31. Шарамыги

Фёдор Тиссен
- Десятый класс откроем, если наберётся контингент - так сказали нам в учительской.

Решалась наша судьба, моя и Колькина. Будет контингент – будем учиться дома и станем шарамыгами - выпускниками ШРМ, школы рабочей молодёжи. Летом сдадим экзамены и получим аттестат зрелости, так называют свидетельство о среднем образовании. Не будет контингента – будем ещё два года мотаться по чужим углам вдали от родного дома, пока не окончим одиннадцать классов.

Контингент – это число людей, объединённых одной целью. Цель ясна - хотим учиться дома. С числом ничего не ясно. Нас пока всего лишь двое. Надо пятнадцать. Тогда откроют десятый класс вечерней школы.

Ученье – свет, а неучёных в Ае тьма. Мы с Колькой бродим по селу и уговариваем рабочую молодёжь подать заявление в десятый класс. Вечерникам положены льготы – дополнительный отпуск! И ради этого отпуска каждый вечер сидеть до полночи за партой? Грызть гранит науки? Так и зубы сломать недолго. Выложили второй аргумент - пожалейте нас ради бога, подайте заявление в десятый класс, проучитесь хотя бы три дня и отваливайте. Десятый класс потом уже не закроют.

Сработало. Мы собрали пачку заявлений. Их на контингент хватило, и мы перешли из дневной школы в ШРМ. В совхозном отделе кадров на нас завели трудовые книжки. Колька пошёл на стройку, а меня перевели с зернотока в столярку учеником столяра.