Даниэль Дэфо как экономист

Борис Тебиев
Борис Тебиев
Экономические взгляды и удивительные проекты
великого романиста Англии Даниэля Дефо

СРЕДИ КНИГ нашего детства роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» - одна из самых любимых и незабываемых. Кто из нас не мечтал хотя бы на недельку (дольше – боязно) остаться вместо английского купца Робинзона один на необитаемом острове, пожить среди дикой природы, приобщиться к открытиям, обрести верного друга Пятницу, испытать свои характер и волю в борьбе с трудностями. Задушевный и яркий, трепетный и волнующий мир авантюрного морского романа (именно к этому жанру причисляют главное художественное сочинение Дефо дотошные литературоведы), пронизан пафосом трудолюбия и оптимизма, наполнен неисчерпаемой магнетической силой, которая влечет к себе все новые и новые поколения в том прекрасном возрасте, когда романтизм – это просто состояние души.

Даниэль Дефо родился около 1660 года в Криплгейте в семье мясоторговца пресвитерианца. Набожные родители готовили будущему писателю карьеру пастора. Хорош бы получился из него святоша! Живая жизнь билась в Даниэле до смертного часа так бунтующе и страстно, что трудно представить какими глазами смотрели бы на него почтенные прихожане и чопорные коллеги, сколько безбожников породил бы он на английской земле!

Выйдя из стен Ньюингтонской академии, где он изучал греческий и латинский языки и классическую филологию, юный Дефо стал … приказчиком в конторе оптового чулочного торговца. Этот факт биографии писателя можно посчитать комическим, если не знать натуры самого Дефо: служба в чулочной конторе давала молодому человеку не столько необходимый заработок, сколько возможность путешествовать. По торговым делам он часто бывал в Испании и Франции. Это помогало ему лучше узнать Европу, изучить европейские языки, познать жизнь и нравы разных народов.
 
Позднее, почувствовав в себе предпринимательскую жилку (а этим тогда болели многие англичане), Дефо становится владельцем собственного чулочного производства, а затем и хозяином большой кирпично-черепичной мануфактуры. Но, увы, бизнес не был его уделом. Предприятие вскоре разорилось и его хозяину пришлось заняться другими делами. На закате жизни ему даже приходилось скрываться от кредиторов.

Глубоко проникнув в психологию восходящего класса - английской буржуазии - Дефо уже в молодые годы становится одним из ее идеологов и активным политиком. В печати появляются один за другим его анонимные политические памфлеты, статьи, проекты. Многие из них по глубине мысли и размаху суждений значительно обгоняют свое время.
 
Дефо участвовал в восстании внебрачного сына Карла II, герцога Монмаута  против короля Якова II, сочувствовал государственному перевороту 1688-1689 годов.
 
Начав свою публицистическую деятельность в конце 1690-х годов «Опытом о проектах» (1697), в начале ХVIII столетия он стал уже знаменит, любим, авторитетен, ненавистен, преследуем законом, и все это – одновременно.

Особую популярность имел памфлет Дефо «Чистокровный англичанин», увидевший свет в 1701 году. Буквально в течение нескольких дней на улицах Лондона полулегально было продано около 80 тысяч экземпляров этого сочинения. Этот памфлет был направлен в поддержку защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III Оранского, которого английские аристократы третировали как «не англичанина» и человека «плохо говорившего по-английски».

Защищая короля от аристократов, Дефо наглядно и убедительно показал кто из них чего стоит в этой жизни. Древние аристократические роды, писал сын мясоторговца, ведут своей начало от нормандских пиратов, а новые – от французских лакеев, парикмахеров и гувернеров, наводнивших Англию во время реставрации Стюартов, и был в значительной мере прав.

Этот случай близко сдружил Даниэля Дефо с королем. Последний, в благодарность за поддержку, активно способствовал получению английской буржуазией торговых привилегий, закрепленных парламентскими актами.

В следующем году (1702) Дефо выступает с памфлетом под названием «Кратчайший способ расправы с диссидентами». В нем он обрушил свой гнев как против аристократов, так и против религиозных фанатиков, не признававших инакомыслия. При этом Дефо настолько мастерски закамуфлировал свою едкую сатиру, что аристократы и фанатики из духовенства приняли ее первоначально всерьез, и совет расправиться с диссидентами виселицей сочли откровением, равным священному писанию.
 
Однако когда выяснилось, что Дефо привел доводы представителей официальной церкви против инакомыслящих к полному абсурду и на деле дискредитировал их в глазах общественного мнения, церковь и аристократы сочли себя оскорбленными. Они добились ареста писателя и суда над ним. В итоге Дефо был приговорен к семи годам тюремного заключения, денежному штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу. Последнее было особенно тягостным, ведь пользуясь беззащитностью осужденного каждый прохожий мог издеваться над ним, плевать в лицо, обливать грязью.

Но любовь и преданность истинных друзей писателя оказались настолько крепкими, что позорный столб стал для Дефо триумфальной аркой. Прикованного к позорному столбу Дефо лондонцы осыпали цветами. Незадолго до того, как быть выставленным у столба, находясь в тюрьме, Дефо написал «Гимн позорному столбу». В нем он вновь обличает аристократов и поясняет несведущим, за что его выставили на позор. В то время, когда приговор над Дефо приводился в исполнение, лондонцы дружно распевали этот гимн, отчетливо давая понимать тюремщикам на чьей стороне находятся их симпатии.

К художественному литературному творчеству Дефо обращается довольно поздно. В 1719 году он печатает своего знаменитого «Робинзона Крузо», в 1720 году выходит в свет его роман «Записки кавалера», в 1722 году появляются «История полковника Жака» и «Моль Флендерс», в 1725 году – «Жизнь и деяния Джонатана Уайльда».
Даниэль Дефо умер 26 апреля 1731 года в Мурфельдсе, оставив после себя свыше 250 различных произведений.

Вклад Дефо в историю мировой литературы огромен и несомненен. Но этим далеко не исчерпываются его заслуги перед человечеством, не говоря уже о заслугах перед Англией, отважным сыном которой он оставался до последнего вздоха.

Чем еще может обогатить наши знания и чувства великий английский романтик эпохи позднего меркантилизма? Оказывается очень многим. Его имя стоит и в ряду великих европейских экономистов. Многие выдвинутые им идеи значительно обогнали свое время и стали воплощаться в жизнь, порой без всякого упоминания об их творце. Остановимся на этом подробно.
 
СЕГОДНЯ не только старшеклассникам, но и многим их младшим товарищам хорошо известно какую огромную роль играют в экономике кредитные отношения. В эпоху Даниэля Дефо в связи с резким подъемом роли и знания Англии в мировом экономическом развитии существовало множество проектов устройства учреждений, которые способствовали бы перенесению центра мирового рынка на английскую почву.

Дефо был одним из первых среди тех, кто предлагал полностью изъять кредитное дело из рук Ломбардстрита и его менял, мало чем отличавшихся от средневековых ростовщиков, и передать его банкам. При этом он призывал превратить банки в надежные финансовые институты, регулирующие учетный процент и преследующие, прежде всего, общественную пользу.
 
По мнению Дефо, хорошо организованный банк, понижая процент на капитал, может дать купцам возможность избавиться от ростовщиков, и одновременно оказывать услуги государству, служа для него кассой, как для доходов, так и для расходов. Он может избавить поземельных собственников от тяжелых условий кредита, нередко заставляющих их расставаться с землей.

Как общественно полезное учреждение, банк, проектировавшийся Дефо, должен был располагать значительными средствами. Но это еще не значит, что средства эти должны заключаться в большом наличном капитале, ибо кредит прекрасно может заменить деньги. Капитал в 10 миллионов фунтов, из которых 5 должны быть внесены в виде складочного капитала, а другие 5 доставлены кредитом, был бы достаточен для того, чтобы банки могли выполнять следующие функции:

- Выдавать купцам ссуды для уплаты таможенных пошлин и изъятия торговли из рук хищников. (Платя банку 4% и избавившись от пеней и накладных расходов, неизбежных при несвоевременной уплате пошлин, купцы могли бы избавиться от необходимости занимать деньги у менял. Это было бы прямым благодеянием для торгового люда и, в то же время, очень выгодно для государства, поскольку несвоевременное получение пошлин часто вынуждает государство прибегать к займам).
- Устраивать товарные склады для выдачи ссуд под товары (Дефо предлагал т.н. «варратную систему», получившую впоследствии широкое распространение в Англии).
- Банки должны учитывать торговые векселя и всякие другие долговые обязательства.
- Банки должны выдавать ссуды землевладельцам под залог их земель из 4 % годовых.

Чтобы успешно справляться с изложенными функциями и быть посредником для денежных оборотов всей страны, по мнению Дефо, банк должен иметь отделения во всех больших городах. Впрочем, он не исключал и иного варианта, при котором в стране действовало бы не единое централизованное банковское учреждение, а серия более мелких банков на уровне графств общественных городских банков, которые выполняли бы в своих округах ту же самую работу, которую может выполнять центральный банк.
 
В настоящее время, отмечал Дефо, жалуются на отсутствие денег. Но это обстоятельство не мешает учредить банк, поскольку отсутствие денег решительно не влияет на то, что мы называем кредитом и что служит главным основанием банка. Если для банка необходим складочный капитал, то это еще не значит, что банк работает исключительно на свой капитал. Банк пользуется кредитом и всеми случайностями денежного оборота. В заключение своего проекта Дефо предлагает установить денежное обращение без металлических денег. Положив в основание банка землевладение, он думает создать на этой почве кредит и денежное обращение, совершенно не прибегая к драгоценным металлам. Однако мысль эта осталась у Дефо незавершенной.

НЕ МЕНЕЕ интересны суждения Дефо по вопросам страхования. Страховое дело в Европе конца ХVII – начала ХVIII века не было новинкой. Уже несколько столетий существовали такие виды страхования, как страхование от огня, морские страхования, некоторые виды страхования жизни. С развитием крупного мануфактурного производства наряду со страхованием производственных помещений и оборудования выявилась необходимость обеспечения рабочих на случай увечий, старости, безработицы. Обеспечение это, как считал Дефо, лучше всего достигается путем страхования.
 
Задавшись благородным стремлением уничтожить нищету, Дефо всерьез задумывался над тем, как сделать так, чтобы в случае несчастья бедный человек не остался без помощи, больной нашел поддержку, семья погибшего в море или потерпевшего на войне не осталась без крова, чтобы земледелец, пострадавший от наводнения, не оказался вконец разоренным, и вообще, чтобы все слои общества были защищены от неблагоприятных случайностей жизни. Самый простой способ решения этих острых для любой страны социальных проблем – организация взаимного страхования.

Разработанные Дефо принципы обществ взаимного страхования от несчастных случаев предполагали, что в такие общества должны вступать исключительно люди находящиеся в одинаковых условиях и подвергающие себя приблизительно одинаковым случайностям. Нельзя, например, солдата поставить в один ряд с матросом, так как они подвергают свою жизнь опасности не в одинаковой степени. Только тогда страховое общество может быть прочным и выполнять свои обязательства перед состоящими в нем людьми. Если мой сосед, рассуждал Дефо, поступает хорошо, поддерживая меня в нужде или во время болезни, то справедливость требует, чтобы и я сделал это по отношению к нему. Путем распространения этого принципа на всех людей можно избавить человечество от всякого бедствия, всякой бедности и нужды. Этой системой можно было бы гарантировать себя от всех случайностей. То, что уже сделано против огня, можно сделать против воровства, наводнений, крушений на море, всякого рода потерь.
 
Дефо предлагал устроить самые разнообразные виды страхования. Поскольку Англия уже тогда ставится морской державою, особое значение он придает страхованию моряков. Чтобы организовать страхование, всякий моряк должен записаться в страховое бюро и вносить в год 4 шиллинга. Взамен того, ему в известных случаях должны выплачивать по таксе определенные суммы в виде постоянной ренты или в виде единовременного капитала. Во время болезни выдается пособие на излечение. При утере зрения, руки, ноги, и вообще при увечьях выдаются определенные суммы. В случае смерти, права эти переходят к семье умершего. Хотя взнос участников кассы будет колебаться в зависимости от того, сколько нужно будет выплачивать в виде пенсий или пособий, но при участии четырех тысяч человек возможно. По мнению Дефо, гарантировать всем участникам пенсии и пособия даже при небольших взносах.

Кроме того Дефо предлагал устроить особую страховую кассу для вдов. Если две тысячи женщин, составивши общество, согласятся вложить при вступлении в него по 5 шиллингов и вносить ежегодно по 4 шиллинга, то они могли бы на случай смерти их мужей получать в виде пособия капитал в 500 фунтов. Так как общество может прочно существовать только тогда, когда люди соединяются по группам ( по степени опасности), то жены моряков и солдат должны быть исключены из этого общества. Задача общества заключается не в увеличении богатства, а в уменьшении нищеты и в помощи бедным. Поэтому, всякая вдова, получившая по завещанию капитал от мужа, теряет право на вознаграждение от страхового общества, хотя вносила правильно свои платежи.

Подкрепляя свой принцип страхования конкретными расчетами, Дефо приходит к мысли о том, что при определенных условиях можно практически избавить человечество от бедствий и нищеты, от нищих, от лиц, живущих на средства общины, от работных домов и госпиталей для неимущих. Можно дойти до такого состояния, при котором всякий мог бы требовать своего содержания, как чего-то такого, что ему следует получить, а не выпрашивать из милости.

Разрабатывая социальный проект, при котором всякий, как бы беден он ни был, мог бы рассчитывать на приличное содержание, когда старость, несчастье или неудача лишат его сил добивать себе пропитание, Дефо утверждал, что существует бедность, которая вовсе не заслуживает презрения. Когда вследствие очевидного несчастья, непредвиденного случая или даже по собственной вине приходится прибегать к чужой помощи, то можно еще рассчитывать на участие. Но есть многие почтенные семейства, которые попадают в нищету при обстоятельствах, посторонним лицам не известным. Они-то и нуждаются в поддержке. Свою задачу Дефо видел в том, чтобы устранить причины такой нищеты, а вследствие этого и последствия ее – нищенство и попрошайничество. Люди непредусмотрительны, отмечал Дефо, и в молодости забывают о старости. Будучи здоровы забывают о болезни. Пусть каждый в молодости, когда может работать и сберегать, откладывает самую незначительную часть своего заработка с тем, чтобы собрать вспомогательный фонд для самого себя на случай несчастья или для старости. Если бы в каждом графстве Англии было для этой цели устроено страховое учреждение, то без сомнения, легко можно было бы уничтожить бедность. Если все зарабатывающие себе пропитание в возрасте до 50 лет, к какой бы профессии они ни принадлежали, вступят в союз для страхования, то при единовременной уплате 6 пенсов и ежегодном взносе 4 шиллинга, они могли бы получать:

- бесплатное лечение во время болезни;
- пожизненную пенсию при потере к труду;
- при наступлении дряхлости, продолжительной или неизлечимой болезни они имели бы право на поступление в инвалидный дом или больницу;
- вдовы моряков, погибших на чужбине, могли бы получать пенсию до выхода замуж;
- ремесленники и торговцы, потерпевшие неудачу в делах, получали бы необходимое содержание.

Для доставления лицам различных профессий пенсий и пособий необходимо участие многих лиц, гораздо большего числа. Чем при группировке по профессиям. Пока речь шла об учреждении небольших профессиональных касс, Дефо исходил из предположения, что несколько тысяч участников дадут возможность основать кассу. Теперь, с расширением дела, с устранением деления по группам населения, с распространением принципа страхования на всех взрослых, живущих своим трудом, вместо небольших бюро, Дефо предлагает учредить в больших общинах Лондона страховой институт, для процветания которого необходимо, по расчетам Дефо, участие уже 100 тысяч пайщиков.

Наряду с проектами созданием обществ взаимного страхования, Дефо разрабатывает и проект государственного страхования, которым предлагает охватить прежде всего сферу мореплавания. Для приведения в порядок морского страхования, для уменьшения расходов на наем прислуги, предупреждения колебаний в высоте платы и для устранения постоянной смены между чрезмерно высокой платой при спросе на моряков и полным отсутствием заработков в тихое время, для ограждения государственных интересов на случай войны и для упорядочения торговли Дефо предлагает следующий проект государственного страхования. Что касается моряков, то они вносятся в особый список, немедленно зачисляются на государственную службу и с этого момента начинают получать плату. Все они разделяются по роду своих занятий на отдельные группы и выполняют работы, соответствующие их познаниям.
 
Это не означает, что все они будут работать на государство. Напротив, каждый судовладелец и капитан обращается в морское бюро и получает от него необходимое число моряков. Выходить в море могут лишь те, кто зачислен на государственную службу. Они получают определенный месячный оклад в 24 шиллинга. Если же работы нет – то только половину оклада, но могут в это время работать на себя. Когда в бюро обращаются за персоналом, начальник бюро посылает на работу тех, которые в данное время налицо. Капитан же обязан обращаться только в бюро, потому, что вне бюро персонала ему не найти. Все моряки обязательно должны записываться в бюро. Иначе они рискуют остаться без работы.
 
Плата за труд моряков выдается не капитаном, а бюро, причем бюро удерживает в свою пользу 4 шиллинга в месяц, получая за каждого матроса 28 шиллингов, а выплачивая ему 24. Эта разница в 4 шиллинга дает бюро возможность платить матросам во время безработицы половинный оклад. Таким путем государство, по мнению Дефо, могло вполне обеспечить нормальные условия существования широкому слою рабочего населения страны.

Оригинально Дефо решал проблему страхования купечества. При ввозе иностранных товаров он предлагал обложить каждую тонну налогом приблизительно в 40 шиллингов, более дорогие товары – более высоким налогом, дешевые – низким, при этом в мирное время тариф понижается на половину. Взамен того государство принимает на себя все потери, аварии и другие несчастные случаи.
 
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ проекты были лишь частью социальных замыслов выдающегося писателя и крупного социально-экономического мыслителя, каким, несомненно, был Даниэль Дефо. Его пытливый ум интересовался и многим другим. Например, положением умалишенных в Англии. В целях социальной защиты несчастных он предлагал обложить ученых и литераторов («сочинителей книг») особым налогом на устройство и содержание образцовых домов для умалишенных: умные, считал он, должны содержать безумных, недостаток разума у одних пополняется избытком умственных сил у других. Если же налога окажется недостаточно, тогда нужно обратиться к человеческой глупости. Для содержания людей, которых принято считать глупыми. Лотерея есть проявление человеческой глупости, и если масса людей выбрасывает деньги на игру, то лучше уж употребить это средство для доброго дела благотворительности.

Как истинный гуманист Дефо проявил себя и в проекте переустройства коммерческой судебной системы и порядка объявления торговой несостоятельности. Жестокие законы о банкротстве, по мнению Дефо, карают большей частью тех, кто всего меньше этого заслуживает. Ловкие же люди прекрасно обходят законы и умудряются скрыть свои капиталы и товары до объявления несостоятельности. При этом Дефо с мастерство рисует картины экономической жизни современной Англии, порядки, царящие на бирже, страсть к биржевой игре, к учредительской спекуляции, к лотереям, всякого рода дутым акционерным предприятиям.

Наряду с «Опытом о проектах» и другими социально-экономическими работами Дефо произведением «социально-экономического жанра» в известной мере можно считать и «Робинзона Крузо». Этот роман с его идеей перерождения человека в труде и прославлением культа труда сыграл важную роль в нравственной победе буржуазии над аристократией, способствовал оформлению идеологии буржуазного сословия противопоставлением ее творческой деятельности паразитизму крупных земельных собственников.
 
Великий французский мыслитель и педагог Ж.-Ж. Руссо рекомендовал «Робинзона Крузо» как единственное произведение, на котором должно воспитываться юношество. Высокого мнения о романе и его создателе был и Л.Н.Толстой. Примечательно, что на примере Робинзона некоторые экономисты ХVIII-ХIХ веков пытались доказать, что материальное производство имело первоначально индивидуальный характер, чем заслужили критику К.Маркса, утверждавшего в свою очередь, что производство на всех ступенях развития носит характер общественный. Имя Робинзона Крузо и мешки с выращенным им зерном использовал в своей теории субъективной полезности австрийский экономист Ойген фон Бем-Баверк. Думается, не только для наглядности изложения, но и в память о замечательном авторе.