Божьи одуванчики

Галина Рупасова
        Воодушевленная мотиватором в интернете, свежие овощи я стараюсь покупать у торгующих на рынке бабушек. Видели, как они выкладывают свой товар? Аккуратно: зелень - пучок к пучку, овощи - морковку к морковке, а уж если цветами торгуют - каждый цветочек на своем месте! И это их старание так трогательно. В фильме "Место встречи изменить нельзя" я впервые услышала сравнение "бабуля - Божий одуванчик", которое  как нельзя лучше подходит ко многим из них. Кажется, вот купила у них что-то - доброе дело сделала. И им хорошо, и тебе как-нибудь зачтется.

        В один прекрасный, но уже зябкий осенний день, где-то во второй его половине, я зашла с работы на рынок. Шумным или галдящим наш рынок не назовешь. Здесь не было слышно подзывающих к своему товару продавцов или громко торгующихся покупателей.  Да уж - это тебе не Одесса и не Ташкент! Здесь в октябре вообще снег может выпасть.

        Окруженный со всех сторон зданиями, посредине находился небольшой торговый ряд под навесом, где торговали частники. И чего здесь только не было... Аромат свежей зелени витал в воздухе. Было видно, что этой осенью урожай собрали богатый. Продавали тыкву, лук, картошку капусту, помидоры... Рядом с ними уже появились и консервированные овощи, фрукты и ягода. В стеклянные баночки красиво были расфасованы варенья и разносолы.
       
        Я прошлась взглядом по всему ряду и увидела слегка сгорбившуюся бабульку, которая продавала лук-батун.

- Почем пучок, бабушка? - спросила я для соблюдения проформы.

- Да я замерзла уже тут сидеть, - сказала она, потирая озябшие руки, - бери по пятьдесят, доча.

        Бережно согнув крупный пучок пополам слегка трясущимися, натруженными руками, бабушка упаковала лук в целлофановый мешочек.
Рядом сидела еще одна старушка. На прилавке перед ней лежала кучка моркови. И не то, чтобы мне было очень надо, но и ее я решила не обидеть.

- А у Вас морковочка что стоит?

- Да тоже пятьдесят...

- Взвесьте мне килограммчик, пожалуйста!

        Придумывая, что приготовить на ужин, я собралась было уходить, но заметила в конце ряда трехлитровую банку маринованных белых груздей. На всем рынке она была единственная с груздями. И ими тоже торговала бабушка. Надо отдать должное, грибы были как на подбор - и не маленькие, и не большие, сантиметров по пять в диаметре.
        В мыслях я уже достала аппетитные груздочки из баночки, нарезала и положила их в салатницу, посыпала лучком и залила запашистым подсолнечным маслицем...  И даже уже отварила к ним желтую, рассыпчатую картошечку…

- А почем у Вас груздочки? - спросила я, не поверив надписи на пластмассовой крышке: "1800".

- Написано же! - ответила мне бабушка, явно не расположенная к беседе.

- Так это цена, а не номер телефона?! - невольно съязвила я, вспомнив известную шутку. - Это же почти пять килограмм мяса, бабушка!  А, может, сбросите цену-то?!

- Нет! - сказала - как отрезала – бабушка и отвернулась.

- Слюну подбери! Плакала твоя картошечка! -  сказала я вслух сама себе...

        Это где же их надо было собирать, чтобы здесь, в грибном краю, грузди столько стоили? Не-е-е-т, это явно не божий одуванчик! Это, скорее, - Венерина мухоловка*! - подумала я, улыбнулась и пошла прочь от прилавка не солоно хлебавши.

        Через две недели я снова зашла посмотреть кое-какой зелени на рынке и подошла к знакомому прилавку. Банка с грибами сиротливо стояла на том же месте, а то, что она была та же самая, я узнала по надписи на крышке. Никто и не думал понижать цену в тысячу восемьсот рублей.




* Венерина мухоловка (лат. Dionaea muscipula) — вид хищных растений из монотипного рода Дионея семейства Росянковые (Droseraceae)