Ву-шы-чень о Стихиях

Любовь Звездина
Ву-шы-чень сообщает: «С рождением первоэлементов (пяти стихий) открылось все, что только потребно было для сотворения и бытия существования мира. Цельное и единое существование стихий есть сущность Безначального, а сама сущность Безначального всегда пребывает в каждой вещи: ибо, хотя состав каждой стихии различен, подобно тому, как различен воздух четырех сезонов года, но все они не могут существовать без двух полярностей, определяемых качествами жара и холода. Жар и холод имеют различное состояние, движение и покой, различное время и скорость, но они не могут существовать друг без друга.»
Подлиность взята в отношении к порядку, значит, неложность.
Чистота в отношении к Воздуху, значит недвойственность, сгустить, значит сжаться в одно место. Воздух огустел и составил образы (то есть образы тела и формы вещей) Сгущаясь Воздух составил образы, которые сочетаются снова и снова, в них так же изменяется Воздух, таким образом живые существа рождаются на свет, посредством изменения видов и эти превращения и изменения бесконечны. Первоначальное рождение существ происходит от соединения Воздуха Ян и Инь (теплорода Жар и водорода Холод, то есть Прану).
Природа есть порядок, в то время как разумность в душе, а не в природе человека. Природа человеколюбия, справедливости, достоинств, знаний и преданности в порядке установленном элементами. Дерево – человеколюбие, Металл – справедливость, Огонь – достоинства, Вода – знание. Каждая из стихий имеет  свое место на Земле, в то время, как Земля принимая их не имеет своего места, а составляет основу для остальных стихий. Таким образом преданность так же не имеет места, она является основной для прочих четырех добродетелей. Святой человек утверждаясь в умеренности, прямоте, человеколюбии и справедливости, пребывая в покое, порождает в себе совершенного человека.
Небо и Земля, Солнце и Луна, четыре времени года, а так же Духи, не могут существовать вне установленного порядка Инь, Ян и стихий. Святой человек соблюдает в себе этот порядок…. По сему сказано: Закон Неба заключается в жаре и холоде (Инь и Ян). Закон Земли заключается в твердости и повиновении. Закон человека заключается в человеколюбии и справедливости. Еще сказано, восходя к началу и нисходя к концу можно познать, что такое жизнь и что такое смерть. Ян и Инь приняв видимый образ составили закон Неба. Твердость и повиновение проявились в вещах и составили закон Земли. Это физические законы мира. Человеколюбие и справедливость став добродетелями составили закон для человека. В мире существует один закон, но открывается он соответсвенно месту. Отсюда произошло различие трех проявления в мире, каждый из которых имеет свойственное ему существование и проявление.
Жар имеет свойство распространяться, Холод сжиматься. Жар увеличивается, а холод уменьшается. То, что расширяется и увеличивается имеет сильный и упругий Воздух(Прану). То, что сжимается и уменьшается имеет слабый Воздух (Прану). Отсюда происходит твердость Ян и повиновение Инь.
Жар Ян тверд, силен, занимает место на Юго-Востоке, господствует весной и летом, и влияет на произрастание, расширение, увеличение, рост.
Холод Инь склонен к повиновению и замерзает. Занимает место на Северо -Западе, господствует осенью и зимой, укрывает, прячет, сокрывает.  Произрастание проявляется в рождении, а укрывание в умерщвлении. Поэтому, твердость есть человеколюбие, а повиновение   - справедливость, мудрость».