвкусицы, которым удалось превратить дурость в миф. Он процитировал  высказывание еврейского писателя Эфраима Кишона: «Говорят, что великая живопись еще вернется и отпразднует свою победу, но празднование это переносится с году на год, а кучи дерьма в музеях возвышаются до самого потолка».
Абрам Быков убежден в том, что события во времени протекают циклично, ведь все уже было: великое искусство древних Рима и Греции, за ними мрачное Средневековье, а потом страшные муки восстановления школы, и после них Ренессанс. Наверное, что-то подобное происходит и сейчас. «Я уверен, что возврат искусства на круги своя совершится. Хотелось бы дожить до этого времени», – говорит старый Мастер.
На вопрос, какие у него планы, Абрам Зиновьевич ответил: «Пока пишется, буду писать. Но вы обо мне не распространяйтесь. Напишите о Лене. Она бесконечно талантлива».
В 2009 году журналистка позвонила Лене Немиченицер в Хадеру и узнала, что Абрам Зиновьевич Быков скончался 21 апреля 2007 года на 82-м году жизни. Для Лены – это тяжелая утрата. Фактически, пятнадцать лет работы рядом с ним в его мастерской стали для нее годами получения высшего академического образования в области живописи. Он не только передал ей все свои знания, но и бережно выпестовал ее как художника. Он болел за ее творческую судьбу, как родной отец. И даже десятки своих работ завещал ей, будучи уверенным, что именно у нее для них надежное место. Лена сказала, что будет продолжать писать и писать. Это будет лучшим памятником учителю.
Вот  такой  замечательный  талантливый  человек  принимал  участие в  формировании  нашего художественного  мировосприятия.
Но  жизнь не была бы  полной, если  бы в  нашей  жизни  не  прозвучал  иной  акцент. Встреча с тюменским художником Алексеем  Сергеевичем  Чугуновым.  Об  этом в  следующем  материале.
Всем здравия.

Могилёв   Беларусь         Октябрь  2017 г.

Карандашный набросок Быкова А.З. (в изостудии )