Азербайджан, Арсен, Аракс, арык и я, такой весь го

Джабраил Тайсаев
Дело было в далёком 1985 году. Экспедиция. Мы едем с водителем, Арсеном Темботовым, ищем воду, пустыня, Азербайджан. Ну нет нигде воды, хоть убейся. Фу-у-у-х, нашли наконец-то, вот она, река Аракс. Искупаемся и воды наберём заодно. Глядим, пованивает что-то, как из застаревшего болота, в котором трупы с не прощенными душами плавают. Не-е, думаем, здесь купаться себе дороже, какую ни будь древнюю проказу ещё подцепишь. Поехали в аул:
- Cу есть у вас? - при этом красноречиво показываю на свой пересохший от жажды рот и пустую алюминиевую флягу. В ответ девушка побежала в дом и принесла нам какой-то очень вкусный напиток. Мы напились, я давно ничего более вкусного не пил, до сих пор не знаю, что это за напиток, но точно безалкогольный и не сок. Протягиваю ей рубль, девушка отчаянно начала махать руками и пискляво верещать:
- Нету, нету.
Ну да ладно, нету, так нету, спасибо вашему дому от всего сердца. Но где нам взять воду? Нам ведь много надо и не только пить, но и для работы и готовки...
- Где су взять, мно-о-о-го, - говорю, красноречиво показывая на флягу. Девушка показала рукой на ту самую реку Аракс. У меня возникли смутные подозрения по поводу происхождения того "сока". Ну да ладно, то что выпито, то бурьяном поросло, коли сразу не вернулось. Поехали дальше, в город Саатлы. Нас туда не пустили, у въезда в город стоит милиция и говорит:
- Эй дорогие, ми всё панымаем, но все хлёпяк ушёль убирать, нэльзя, города закрыть для всем.
Вот те раз, город 100 тысяч населения и все так взяли и ушли. Ну да ладно, делать нечего. Поехали дальше, напевая про себя: "УЧКУДУ-У-У-У, ТРИ-И-И КОЛОДЦА-А-А.....".
Видим стоит чайхана, прямо посредине пустыни, хотя её экологи гордо величают ковыльно-типчаковая степь, лично я ковыль и типчак не встречал, только песок, скорпионов и бешеных от жажды тушканчиков. Я как начальник, хоть ещё всего на всего студент пятикурсник, но как положено, весьма степенно иду к чайхане, что бы так же степенно обратиться к аксакалам и спросить:
- Эй, батона джан, где здесь су, очень пить хочется, нам для опытов надо, ДНК полоскать, после сушки.
В общем, с таким намерением иду к ним. А Арсен ждёт в машине, это у нас такой фургончик Газ-53 лаборатории горной экологии был. Иду по пескам и барханам и вдруг, вижу враги напали, схватили меня значит за руки и за ноги и куда-то кинули в глубокое синее море. Я конечно опешил, какое на хрен синее море, даже Каспийское, я же в самом сердце Кура-араксской пустыни. Но тут выныриваю из этого моря и вижу, я в маленькой узкой яме, арык у них называется. Выкопали значит и в зарослях верблюжьей колючки не заметил даже. Выныриваю, такой значит мокрый как курица, но всё ещё гордый и степенный. Всё-таки ученый-батона как никак. Подхожу, как будто ничего не произошло, никто из них (Восток дело тонкое), даже бровью не повёл, даже не улыбнулся и никак не проявил своё удивление. Я уже было подумал, что они не видели мой позор, как тут один самый старший, на непривычно чистом русском говорит:
- Здесь колодцы с водой, так что осторожнее будьте.
Вот так мы и нашли воду, а вода в пустыни это главное, кто не бывал, тот не поймёт.
Азербайджан, Арсен, Аракс, арык и я, такой весь гордый