Еврейский список. Примечания

Смбат Багратуни
  Острая проблема для этго исследования это то, кого в имеющейся литературе считают евреем.  Яркий пример капитальный труд о вкладе евреев в немецкую культуру. В нём помещен список "неевреев, которые считались евреями." Он занимает 17 страниц  мелкого шифра, десятки имён. Несомненно, что в список попали лица, которые не имеют отношения к евреям, но те, поисхождение которых я проверил по другим источникам, оказались близкими потомками евреев. Например,   Альфред фон Бергер. СМ. На самом деле у Бергера был близкий еврейский предок-отец его матери, о чём Бергер пишет в своих воспоминаниях. Siegmund Kaznelson (Hg.). Juden im deutschen Kulturbereich. Ein Sammelwerk, 3. Ausgabe mit Erganzungen und Richtigstellungen, Berlin 1962, S. 1043–1060, "Nichtjuden, die fur Juden gehalten wurden"; A. Berger. Im Vaterhaus. Wien. 1901, стр. 5. Другой "нееврей" из этого списка, Эрнст Поссарт, тоже сын еврея. В то же время другие авторы статей, помещённых в этом труде, называют евреями тех лиц, у которых один из родителей еврей.

   Другая проблема: часто, когда говорят о происхождении того или иного лица, ему приписываю национальность не его прямых предков по родителям, а предков  отца или матери родителей по женской линии. Это ещё более усложняет исследование.
+++
   АБУ-ль-ФАРАДЖ бин ХАРУН. Современники не говорят об его этническом происхождении. В историографии исходя из перевода его прозвища Бар Эбрей установилось мнение о его еврейском происхождении. Часть исследователей опровергает эту интепретацию, но их доводы не убедили большинство учёных и, как отмечается в недавней работе 2015, мнение об еврейском происхождении Абу-ль Фараджа остаётся доминирующим. Y. Kouriyhe. The “First Philosophy” of Bar Hebraeus’ 13th century compendium “Cream of Wisdom” (Butyrum Sapientiae). Doctoral thesis, 2015, стр. 24-35,
    АЙЯЛА. Средневековый знаток испанской генеалогии Лоре де Барриентосу (1382–1469) пишет, что еврейскими предками родов Мендоса и Айяла были  "Раввин  Соломон и его сын дон Исаак де Вальядолид" (Isaque de Valladolid). Эта информация принята авторитетными историками, хотя Лопес де Барриентос не сообщает  по какой линии пришли к Айяла и Мендосам эти еврейские предки. Скорее всего с потомками раввина Соломона  сначала породнились Мендосы, а затем они передали еврейских предков Айяле. Прямой предок Айяла по мужской олинии, живший  на рубеже 12-13 веков, женился на внебрачной дочери  женщины рода Мендоса, бвшей любовницей короля Леона и Галисии Альфонсо IX. Сам Альфонсо IX передал Айялам несколько отдалённых еврейских линий, среди них династии Хименес,(СМ) но Айяла стали считаться  converso не из-за этого родства.
Roth. Conversos, стр. 333. 
 
   БАССАНО. Против отождествления Бассано с евреями выступили раввин с родины Бассано и исследователи, указавшие на то, что в еврейских синагогальных и в итальянских архивах нет  документов, говорящих об еврейском происхождении Бассано. Подобного типа аргументы неубедительны. Вполне понятно, что Бассано, опасаясь преледований инквизиции, скрывали своё еврейское происхождение. Более того, нет никаких свидетельст о том что они были тайными иудеями. Так, что они не поддерживали отношений с синагогой.
   В ответ на эти публикации члены семьи  Бассано заявили об еврейских корнях своего рода.  В последние годы книги, посвящённые Бассано или упоминающие о них указывают на их еврейское происхождение.  Бассано J. Hudson. Shakespeare's Dark Lady: Amelia Bassano Lanier the Woman Behind Shakespeare's Plays? 2014.
S. Woods. Lanyer: A Renaissance Woman Poet. Oxford. 1999, стр. 5-6.

   Бачинский, Станислав. Характерная общая черта для националистов-антисемитов России и Польши. Ни на чём не основанное, кроме чувства собственной неполноценности,  преклонение перед немцами, с которыми их объединяет история немецкого антисемитизма. Это отражается в их стремлении делать из  знаменитостей еврейского происхождения немцев, чему повод дают идишские фамилии евреев. Так, как мать  Кшиштофа Бачинского происходила из очень известной еврейской семьи, то польские антисемиты пытались превратить в немца отца Кшиштофа Бачинского, воспользовавшись его по немецки звучащей родительской фамилией Битнер.


   Кало, Фрида.  Кало говорила  о том, что её отец Гильермо Кало был сыном венгерских евреев, эмигрировавших в Германию. Об еврейском происхождении отца Кало так же свидетельствуют современники, знавшие его. Диего Ривера был более точен, сообщая своему другу фотографу Марселю Стернбергу о том, что отцом Гильермо Кало был "... один венгерский джентльмен, который женился на еврейке по имени Кауфман".Jewish identity, https://www.sternbergercollection.com/jewish-identity/  Сообщение Диего Риверы было опубликованно в 2016 году. J. Loewentheil. The Psychological Portrait: Marcel Sternberger's Revelations in Photography Hardcover. 2016.  Отметим, что настоящая фамилия Гильермо была не Кало, а Кало Кауфман, о чём, видимо, не знают все, пишущие о нём. J. C.  Talavera. Guillermo Kahlo, revelado,

   В 2006 году немецкие искусствоведы исследовали родословную Гильермо Кало по мужской лини. Оказалось, что его предки на протяжении многих поколений были немцы лютеране из Германии, а не евреи. Известия о том, что отец Фриды Кало был не евреем, а немцем стало сенсацией. Сенсацией оно не должно было стать, если бы к тшму времени было опубликованно сообщение Диего Риверы. Действительным открытием немецких авторов стала информация о том, что отцом Гильермо Кало был уроженец Германии, а не Венгрии. Мать Гильермо звали Генриетта Кауфман, она действительно была уроженкой Венгриию Её родословная не исследована. В то время, как журналистского типа публикации пестрят сообщениями  об ошибке Фриды Кало, назвавшего своими предками евреев, серьёзные исследователи, следуя за Фридой Кало, считают, что у её отца были еврейские предки даже без ссылки на Диего Риверу.
A. Vardi. On Frida Kahlo’s Jewish Identity, http://aharon.varady.net/omphalos/ 2008/05/on-frida-kahlos-jewish-identity; M. Wecker. The Un-chosen Artist, G. Ankori. Frida Kahlo. 2013; R. J. Siegel, ;E. Cole, ;E. D. Rothblum. Celebrating the Lives of Jewish Women: Patterns in a Feminist Sampler. 2014, стр. 195.

   Клее, Пауль. Авторы, пишущие о нём, разделены. Одни говрят о том, что он родился в смешанной немецко-французской семье, другие утверждают, что он был евреем. Его картины выставляются в нечасто организуемых выставках, посвящённых художникам еврейского происхождения. Его отец уроженец Германии, о предках которого ничего неизвестно. Фамилия Клее принадлежит как к немецким так и еврейским фамилиям. Фамилия матери Фрик (Frick) не встречается в работах о фамилиях евреев из немецкоязычных стран, но это ни о чём не говорит. Исследуя евреев-выкрестов в Германии я обнаружил, что их фамилии не упомянуты в этих списках, потому, что списки составлялись на основе документов еврейских-иудейских организаций, кладбищ и т.п. Крестившиеся евреи были вне поля зрения автров этих исследований.
   
   Нацисты преследовали Клее как еврея. Сам он говорил  о том, что среди его предков была уроженка Северной Африки. В антисемитской Германии ещё в 19 веке считалось хорошим тоном называть человека, выглядевшего как еврей, похожим на мавра или араба, если разговор шёло том, как его описать.
M. Clemenz. Der Mythos Paul Klee: Eine biographische und kulturgeschichtliche Untersuchung. Weimar. 2016, стр. 15.

   Колумб, Христофор. Начиная с 16 века и до начала 20 века Колумб считался евреем, причём эта информация пришла не от евреев, а от французского посла в Испании. Затем его  биографию стали переписывать, "доказывая" его нееврейское происхождение. Это несмотря на то, что крупнейшие историки, занимавшиеся Колумбом, Ceslo Garcia de la Riega (1844-1914) и Salvador de Madariaga (1886-1978)  доказали  еврейское происхождение Колумба и их мнение сейчас прнято большинством учёных.
"Cristobal Colon y el Enigma de su  Origen", http://sefarad.org/lm/016/page13.html
S. de Madariaga, Christopher Columbus. 1940;  Sand, George, Winter in Majorca, translated by Robert Graves, Valldemosa Edition, Mallorca, 1956, сноска, стр. 87;  Butlleti del Centre d'Estudis Colombins, 1, primer trimestre, стр. 12; Estelle Irizarry, Three Sources of Textual Evidence of Columbus, Crypto Jew, tbspr.org. URL consultato il 23 agosto 2011.

   Константин Великий. До Константина и после него были незначительные императоры из династии Северов и один в поздней Римской империи  с очень далёкими еврейскими предками по женской линии.


 КРЭНСТОН, Брайан.  Бабка отца Крэнстона  была внебрачной дочерью немки и некоего Штейна (Stein). Скорее всего этот Штейн был евреем, а его брак с немкой не состоялся из-за разницы в религии, зато его дочь вышла замуж за еврея.
http://ethnicelebs.com/bryan-cranston

   Моцарт, Вольфганг Амадей. Предки рода Моцарта, найдя убежище в Германии как католики, остались верны католичеству и во второй половине 16 века породнились и ассимилировались с немцами, но и два с лишним века спустя память о предках Моцарта сохранилась и его землячка королева Франции Мария Антуанетта в 1778 году всё ещё называла Моцарта евреем. Ida Ibbeken. Mozart. Der Name: Ursprung und Bedeutung. Слухи об еврейском происхождении Моцарта дошли до Англии, распространились по Европе. Benjamin Disraeli Letters: 1852-1856, https://books.google.com/books?isbn=080204137X   

  Со временем еврейское происхождение Моцартов  было забыто, тем более, что немецкие биографы подчистили происхождение рода, голословно утверждая, что несомненно род был изначально крестьянский, хотя известная предки Моцарта горожане. Никаких подтверждений этому заявлению немецкие биографы не приводят, кроме ссылки на общеизвестный процесс роста  городов,  благодаря притоку населения из деревень.

   Паули, Иоганнес. Его еврейское происхождение в 19 веке пытался опровергнуть австрийский католический историк, но его версия получила хождение лишь в Германии и Австрии. C. Roth, Jewish Contribution to Civilization (1956), стр.80, 84; F. Secret. Les Kabbalistes chr;tiens de la Renaissance. Paris. 1964, стр. 142.

   Сенгор, Леопольд Седар. Еврейские общины выходцев из Марокко существовали на территори Сенегала с средневековья до 18 века, когда они были вынуждены принять ислам. G. E. Lichtblau. Jewish Roots in Africa. http://www.kulanu.org/africa/africa2.php   

   Словацкий, Юлиуш. Современники указывали на еврейское происхождение его матери и это мнение было принято в последующей литературе.  В начале этого века была выдвинута версия об её армянском происхождении, но она спекулятивна и принята немногими. Отмечу, что мать Словацкого могла иметь как еврейских, так и армянских предков. Пример такого происхождения мать основоположника польской оперы Станислава Монюшко. См. мою публикацию "Л-Н. Потомки евреев. Родословные и биографии", Проза.ру
Mieses. Z rodu zydowskiego, стр. 213-214; Zagraniczne pochodzenie znanych Polak;w (cz. 2), http://wykrzyknik.org/ zagraniczne-pochodzenie-znanych-polakow-cz-2/

   Фонтейн, Марго. Фамилия её бразильского деда Fontes определена католической церковью Испании как еврейская. Она была распространена среди крещённых евреев в Бразилии. Dictionario Sefaradi, стр. 261. Не упоминается среди фамилий, которые так же могли иметь лица нееврейского происхождения. Novinsky. The myth.    
   
   Шопен, Фредерик. Об еврейском происхождении матери Шопена было известно ешё при его жизни. Про это писали польские авторы 19 века, исследователи 20 века, но в последние годы некоторые польские биографы стали предлагать версию утверждения о польском происхождении его матери. Как отмечают её критики, она не подтверждается подлинными документами.
Mieses. Z rodu zydowskiego, стр. 66.   

   Штраус, Иоганн (отец). Венцы помнили о происхождении Штраусов, хотя информация об этом непечаталась до 1965 года нигде. Ни в антисемитских изданиях, ни в литературе о знаменитых "евреях".  Нацисты, прославлявшие Штрауса-сына  как одного из величайших гениев Германии, выразившего немецкий дух, изъяли из церковной книги запись о том, что прадед композитора, первый из венских Штраусов был крещёный еврей. H. Jаger-Sunstenau. Johann Strauss der Walzerkоnig und seine Dynastie.  Familiengeschichte, Urkunden. Vienna, 1965, стр. 86-7, http://www.johann-strauss.at/wissen/faelschung_e.shtml; R. Dachs. Johann Strauss: Was Geh' Ich Mich An?!, Wien 1999.