Штрих 35. Из походных дневников

Анатолий Емельяшин
                Штрих 35. Из походных дневников
 
         Утром грузимся в обшарпанную полуторку. В кузов забираются и четыре женщины из Западной Украины, добирающиеся в Ушму на «свиданку» к мужьям. Они с чемоданами и заплечными «сидорами». Одеты не по-зимнему, видимо, у них уже тепло, а что такое Северный Урал они не представляли. Впрочем, ватные телогрейки и кожушки у них есть.
         Держатся замкнуто, но в пути мы их разговорили. Интересуюсь: а почему их мужья на Урале? В Закарпатье своих тюрем и колоний нет?  Оказывается колоний там вообще нет, а тюрьмы делятся на следственные изоляторы для тех кого ещё не судили и пересылки, где комплектуются партии для перевозки в северные и восточные лагеря, в том числе и сюда, на Урал.
         По словам женщин, возвращаться в «ридни мисця» мужья не собираются, после срока поселятся на Урале. И не то, что им не разрешат выехать, – сами не хотят.
         Видно хорошую память о себе оставили на родине!

         На их и наше несчастье в пути машина сломалась. Мы выгрузились и решили двигаться дальше своим ходом. По моим расчётам оставалось километров двадцать.
         Но как быть с попутчицами? Своим ходом им с чемоданами и мешками не дойти. Пришлось собирать наши нарты и загружать их чемоданами.
         Захватила ночь и я предложил заночевать в подвернувшемся придорожном балке. Но женщины спешат к мужьям, у них времени в обрез. Не бросать же одних в ночи этих галичанок, повторяющих путь жён декабристов?
         Агитировать наших парней не пришлось: молодежь согласилась идти ночью – тащить их чемоданы, а мы с Альбертом заночевали в балке и утром доехали на бензовозе, «верхом на бочке».
 К этому времени ребята уже добрались до Ушмы и остановились в гараже. Здесь же в мастерской отремонтировали сломанные ночью нарты. Нарты мы ломали ещё раз, но уже в горах.
 
                Край непуганой дичи.
         Об охоте в походе мы не помышляли, и свою тулку 16-го калибра и сотню патронов я взял на случай: «А вдруг?» . И до выхода в тайгу хранил её в рюкзаке, в разобранном виде. 
         Места моих дальних походов ещё не застолбили  общества охотников, одному из которых я много лет плачу дань – членские взносы. Ни разу в угодьях этого общества не охотился, плачу ради владения ружьём. Стрелял в эти годы только на территориях, где слова охотовед и егерь считаются  иностранными и на местный язык не переводятся.

         В последнем северном селении, а проще – лагере бесконвойных, я спросил у «царя, бога и воинского начальника» этих краёв: «А можно ли пострелять дичь на маршруте?» 
         Бог, — майор с уменьшительно-ласкательной монаршей фамилией – Царьков, недоуменно поднял брови:  «А кто запрещает, если есть из чего стрелять? Мои подопечные – так он именует вверенные ему зековские души – бьют куропаток на гольце палками».

         После этих слов мы понимаем: попали в край непуганых птиц. Про людей этих краёв так не скажешь, – они пуганые.               

                Бесконвойные з/к
         Ещё в Вижае  мы столкнулись с особой категорией зека – расконвоированными. Жили они  в бараке бывшего лагеря,  но без колючки и охраны. Их там было немного. А вот в Усть-Ушме, куда мы добрались, целый лагерь этих бесконвойных .
         Перемещают в эту колонию на год-два, отсидевших большие сроки и не имеющих нарушений режима.   Они свободно ходят в пределах поселения и лесосек, работают на разных должностях, получают зарплату (на сберкнижки), питаются (под запись) в столовой.  В магазине зека запрещено покупать только спиртное и чай.
         О статусе бесконвойных мне расскажет начальник автохозяйства в Усть-Ушме, сам, кстати, зека.
         Командует гаражом з/к. Должности механика и начальника мастерской тоже занимают з/к, как и все итээровские должности в этой бесконвойной зоне. И ни одного вольного в администрации, все з/к.
         Начальник ОЛП майор и шесть лейтенантов и старлеев – офицеров-воспитателей – вот и всё наличие МВД. Они и отвечают за дисциплину в лагере.
         Да, есть о чём задуматься, есть, что сравнить с прочитанным о лагерях.

         Узнаём и о попутчицах. Оказывается, мужья «декабристок», приехавших с нами  – последние бандеровцы, выловленные в Карпатах в начале 50-х. Стало понятно, почему  они опасаются после срока уезжать на родину, видимо постреляли там всласть. Пока-что они добивают свои срока, «привыкают к свободе».
         По поводу «свободы» так и записано в «Социалистических обязательствах» колонии: «приучить заключённых к жизни на свободе».
         В общем, ничего того, что я знал о лагерях по публикации «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына в «Новом мире». О бесконвойных зеках писатель вообще не упоминал.

                Ленинский субботник в зоне
         Наше пребывание в лагере бесконвойных совпало с проведением «ленинского субботника».
         Как и все в Союзе, зеки должны были бесплатно отработать несколько часов. День был воскресный и работы им предлагались внутри зоны, по благоустройству. Был удивлён и несколько ошарашен, понаблюдав за организации этих работ.
         По безразличным кислым лицам офицеров-воспитателей было заметно, что мероприятие проводилось только «для галочки».

         Больше всего меня поразила реакция  зеков. На призыв офицеров «отдать свой долг» они заявляли: «Я ему не должен! Я ему не проигрывал!», «Одалживаюсь у своего пахана, а у этого не брал!» 
         Вот уж действительно свобода мысли и слова! А мы спекулируем датой и именем вождя, чтобы привлечь на бесплатную работу, занимаемся словоблудием, сами не веруя в эти догмы!
         А сейчас пробили возможность организовать «на халяву» турпоход, именно спекульнув, подвернувшейся круглой датой - столетием. И попробуй только намекнуть кому о подоплёке нашего патриотического рвения! О любых походах забудешь! И думать не моги, что первично, а что – вторично!
         Хотя все вокруг, в том числе и партия и комсомол знают, что вся эта возня с Ленинскими субботниками – сплошная липа. Лгут друг другу, глядя в глаза – такая принята игра.
         А вот зека – свободны и в мыслях и словах.

         Почему я не могу говорить, что думаю? Вопрос философский, вернее — политический, и завести может очень далеко. Сюда же, например, хотя сейчас за политику вроде бы и не сажают. Но поломать устоявшуюся жизнь могут в любой момент.
                1970 г.