Музыканты и поэты

Надежда Рязанова
Нередко задумывалась, почему среди моих коллег часто встречаются поэты? Берёшь иной раз в руки чей-нибудь стихотворный сборник и то и дело отмечаешь, что автор - твой коллега, профессиональный музыкант, преподаватель музыкальной школы, а то и консерватории.
И что интересно, некоторые их стихи очень даже неплохие.

Одно время предполагала, что дело здесь просто в чувстве ритма, которого музыкантам у других не занимать.
Затем стала подозревать, что им проще выдерживать стихотворные размеры, о которых они хотя и не имеют особого понятия, но зато хорошо на слух различают.
Опять же кроме музыкального размера, который так или иначе сродни стихотворному, музыканты руководствуются такими понятиями как такт, тактовая черта, чередование сильных и слабых долей, цезура, дыхание, агогика, кульминационная точка...
Ведь когда я, к примеру, экспериментировала в этой области, меня что, интересовало хореем или ямбом я пишу?- Нет. Я руководствовалась лишь восьмушками и шестнадцатыми, четвертями и даже целыми! А чем ямб отличается от хорея или анапеста, я забыла ещё когда училась в каком-то там классе общеобразовательной школы, помню лишь их названия и что там имеет место различие в чередовании ударений.
Стану я, как же, эти ударения между слогами с дотошным занудством высчитывать, когда даже сорок раз "Господи, помилуй!" на слух запросто секу и знаю, где уже пора остановиться!

Любое музыкальное произведение строится по заранее заданной схеме, часто "квадратно-гнездовым" способом: четыре такта - предложение, четыре предложения - период, у нас предложение, у них строка, у нас период, у них строфа. Все строки и строфы друг другу равны, все такты равны и подавно. А если они почему-то в стихотворении не равны, значит кто-то где-то вместо шестнадцатых восьмушки зафинтилил.
И всё бы так, если бы не одно но! Порой музыканты пишут стихи лучше и душевнее, чем поэты-профессионалы. Ну и как это объяснить, если моя приятельница пианистка слогом владеет не хуже тех, кто никогда на фортепиано не играл и никогда уже не заиграет? Слог-то откуда берётся? Откуда это владение СЛОВОМ?

Этот вопрос занимал меня уже много лет. Как встречу нового поэта-музыканта, так и начинаю размышлять: А ПОЧЕМУ? Ведь дело-то не только в рифме, поэт и рифмоплёт- понятия разные. Дело и в чувстве меры, и в ответственности перед словом, и в умении вовремя поставить точку, и в краткости- сестре таланта, и во многом и многом другом. - Откуда это? Что именно им даёт обрести в поэтическом творчестве ту высоту и задушевность, которая и должна быть у настоящего поэта?

В музыкальных учебных заведениях есть такой предмет, как история музыки. Или музыкальная литература. Не знаю, как другие, а я экзаменов по этим предметам всегда боялась больше экзаменов по специальности.
На них последовательно изучалось творчество всех известных композиторов и их биографии.
Могу навскидку, например, сейчас назвать годы жизни Иоганна-Себастьяна Баха - 1685-1750! Кому охота, можете в поисковике удостовериться, а мы со страху и не такое в два счёта на всю жизнь запоминали.
Но весь секрет поэтической одаренности музыкантов похоже в том, что творчество любого композитора, которое они так усердно изучали,  подразделялось на сонатно-симфоническое, инструментальное, оперно-хоровое, ВОКАЛЬНОЕ и т.д.
Почему я выделила крупным шрифтом именно вокальное? Потому что гениальные композиторы писали гениальную музыку только на гениальные стихи. Пушкина, например.
Всё лучшее, что имеется в русском поэтическом творчестве, русские композиторы 19 века переложили на музыку. Нет ни одного поэтического шедевра, который бы они обошли своим вниманием. А некоторые шедевры были удостоены вниманием не одного композитора, а сразу нескольких. Например, "Я вас любил". Жанр русского классического романса не обошли своим вниманием и композитор Чайковский, и Римский-Корсаков, И Даргомыжский, и Глинка, и многие, многие другие. Их произведения востребованы певцами и слушателями на всех известных сценических площадках мира.

Ну а студентам музыкальных учебных заведений, независимо от избранной специализации, всё это приходится учить и сдавать. Включат тебе оперу,где попало, а ты отвечай, чья ария, из какой оперы, какого действия и даже какого акта. Или играй сам, что ещё опаснее.

Короче, на момент получения диплома многие из музыкантов по тому же радио сходу определяют и  исполняемого композитора, и номер симфонии, случайно услышав середину или финал, ну а творчество того же Пушкина порой знают даже лучше выпускников филологического факультета. Пушкин и стал для них тем мерилом поэтического творчества, на которое следует равняться.
Ну а что тут удивительного? Других бы заставили Письмо Татьяны к Онегину сто раз прослушать, прежде чем на экзамене рассказать, из скольких частей оно состоит, и чем одна часть в музыкальном отношении от другой отличается, они бы тоже научились шедевр от порнухи отличать, а Лермонтова от Пушкина.
А то вон тот же Макаревич в одном из своих творений "быдло" и "стыдно" рифмует и даже перед быдлом не стесняется. Сразу видно, что основное музыкальное образование получал не иначе как в подворотне.