30. Симфония технотронной музыки

Фёдор Тиссен
Уборка кончилась, но работа на току продолжается, работают электропогрузчики, веялки, сушилка и мельница. По виду они напоминают железных динозавров. Динозавры не умеют рычать, но гремят один сильней другого и не просто гремят, а гремят музыкально. У каждого агрегата была своя партитура, самая многозвучная у веялки «ВИМ». Включаешь рубильник, тут же начинает выть электромотор: «У-у-ууыыииии» Ему вторит вентилятор: у-у-с-с-с-сс. Потом начинает крутиться огромный цилиндр барабана, в нём шелестят остатки зерна: тш-п-щщщ. После этого слышится стук лопастей внутреннего шнека: трак-так-так, трак-так-так. Вслед за ними стучат лопасти обоих крыльев подборщика: шик-дык-дык, шик-дык-дык. Всю эту технотронную музыку сопровождает ритмичный скрежет и лязг цепей и шестерёнок.

У каждой шестерёнки свой особый лязг и скрежет. Если хорошо прислушаться, то во всей этой симфонии можно уловить тихое ритмичное пение резинового шкива. Он старый, скоро порвётся, несколько ниток вылезло из резины, они шлёпают по роликам и претендуют на особое место в оркестре: чшшшик-так-тык-пок, чшшшик-так-тык-пок, Чшшшик-так-тык-пок...

Симфонию веялки я изучил досконально, приходилось всегда быть начеку как дирижёру, который прервёт репетицию, если в симфонии услышит фальшивые звуки. Если не сделать этого и вовремя не отключить электромотор, всё застопорится и мотор сгорит. Тогда его придётся снимать и переть в электроцех на электростанцию на перемотку. «ВИМ» будет стоять и ждать, директор совхоза будет материть завтоком, а завтоком будет материть меня за поломку, а электриков за то, что не торопятся с ремонтом. Тогда у всех будет очень плохое настроение. Электриков я хорошо знаю. У них на электростанции всё намного интересней, чем у нас на току. Нас водил к ним на электростанцию учитель физики. Прямо на уроке. Тема урока была «Превращение тепловой энергии в электрическую». Огромный дизельный мотор занимает полцеха, электрики сказали, что его привезли в Аю из ГДР. Всё гудит там по-другому. По сравнению с музыкой, которую издают веялки – это классика против эстрады.

Перерыв. Вырубаю рубильник всё что крутилось, тянулось, ныло, выло, скрипело, шебарчало и скрежетало останавливается и стихает на полуслове. Шик-дык-трак-тааак-шшшщщ. Последним стихает барабан, симфония кончилась, наступает тишина. Она относительная. Вместо аплодисментов оглохшие уши начинают воспринимать новые звуки. На току хлопает своими лопастями зернопогрузчик, рабочие скребут мётлами и лопатами по асфальту. Это единственный во всей деревне асфальт. Цивилизация!

Вспоминаю симфонию заржавленных агрегатов нашего сельского элеватора и прихожу к мысли, что их художественность была намного выше современных ритмов, которыми музыканты сопровождают свою живую музыку. Бум-бум-бум, чик-чик-так, бум-бум-бум, чик-чик-так… Боже мой! Да наш «ВИМ» был ритмами богаче! Художественней! Настоящий талант!