Вий

Лариса Павлович 2
По мнению украинских экстрасенсов, Гоголь был глубоко связан с тёмными силами. Во время украинской битвы экстрасенсов они побывали в его имении под Полтавой и смогли многое там почувствовать. Например то, что он не врускал в свою комнату женщин, полагая, что всё дьявольское исходит от них. Сатанист Сатененко напрямую сказал, что Гоголь служил его хозяину, то есть Сатане.

По мнению одного из экстрасенсов, Пасынковой, Гоголь обладал женской энергетикой и был влюблен в Пушкина, естественно, платонической любовью. Христианин и художник-мистик боролись в нем, и мистик победил. Вот прочему Хома Брут всё же проиграл тёмным силам: он не верил, что светлые силы сильнее тёмных. К тому же, хотя в повести этого нет, явно чувствуется, что Хома по сюжету изнасиловал панночку, а затем убил. То есть животная природа взяла верх над его верой. Ведь он был не просто человек, а будущий священник, поэтому насилие над ведьмой было для него преступлением вдвойне. (Хотя не понятно, зачем молодая девушка превращалась в старуху, если сама хотела секса, а Хома ей отказал, так как побрезговал старостью).

Вообще на первый взгляд Вий - это просто страшилка, которую Гоголь якобы не придумал, а лишь воспроизвел как народный миф. Но среди украинского фольклора специалисты так и не нашли эту легенду. Возможно, Гоголь всё же придумал её сам.

Гоголь сказал правду: как бы не старалась религия разбудить в человеке духовность, животная природа априори сильнее. Потому что человек после грехопадения человечества живёт под властью Демона, и если честно, этот последний, а не Бог, реально правит этим миром. В этом и смысл грехопадения: у мира поменялся хозяин. Карает не только Бог: если ты провинился перед Дьяволом, он тебя тоже накажет.

То есть можно провиниться перед Богом, а можно - перед Дьяволом. И расплата в обоих случаях неминуема.

Гоголь понимал эти вещи, и поэтому глубоко страдал. Понимал то, что на поверхности люди верят в Бога, а в глубине они полностью подвержены и подчинены Дьяволу. (То же самое я поняла лет 25 назад, однажды прощаясь со свомми родственниками и садясь в поезд. В первый раз это откровение больно резануло, и я даже заплакала. Соседи по вагону подумали, что я плачу от того, что расстаюсь с родственниками. Однако передо мной в тот миг предстала истинная картина мира, поверженного Дьяволу, и истинные масштабы его власти, о которых люди даже и не подозревают).

Хома мог бы спастись, если бы не посмотрел в глаза Вию. Но у него не хватило силы, чтобы не взглянуть в его глаза: он чувствовал себя виноватым в том, что внутри он тоже оказался дьяволом.

В чем-то и Гоголь провинился, возможно, перед Дьяволом, поэтому смерть его была ранней и мучительной. Он практически заморил себя голодом и умер от потери сил, либо просто уснул летаргическим сном.

Но не всё так плохо в этом мире. По народным повериям, едва три раза прокричит петух, власть Дьявола заканчивается.

Сейчас наступает такое время, когда ночь мира заканчивается и начинается утро. Хома немного не дотянул до этого: черти задушили его на втором крике петуха. Сейчас наступает время прежнего, непорочного человечества, когда миром действительно будет править Бог. Но понять добро и зло и дожить до утра нового мира смогут лишь немногие: остальных задушит Вий, или принцип зла, даже если они верят в Бога. Перед Вием не смогут устоять те, кто изнутри принадлежит Дьяволу, а на поверхности - Богу, как Хома. Но Гоголь хотя бы понимал это, а люди тешат себя иллюзиями религии и святости.

Итак, в небольшой повести Гоголь затронул действительно глубокие, скрытые вещи, касающиеся падшего человечества. В религиях нам не раскрывают подлинный смысл грехопадения, всё описывается очень просто и поверхностно. А непадшее человечество и вовсе описано примитивно и искажённо, в виде мифа об Адаме и Еве. На самом деле было целое человечество непадших людей, но память о нём специально скрыта высшими силами. Понять, чем жили эти непадшие люди, падшему человеку крайне трудно, и для этого нужна новая, истинная религия взамен всех старых, в том числе и языческих.

Повесть "Вий" много раз была экранизирована, настолько глубока и нетривиальна эта вещь. Мне не понятно в ней только одно: зачем молодой ведьме нужно было превращаться в старуху, ведь обычно бывает наоборот: старые ведьмы превращаются в молодых девушек, чтобы соблазнять мужчин, особенно священников, чтобы унизить и их самих, и их религию. Ведь панночка должна была знать, что на старуху у молодого парня будет только одна реакция: поленом по лбу. Не думала же она, что Хома польстится на старуху?..

Повесть "Вий" также затрагивает тему мужской якобы святости, которую олицетворяют священники- мужчины, и женской якобы порочности, которую олицетворяет ведьма-панночка. На самом деле мужская ипостась вышла вперёд только после грехопадения человечества, и стала считаться более одухотворенной, чем женская. До грехопадения лидером была женская ипостась, недаром в ранних обществах царил матриархат.

Хома получил по заслугам и от Дьявола, и от женской ипостаси, над которой он надругался. Гоголь намеренно сделал Хому не героем и не жертвой, а именно слабым и виновным, чтобы показать настоящую цену мнимой мужской духовности. Ведьма не могла увидеть Хому, но его увидел Вий, некое абсолютное, но справедливое зло, которое показало место Хоме не в храме, а в помойной яме. Женственной Гоголь стал на сторону панночки... Поэтому нам не жаль Хому (по крайней мере мне его не жаль). Да и в фильме, показывающем противоборство панночки и Хомы, мы ни на чьей стороне. Может быть, даже и на стороне панночки, недаром её играет одна из сам красивых актрис своего времени, Наталья Варлей. Ведьма показана прекрасной девушкой, а Хома - плутоватым, приземленным, не вызыаающем сочувствия. Наши симпатии скорее на стороне панночки, которая прекрасна даже в своём гробу...

У Гоголя вообще никогда нет положительных героев. Может быть, поэтому он и сжег второй том Мёртвых душ, потому что не нашёл ни одного живого в этом мире мёртвых...

Есть в противоборстве Хомы и панночки и сексуальный подтекст: молодой парень остаётся наедине с прекрасной невестой, лежащей в гробу. Они заперты от посторонних глаз, как новобрачные. Возможно, Гоголь описал своё тайное желание секса с мертвлй женщиной. Или свой опыт секса с мертвыми, после которого он уже не мог спать с живыми. В панночке, лежащей в гробу, оживает таинственный и непонятный мир мёртвых, который всегда притягивал Гоголя. Ведь с живой невестой перпеспит каждый, а вот с мёртвой...

Так или иначе, Гоголь унес с собой в гроб много тайн, и его уже не спросить, что он имел в виду. Чего хотела ведьма от Хомы, до конца не понятно. Просто полетать на нём?.. И этим унизить его святость?

Напоследок опубликую моё стихотворение о Хоме и панночке. В нём затронута тема греховности человечества вообще и о его расплате за свою греховность.

    ********************

Ночь полнолуния, и панночка помэрла,
Грустит Хома, его обуял страх,
И подступает время ночи первой,
Их "первой брачной ночи" при свечах.

Она лежит в гробу, словно невеста,
Закрыты под ресницами глаза,
Но проступает на челе телесном,
И вниз бежит кровавая слеза!..

Она встаёт и руки поднимает,
Полна тоскою, мертвенно-бледна,
И от ужасной ведьмы защищает
Хому всего лишь линия одна...

Но вот уж ведьмин пыл ослабевает,
Она отходит, глаз огонь потух,
И в гроб печальный тело возвращает,
Лишь по три раза прокричит петух.

Хома бредет, словно слепой, качаясь,
Среди живых он как мертвец живой,
Перед глазами снова появляясь,
Встаёт она в одежде гробовой.

И это время Первой мировой...

Вторая ночь... Он пьян, она летает,
И вьётся гроб над самой головой,
Он сапогом в тот страшный гроб бросает,
И поутру выходит весь седой.

Промчалась ночь ужасная вторая,
Словно война вторая мировая!...

Он в даль полей укрАинских взирает,
И третьей ночи время наступает...

Пора идти, настала третья ночь,
И в церковь дверь - как будто вход в могилу,
Молитва божия сумеет ли помочь,
Когда наступит появленье Вия?..

А Панночка мертва и холодна,
Не пощадит она его в беду лихую,
Лишь ляжет в гроб, отмщенная, одна,
Плоть растерзав несчастную, живую...

И до того, как прокричит петух,
Хома испустит в небеса свой дух...

Как третья ночь, кровавая и злая,
Стучит в окошко Третья мировая...



Подробнее на эту и другую тему вы можете узнать из моих роликов на Ютюбе, Духовный канал Гаруда. Там я выкладываю то, чего нет здесь.