Не состоявшая встреча друзей

Антонина Рыбалкина
 
 Накануне отпуска   муж сказал:
   - Что мы с тобой всё на море, да на море ездим.
   -  Давай, в этот раз, съездим на мою родину в Воронежскую область, в моё родное село. Хочу побродить по родным местам, встретиться с друзьями детства , половить рыбку на Хопре, посидеть с ними у костра с шашлыком.

    Я подумала, сделала кислую мину, но согласилась. Конечно, я бы  лучше поехала  на море или же на свою родину к родственника в  Пятигорск. Там, хотя бы,   водички лечебной  попили  и покупались бы  в источниках с минеральной водой, но я  не стала возражать и согласилась ехать с мужем.  Он говорил это с такой грустью, что я поняла его ностальгию по родным местам. 
     -Хорошо – сказала я,"
     -только обещай, что  посетим Дивногорский монастырь в Воронежской области".
 
 Дело в том, что я много читала  про этот древний монастырь и мне, очень хотелось  побывать в тех святых местах,  подышать воздухом  редких трав и растений.  Посмотреть на меловые  отложения гор, которые назывались "дивы."  Муж согласился.
           Выехали рано утром на машине, пока не было жары. Я сидела впереди рядом с ним.  Он всегда называл меня   «штурманом», так как в мои обязанности входило следить за ним,  чтобы  он не дремал  за рулём.   Включили музыку  и под песни любимых певцов двинулись в путь.  Дорога была хорошая, но иногда «штурман»,   то есть  я,  начинала  сама  подрёмывать и,  хотя на мне  были солнцезащитные очки, муж  видел, что я дремлю.
   -Не спи, а то и я засну, глядя на тебя.
   - Да я и не сплю - сразу проснувшись говорила я, начиная бодро подпевать певице.
    Пейзаж вокруг был однообразный  - степи сменялись островками перелесков, затем опять поля, поля.   Я стала через открытое окно машины делать снимки сосновых рощиц.  Даже это однообразие  было  интересно снимать,  чтобы потом получился фильм про наше путешествие.  Проезжая по Воронежской области, я   видела много  брошенных домов в сёлах, а название  сёл   были  очень интересные: » Пыховка»,  «Мужичье»,  «Бурляевка».  Как раз в одно из этих сёл мы  ехали. Это была  родина мужа, где он родился и крестился, как  говорят  в народе. Ходил здесь  в  школу.   Много мне рассказывал  о своих   друзьях.   Как хорошо  они дружили, бегали на танцы в другое село,  вместе трудились до армии в совхозе  на полях и ещё много,  много   интересного.   Рассказывал с теплотой, как мечтает  встретиться с ними  на любимой речке,  пожарить шашлычки  и под рюмочку вспомнить детство и  юность.   Вот с такими мыслями  ехал  мой  муж   навстречу с друзьями.
  Много лет назад, когда мы  приезжали в эти места,  то видели разрушенные храмы, а сейчас, в некоторых сёлах их восстанавливали. Я подумала: если будут храмы, то и сёла оживут. Люди не будут уезжать, а колокольный звон  будет их собирать в церкви.
      И вот, наконец,   Новохопёрск - старинный  городок. Он знаменит тем, что здесь на реке Хопёр , ещё Пётр Первый строил  корабельные верфи. Есть очень хороший исторический  музей, в котором  я хочу побывать.  Городок областной, провинциальный.  В основном живут за счёт маленьких предприятий и своим трудом ( вяжут пуховые платки и шали).
        Здесь, у родственницы мужа, мы сделали остановку.  Они  - двоюродные брат  и сестра и  было  много у них  воспоминаний о родителях,  о родственниках. На другой день побывали на реке Хопёр,  где чудесно отдохнули, накупались  Утром,  отдохнувшие,  мы поехали в село  с таким громким названием Бурляевка. Это в тридцати километрах от города Новохопёрска.  Я спросила  мужа, почему  село имеет такое название?  Наверное, здесь жизнь бурлила рекой.  На что  он ответил, что так и есть - очень зажиточное  село  было, когда то, а сейчас  оно  запущенно и опустело.   Дорога была просёлочная.  Нам приходилось на машине,  то  подниматься на пригорок, то опускаться в низину.
     "Сколько же земли вокруг пустует!- воскликнула я.
      "А воздух, какой!"
   Действительно, пахло разнотравьем и, почему то, яблоками.
 Спустившись с пригорка,  мы в низине увидели   село.  Оно располагалось  вдоль  речки  Татарки  и  утопало в зелени.  Среди степи,  как будто островок -  оазис.  Так вот почему   в воздухе  пахло   яблоками -  вокруг  было  много садов! 
        Вначале мы подъехали к домику, где, когда то,  жили родители мужа и, где прошло его детство.  Дом  стоял полуразрушенный и заросший травой.   Муж с грустью созерцал на родное гнездо и видно вспоминал моменты жизни в нём.   Соседей  рядом не было, так как с этой окраины все перебрались на центральную  улицу жить.   Там,  кое - где, были выстроены совхозом  несколько  домов   для жителей этого  села и  для приезжих.  Постояв ещё немного возле дома в молчании, муж сказал:
      
      "Сейчас мы  поедем на кладбище, заменим  таблички с фотографиями   дедушке
и бабушке, а потом к моим друзьям. Помолчав, он с грустью сказал:
       "Да, давненько мы не виделись."
    Приехав на сельское кладбище, заросшее вокруг бурьяном, мы оставили машину за оградой, но увидев заросли амброзии, я решила остаться в машине.
  "Иди один- сказала мужу.
 Муж,  взяв с собой инструменты, таблички с фотографиями, которые мы привезли с Ростова,  ушёл  в глубь  кладбища. Через полчаса он вернулся и был очень расстроен.  Я ничего не спросила, подумала,  что он  грустит  о своих  ушедших родственниках. Он долго сидел молча  и  не заводил машину.
     - Поехали   к твоим друзьям –  нетерпеливо сказала я -    
     - Никуда мы уже не поедим - сказал он.
     -Это почему же?- 
     -Я уже с ними повидался…
     - Где ?-  удивилась я.
     -Они все здесь …  на кладбище лежат…
 Я поняла, почему он пришёл расстроенным – он увидел могилы своих товарищей, с которыми хотел повидаться.
  - Вот и повидался - подумала я.    
 Муж долго  сидел молча,  а я не торопила его заводить машину. Я понимала  его  состояние.
 Какое-то   странное чувство охватило меня, когда мы ехали в обратный путь. Я смотрела из окошка машины  на убегающий  пейзаж  совсем другим взглядом и он мне, казался,  каким – то сказочным и вовсе не однообразным, как раньше.   Я с интересом рассматривала  синее   небо и белые,  принимающие разные формы облака.    Любовалась   зеленью полей и островками рощиц и думала: 
    "Как  всё- таки,  прекрасно жить на белом свете!  Нужно просто, как можно чаще обращать внимание на то, что нас окружает. Видеть во всём красоту  на  нашей   земле,  быть чуточку внимательней и добрей к тем людям, которые  живут рядом с нами и, в суете наших будней, помнить , что, где то, есть друзья, которым нужно чаще писать и звонить, чтобы не опоздать на встречу с ними.

                Воронеж - Ростов.  Август 2016 год.