Вопрос смысла имеет огромное значение

Юлия Войнаровская
Вопрос смысла имеет огромное значение. Я бы сказала, что мотивация - это наше всё. Многие говорят, что дело в возможностях. Допустим, вести полноценную и социально активную жизнь для человека с физическими ограничениями проще в США, нежели в Сомали. Отчасти это так. Более развитая страна, более социализированное общество. Но. Если человеку без желания предоставить возможность - он не воспользуется ею в большинстве случаев. А зачем? Нет мотивации, нет внутреннего импульса, порождающего смысл. Человек же, у которого желание есть, в большинстве случаев найдет возможность реализовать его. Сцепит зубы, переборет себя в чём-то, сменит место дислокации на то, в котором он сможет реализовать себя. Потому желание первично, а возможность - вторична. В конце концов, при отсутствии возможности, но при наличии желания - можно найти или создать эту самую возможность. Опять-таки США, "страна возможностей". Страна, которая создавалась эмигрантами. Люди целыми семьями отказывалась от привычного уклада жизни ради того, чтобы реализовать свои желания и мечты. Да, получилось это далеко не у всех. Мечты не стали явью в ста процентах случаев. Но этот процент всё равно очень высок на фоне тех, кто не захотел этого делать. Не реализовал предоставленную возможность.

Естественно, помимо смысла нужны силы. И чаще - внутренние. Сила воли для человека значит гораздо больше, чем принято считать. Особенно хорошо это заметно среди тяжелых больных, отчаянно цепляющихся за жизнь. Или тех, кто борется с последствием травм, которые парализуют тело. Когда важно не только медикаментозное восстановление, но и физиологическая реабилитация, зачастую проходящая на чистой силе воли человека.

Несколько лет назад мне довелось довольно много времени провести в отделении реабилитации. Там находились больные разной степени тяжести. И частично парализованные, и полностью. У всех своя особенная история, но одинаковая проблема, - движение. И глядя на то, как парень с парализованными ногами после долгих занятий снова и снова,  раз за разом падает, но пытается устоять у тренажера на своих ногах, - я не могу сказать, что смысл не важен. После того, как моя полностью парализованная мать, у которой вообще не было шансов что-то с этим сделать, начала не только самостоятельно сидеть, но и ходить, - я не могу сказать, что дело в возможностях. Я помню, как однажды она сказала, что прошла этот сложный путь  реабилитации ради моего младшего брата, потому что он нуждался в ней. И я верю, что мотивация придала ей сил. Она нашла возможность.

Не всё черное и белое. Не все однозначно плохие или хорошие. И я не хочу сказать о том, что если человек не мотивирован, то он безвольная скотина, и позор обрушится на его голову. Нужно понимать, что у каждого из нас разный запас внутреннего ресурса, свои страхи и опасения. Но это не должно стать для вас преградой. Преградой для реализации вашего смысла.
 
©Войнаровская