Как я осцилографом работал

Игорь Курганов
ПНКС - это одна из самых приятных аббревиатур, из тех, что остались в моей памяти о службе.
    В нашей части, идти в караул помощником начальника караула по связи одна лафа! Если оборудование и сигнализация в порядке, а так чаще и было, то сидишь за столом, занимаешься своими делами, кушаешь не спеша и на построения не выходишь. Ведь кто-то же должен бдительно следить за приборами. А в зависимости от погоды и настроения (я любил по утрам после завтрака), докладываешь начкару (начальнику караула), что осуществляю плановый обход периметра и спокойным прогулочным шагом, в приятной компании бойца из бодрствующей смены, сытый и довольный, совершаешь моцион по лесным дорожкам в чешском лесу.
    Вот таким тёплым ярким утром, под щебет птиц, мы с Серёгой шагали вдоль периметра, болтая о гражданке. На очередной точке связи я вставил разъем телефонной трубки в гнездо и услышал в ней крик.
     - Ты где прогуливаешься? … твою мать...! Почему нет докладов по ходу движения? Почему не в караулке? -  орал в трубку наш новый лейтенант.
Я слегка опешил от такого контраста: умиротворяющий шелест листвы и вдруг, гневный рёв начкара
Произвожу осмотр девятого участка! - отчитался я о своём местоположении.
Ты что, ползком бегаешь! -  начал он было ругать меня, но сразу перешёл к делу.
Сработала сигнализация на восьмом. Группа выдвинулась уже минут как пятнадцать. - продолжал кричать он. - Срочно на восьмой.
Есть выдвигаться на восьмой! - подтвердил я приказ, удивляясь, почему он так кричит.
«Первый раз в карауле, неужели так переживает?» - подумалось мне. И уже хотел было отключить трубку, как снова услышал его крик.
     - Как её заткнуть, к ...такой-то матери...!
     - Кого заткнуть? - переспросил я в недоумении.
     - Сигнализацию, … твою мать...!
     - Зачем, заткнуть? - сходу  не сообразил я.
     - Что?, ...Твою мать..! Неслышно, говори громче... твою мать...!  - неслось из трубки
     - Что заткнуть? - тупо переспросил я, осознавая, что фонит в трубке действительно сильно.
     - Уши … твою мать...! Что бы не оглохнуть! … твою мать...! - его крик был почти истошным.
И тут до меня дошло.
Сработала сигнализация. В караулке рёв, а новый начкар не знает как её отключить на пульте.
И никто не знает. А ПНКС где-то по периметру прогуливается и на связь не выходит. А она уже 15 минут внутренности выворачивает, своими неприятными тональностями!
     - Где у неё кнопка? … твою мать...! - не унимается начкар.
     - Внизу, слева.  - теперь и я стал орать в трубку.
     - Я тут всё нажимал уже!
Мне даже слух резануло, что про мать он ни чего не сказал.
     - Так надо одновременно с красной вверху. И подождать пять секунд.
     - Да заткнись ты! ...твою мать...! - доносилось в телефоне.
     - Вы это мне, товарищ лейтенант? - переспросил я, хотя конечно понимал, что это про орущую железяку.
     - Да и тебя тоже касается!  - громко продолжал он, хотя сигнализация уже замолчала. - Ходите где-то, языком чешите, а тут проверка через полчаса. Срочно к группе реагирования. Как прибудете, их сразу назад в караулку. Понял!
     -  Так точно!
И он бросил  трубку.
     - Ну и что там? - поинтересовался Серёга, лёжа на травке.
     - Сигнализация на девятом сработала, а начкар не знал как её выключить.
     - Прикольно, теперь она у него в голове пол дня звенеть будет! - улыбнулся разомлевший боец.
     - Ладно, вставай, бежим на восьмой, там наши уже ждут. -скомандовал я и попросил, - И кстати, засеки время.
     - Ты что, норматив собрался сдавать - хохотнул он.
     - Да нет, просто ремонт надо закончить не раньше, чем через десять минут. - многозначительно произнёс я.
     - Ну ладно. - нехотя вставая, ответил Сергей.
И мы не торопливо побежали к повороту, за которым начинался восьмой участок.
Как только мы завернули, то сразу увидели наших.
Они, естественно, лежали на травке, наслаждаясь природой и болтали о чём-то.
     - Ну что, отдохнули? - подходя к ним начал я. -  Начкар приказал вам срочно вернуться в караулку.
     - Ага! - ко мне повернулся Юрка - на концерт диких кошек!
     - Да он уже выключил сигнализацию. - успокоил их я .
     - Тогда, шуршать? ( убираться, чистить, мыть - слэнг в нашей части)! Мы уж лучше здесь. Через полчаса проверяющие придут, ну а мы минут за пять подтянемся, так что время у нас ещё много, полежим. - сказал он, удобнее пристраивая автомат под голову.
Парировать мне было не чем. Серёга улёгся рядом с ними, И я пошёл осматривать периметр.

     Сигнальный периметр, это столбы на которых через небольшое расстояние натянута колючая проволока на изоляторах и она под специальным напряжением.
Ветра не было, но я надеялся, что причиной суеты будет упавшая ветка, которая замкнула сигнальные провода. Не фига. Не было ни веток, ни подкопа.
     Частенько, зайцы подкапывали землю под нижней проволокой, а когда пролезая под ней приподнимали её, то замыкали с сигнальной линией.  Мы этим иногда пользовались - ставили петли на длинноухих. Оборачивали струну возле сигнального и когда заяц натягивал петлю она замыкала периметр, и группа быстрого реагирования выдвигалась за вкусным обедом.
     Опытный ПНКС различал сигналы с периметра ещё сидя за пультом, поэтому в некоторых случаях, хотя конечно это было строго запрещено, откладывал выдвижение группы на срабатывание сигнализации на более удобное для себя или других бойцов время.
     Я же вернувшись к ребятам, чесал затылок в раздумьях.
Приборов с собой не было. Послать за ними не кого: те что лежали не в счёт - они все деды. В караулке все шуршат  в ожидании проверяющих, и начкар ни кого не отправит ко мне, а судя по его настроению, только наорёт. Самому бежать нельзя. За оставшиеся двадцать минут смотаться туда-обратно и найти неисправность не успею. И тогда мне достанется по полной, потому что не уложился в норматив, тем более во время присутствия проверяющих.
Безвыходное положение одним словом.
     Одна только мысль о том, что начштаба будет отчитывать меня долго и нудно, вспоминать все мои грехи и уже отчитывать за них, повергала меня в уныние. Надо что-то делать...
     Отец у меня (царство ему небесное) проработал всю жизнь электриком, я призывался в армию из вуза, где изучал электронику. Одним словом, с детства я не боялся этих кусачих электронов и одна мысль мелькнула у меня в голове, но её прервал Серёга.
     - Игорь, десять минут закончились. И что?
     - Ну что, сигнализация опять сработала. В этом режиме она только на 10 минут отключается, ну что бы не забыли, не расслабились.
Все хором заржали!
     - Начкар теперь точно не забудет этот караул!
     - Ага! Будильник себе завёл.
     - А если он сейчас на толчке сидит!
Пока остальные ухахатывались от возможных вариаций на эту тему, я подошёл к периметру, пальцами слегка стянул две соседних линии, закрыл глаза и дотронулся одновременно до них  языком...
Смех прекратился.
     - Ты чё там? Убиться решил? Лишь бы в караул не возвращаться?
     - Да нет, ремонтом занимаюсь. - спокойно ответил я, и лизнул следующую пару проволоки.
Ребята наблюдали молча, и даже не пытались шутить. А я таким образом приложился ещё к трём проводам, потом достал плоскогубцы и начал подкручивать скрутку на проволоке.
Один из бойцов неуверенно спросил.
     - И что, вот так каждый раз проверять ток?
     - Конечно! - сделал я серьёзный вид. - А как ещё? Не таскать же с собой двадцатикилограммовый осциллограф!
     - А это что такое?
     - Заменитель языка! Прибор такой. - продолжаю я стараясь не улыбаться. - от слова «целовать» и древнегреческого окончания «граф» означающее специалиста в какой-то области, ну например как биограф, географ, топограф ...
     - Да ты гонишь! - не поверил второй.
Я снова подошёл к периметру и прикоснулся языком к проволоке.
     - Вот на этой линии модулированный сигнал в двадцать герц, а на этой, что ниже, была постоянка двенадцать вольт. Это значит, что на этом стыке сигнал затухает из-за плохого контакта.
Я его уже подтянул и снова проверил. Теперь можно возвращаться в караулку,  докладывать, что всё работает.
     - Офигеть! - выдохнули бойцы - Ну вы связисты монстры!
Но второй продолжал сомневаться.
     - Да не мог ты ни чего отремонтировать, и языком не дотрагивался до проволоки, иначе бы тебя шарахнуло током прямо в голову. И валялся бы тут на травке.
Я пожал плечами и предложил с лёгким сарказмом
     - Кто хочет попробовать на вкус двадцать герц?
     - Да нафиг-нафиг, ещё язык отсохнет. - отказались все.
     - Ну тогда на ящик кафолы (местная кока-кола в Чехии) спорим, что мы сейчас вернёмся  и сигнализация на пульте исправна? Ну а как бонус, я отмазываю вас от гнева начкара, мол вы мне помогали устранять поломку - крупную ветку вместе снимали.
     Ввиду, финансовых ограничений ударили по рукам на две бутылки.
И наша группа быстрого реагирования не торопясь выдвинулась на исходную позицию в караулку. 
Когда мы с Серёгой немного отстали от всех, он шёпотом спросил,
     - Ты действительно языком нашёл неполадки.
     - Нет.
     - Обманул?
     - Нет.
     - Ка-так? - ещё больше запутался он.
     - Неполадки я вычислил мозгами, устранил руками, а язык всего лишь был датчиком напряжения.
     - Но ведь так может и убить током? - искренне испугался он.
     - А ты в детстве лизал батарейку крону? - спросил я в ответ у Сергея.
     - Да, щипало прикольно.
     - Ну и тут точно так же, только в кроне 9 вольт, а на периметре 12. Сильнее щипет конечно, но терпимо вполне, а долго и не надо держать. Всё просто. Щипет, значит постоянное напряжение - неисправна или система или затухание на контактах. Ни чего не чувствуешь - обрыв. А если не щипит, а вибрирует язык, это значит, что модулированное напряжение и всё отлично. Раскрыл я ему тайну языковой диагностики.
     - Обалдеть, неужели реально так можно? - поразился он.
Однозначно нет!  - ответил я, -  Просто я точно знаю, какие напряжения на выходе и чем это грозит. Ну и ещё обстоятельства, конечно. В институте нам лекцию читали по безопасности, так представь, убить может и 18 вольт, если неожиданно разряд получить, а когда готов к удару и 380 только ожог оставит.
Серёга замолчал обдумывая услышанное.
     - И кстати, лизать грязную проволоку не приятно, я конечно протёр, но всё же. - добавил я сплюнув.
Мы уже подходили к караулке, когда я продолжил.
     - А знаешь как мой отец проверял, есть ли на проводах напряжение 220 и даже 380, когда приборов не было под руками? И кстати, это вполне безопасно.
     - Как?
     - Тыльной стороной ладони прикасаешься к оголённым проводам, срабатывает хватательный рефлекс и рука отдёргивается сама и очень быстро, потому что при прохождении тока, мышцы сокращаются и руки складываются к груди.
     - Надеюсь мне не пригодится складывать руки к груди. - ухмыльнулся он, открывая дверь караульного помещения.    

PS
Кафолу мы выпили с Серёгой. А бойцы из подразделения охраны, уже не смотрели чёрной завистью на ПНКСов, когда они все караульные сутки читали интересные книжки, разгадывали кроссворды, не торопясь ели, да кемарили за столом  в тепле.
А через год после моего дембеля, всю систему заменили на новую безконтактную, более совершенную. И, наверняка, новые ПНКСы, тоже  что-то придумали в безвыходной ситуации.

Весной 85.