Картина в зеркале. Пролог

Владимир Никитюк
Пролог

Всё началось с Зины. Чуть больше года назад Олег в неё влюбился.
В недостатке вкуса его никак нельзя было обвинить. Избранница была просто ходячим идеалом: красивая, умная, образованная, с добрым, понимающим характером.
Если бы всё этим и кончалось! Потому что ещё одно достоинство Зины в глазах Олега было недостатком: она была из богатой семьи.
Нет, кое-кто этим бы обязательно попытался воспользоваться – из тех, кто любит красиво жить и не любит работать. Но Олег-то был абсолютно другой.
Он давно решил, что всего в жизни будет добиваться сам. И наличие потенциального тестя, который на правах богатого родственника будет пытаться им командовать, Олега совершенно не устраивало.
Впрочем, до этого дело никогда и не дойдёт. Так он прямо и сказал Зине, когда та, радостно выслушав его признание в любви, рассказала, кто её отец.
Рассказала с гордостью. И была очень удивлена, когда Олег мгновенно помрачнел.
- Что с тобой? – удивилась она. – Ты выглядишь таким расстроенным, как будто я тебе что-то очень грустное сказала.
- Так и есть! Грустнее некуда… Такой богатый и влиятельный человек, как твой отец, никогда не выдаст свою дочь за нищего!

Зина иронично улыбнулась:
- Тоже мне, нищий нашёлся! Нищие для себя одного трёхкомнатных квартир не снимают! И на собственных машинах не разъезжают!
- Пойми, Зиночка, тут дело в масштабе! По сравнению с рядовым инженером я, конечно, богач. А по сравнению с твоим отцом я такой же нищий, как бомж из подвала!
- Нет, ты неправ! Я сегодня же расскажу отцу о наших отношениях, - и ты поймёшь, насколько он добрый и понимающий человек.
- Ну-ну, попробуй! – вздохнул Олег.
От этого разговора он не ждал ничего хорошего.

И как в воду глядел!
Этот разговор между ними был последним.
Зина больше не звонила – ни по телефону, ни по скайпу. А на электронные письма просто не отвечала.
Всё было ясно – она поговорила с отцом, и тот принял своё решение. За них.
В общем, всё случилось так, как думал Олег.
И всё равно было обидно.
В конце концов ведь Зина могла позвонить, сказать ему, что они расстаются.
А так…
Не по-человечески как-то всё получилось…

Зина позвонила неожиданно. Извинилась, что надолго исчезла. Мол, подвернулся очень удачный вариант с проведением отпуска – и она была за границей. Смартфон свой, к сожалению, дома забыла. А телефон Олега она на память не помнит…
В общем, произошло недоразумение, которое Зина предлагала забыть. Если, конечно, Олег согласен.
Неужели в такой ситуации можно было ответить “нет”? По сути оставалось одно – выразить своё согласие и слушать, что будет сказано дальше.

- Так ты не шутишь? Твой отец действительно хочет со мной познакомиться?
- Я такими вещами не шучу. Так что готовься. В субботу мы ждём тебя в гости. Ровно в шестнадцать ноль-ноль. Адрес я тебе на почту сброшу.
- А как готовиться?
- Это ты уж сам решай. Скажу одно: мой отец – человек строгих правил. Из этого и исходи.
- Значит, я тебе совершенно безразличен… - расстроенным голосом произнёс Олег.
- Это почему же? – обиделась Зина.
- Потому что даже в таком простом для тебя вопросе не хочешь помочь.
В телефоне установилось обиженное молчание. А потом девушка подавленным голосом ответила:
- Упрёк принимается. Я чуть-чуть подумаю и завтра позвоню.
Звонить она не стала. Просто эсемэску скинула. Кстати говоря, очень подробную и толковую.

В общем, всё было ожидаемо. Зинин отец относился к тому типу людей, который Олег мысленно называл “конструктивные самодуры”. Кстати говоря, если говорить о начальниках, - не самый худший вариант.
Исходя из предоставленной информации и личного опыта Олег и спланировал свой визит.
Без пятнадцати четыре он уже выруливал на Зинин двор. А ещё через две минуты вышел из машины и направился к подъезду.
Объяснив мордовороту-консьержу, кто он такой и куда идёт, он поднялся на лифте на нужный этаж и взглянул на часы.
Оставалось ещё три минуты.
Отойдя от двери так, чтобы его не было видно в глазок, Олег выждал нужное время и позвонил в дверь ровно в четыре часа.

Открыла ему Зина. Показала, куда повесить уличную одежду, предложила домашние тапочки. И сразу же повела в кабинет отца.
Тот сидел в кресле за письменным столом. Развернувшись в сторону двери, он кивком предложил дочке и её кавалеру сеть в гостевые кресла. Затем, не подавая руки, внимательно посмотрел на Олега и издевательски поздоровался:
- Ну, здравствуй, кавалер! Не скажу, что мне приятно тебя видеть. Да вот только дочь попросила, чтобы я с тобой поговорил!
- Здравствуйте, Михаил Леонидович! – делая вид, что не замечает издевательского тона, ответил Олег. – А я вот очень рад вас видеть!
- Ещё бы! – хмыкнул хозяин кабинета. – Если бы ты со мной сейчас не разговаривал, то и Зины бы больше никогда не увидел. Уж я бы об этом позаботился!
Зина, услышав эти слова, смутилась и покраснела. А Олег растерялся. Правда, совсем немного. Нельзя ему было сейчас теряться!

Хозяин кабинета, однако, передышки ему не давал. Внимательно посмотрев на гостя, он спросил:
- Ну так что вы хотите от меня, молодой человек?
Странная постановка вопроса! Надо подумать!
Но времени на это ему не дали.
- Ну! Думайте быстрее! А не то выгоню прямо сейчас!
В голове у Олега как будто что-то сверкнуло – и он начал отвечать:

- На данный момент у меня к вам всего две просьбы. Первая – чтобы вы меня немедленно не выгнали. И второе – чтобы объяснили мне, что я должен делать, чтобы не выгнали и в дальнейшем.
В глазах хозяина кабинета появился интерес:
- Как первый вариант принимается. Ну что ж, молодой человек, мойте руки – и прошу пожаловать за стол!
Когда Олег шёл из ванной в гостиную, девушка коснулась его плеча и тихо шепнула:
- Поздравляю тебя! Первое испытание ты прошёл! И, по-моему, неплохо!

Стол был накрыт в гостиной. И выглядел, с точки зрения Олега, не просто богато, а просто роскошно. Он-то сам на еде всегда пытался экономить…
Сначала молодой человек стеснялся. Но отец Зины, сменив маску, мигом превратился в радушного хозяина, который просто не может отпустить гостя голодным.
В общем через двадцать минут Олег стал сытым, а ещё через двадцать – очень сытым. Но чай с различными изощрёнными вкусностями всё-таки выпить сумел.
После чая хозяин внимательно посмотрел на гостя и неожиданно спросил:
- Олег! Вы курите?
- Нет! – удивлённо ответил тот.
- А кофе любите?
- Обожаю!
- Тогда пойдёмте в мой кабинет. Там, за чашечкой кофе, и поговорим!

В кабинет вошли все трое.
- Дочка, сделай, пожалуйста, мне кофе! Так, как обычно! – попросил хозяин кабинета дочку. - И нашему гостю тоже. Как, кстати, ты любишь?
- Чёрный, крепкий, в большом стакане, с небольшим количеством сахара, - машинально ответил Олег!
- Слышала?
Девушка молча кивнула головой.
Хозяин сел в своё кресло, Олег – в гостевое. Тут и Зина кофе принесла.
- А теперь, дочка, оставь нас одних, - голосом, не допускающим возражение, заявил Михаил Леонидович.
Девушка что-то попыталась возразить – но отец прервал её речь движением руки. И Зина вынуждена была выйти из кабинета.
Олег хлебнул кофе. Ароматный напиток был потрясающе вкусным.
- Ну, потенциальный зятёк, а теперь давай поговорим! – сказал хозяин кабинета ироничным голосом.
Это прозвучало настолько неожиданно, что Олег чуть не подавился. И кофе не пролил лишь с огромным трудом.

- Для начала расскажи-ка мне о себе. Что закончил, где работаешь, какие планы на жизнь имеешь.
- А если я обижусь на ваш тон и не стану рассказывать?
- Можешь, конечно, и не рассказывать. Но тогда Зины ты точно не увидишь. Уж я об этом позабочусь.
Олег посмотрел на собеседника и понял, что тот ни капельки не шутит.
- Что ж, раз вы хозяин положения, - придётся рассказать.

И Олег начал своё повествование. Как приехал в Петербург, как поступил в Университет, как учился в нём почти на одни “пятёрки”. Как, хотя и с третьей попытки, нашёл хорошее место работы.
Сейчас на службе у него всё хорошо – и в смысле денег, и в смысле карьеры.
Всё!

Михаил Леонидович задумался.
Да, вот угораздило дочке влюбиться. И ведь всё серьёзно у неё – по глазам видно… А вариант она нашла, к сожалению, не лучший.
С другой стороны – она могла наткнуться на гораздо более гнусный экземпляр…
Так… О чём бы его ещё спросить?
И хозяин кабинета устремил на гостя свой суровый взгляд.

- Да, молодой человек! Удачно вы познакомились! Думаете, небось, что удачу за хвост поймали!
Олег задумался. Может быть, сказать правду? А стоит ли говорить, раз тебе всё равно нет поверят? А, была не была!
И, внутренне сжавшись, Олег начал отвечать.

- Михаил Леонидович! Вряд ли вы мне поверите – но, если бы я узнал, чья она дочь, я бы сразу же от неё убежал. Далеко-далеко!
- И почему же так?
- Понимаете, до этой встречи у меня был свой путь. Были серьёзные планы – но всего я хотел добиться только сам. А теперь вы хотите меня поставить в положение бедного родственника. А мне это, говоря откровенно, совсем не нравится!
- Ха! – издевательски выдохнул хозяин. – Не нравится – скатертью дорога! Никто вас тут силой удерживать не будет!
- Я бы с удовольствием выполнил ваш совет, - вздохнул Олег. – Да вот слишком поздно узнал эту важную информацию. А за это время влюбился. Как последний пацан.
Михаил Леонидович долго вглядывался в глаза своего собеседника – и потом удивлённо проговорил:
- А ведь вы, похоже, говорите правду…
В кабинете повисло молчание…

Через несколько минут хозяин кабинета махнул рукой и заявил:
- Всё! Можете идти! О моём решении узнаете завтра. Или послезавтра. В общем, когда я вам позвоню.
- А если не позвоните?
- Если не позвоню в течение недели – о моей дочке забудьте. Значит, вы не её вариант – а она не ваш. А если позвоню… Тогда сами всё узнаете.
И, позвонив в электрический колокольчик, вызнал Зину:
- Дочка! Проводи гостя! До входной двери…

Олег и Зина стояли в прихожей.
Молодой человек задумался. А может, действительно стиснуть зубы и попытаться забыть о Зине? Вот прямо завтра с утра позвонить её отцу. Сказать, что не хочет создавать их семье проблемы, поэтому сам уйдёт с пути его дочери.
Как непросто это будет сделать! Может быть, эта любовь – последняя в жизни?
Но разве то, что ждёт его – это жизнь? Вот как им сегодня помыкали! Чуть ноги не вытирали!
И это только начало…

Зина с испугом смотрела на лицо своего любимого человека.
Как внезапно оно изменилось! Откуда на нём появилось это холодно-отстранённое выражение?
Девушке стало страшно. У неё было такое ощущение, что ещё чуть-чуть – и произойдёт непоправимое…

Олег тряхнул головой. Да что это с ним на самом деле?
Нет, от Зины он не откажется. За счастье надо бороться!
А её отец… С ним просто надо суметь найти общий язык. Хотя это страшно трудно…

Назавтра звонка не было. И на следующий день тоже. И так целых шесть дней. Олег аж весь извёлся.
Михаил Леонидович позвонил в последний – седьмой – день. Высказался он очень коротко:
- Здравствуйте, Олег! Мои условия я сбросил по почте. Так что изучайте и выполняйте. А с Зиной можете встречаться. Пока…

Условия были жёсткими. Олегу и Зине давался год на размышления. За это время Олег должен был купить достаточно приличную квартиру для их дальнейшей семейной жизни.
В карьеру Олега будущий тесть не вмешивается. Не помогает, но и не мешает. Пока. Но от того, чего он достигнет за этот год, зависит окончательное решение.
С Зиной он пока может встречаться. Но если позволит что-то лишнее – пожалеет, что вообще на свет родился.
Вот такое дружеское послание от будущего тестя…

Ну что ж, дали шанс - и на том спасибо! Теперь выставленные требования надо выполнять. Другого-то выхода у него нет.
И Олег впрягся. Высокая цель придавала силы и наполняло всё тело бодростью и энергией.
Результаты не заставили себя ждать. Рейтинги Олега резко поползли наверх. Да так, что начальник отдела даже испугался. И вызвал ретивого подчинённого на откровенный разговор.
Тот не стал ничего скрывать. Откровенно рассказал про Зину, про её отца, про его сверхжёсткое условие. И то, что у Олега не остаётся иного вывода, кроме как это условие выполнить.
- А сумеешь? – внимательно взглянув ему в глаза, спросил начальник отдела.
- Справлюсь! – не отводя глаз, ответил Олег.
Через неделю его сделали начальником лаборатории и назначили персональную надбавку.
А ещё через два месяца он понял, что можно начинать процесс покупки собственного жилья.