Этнокод, кмнс и дикая природа. Ч. 2

Записки Охотоведа
ЭТНОКОД ГЕОГРАФИИИ КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ. Ч.2.

Хайдеггер человеческое присутствие на планете обозначал как "присутствие" (Dasein), пребыванием при сути, при бытии. Он описывает человеческое существование как наличное бытие, заброшенное в чуждый и враждебный ему мир .Только тогда возникают те глубины человеческого, пробуждается дух, в котором вновь выправляется встроенная исходная матрица бытия.
Николай Бердяев писал, что человек и космос связаны между собой даже судьбой, то есть судьба человека напрямую зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, но при этом должен быть ответственным за весь строй природы, за то, что в нем совершается. Только лишь человек может преобразить космос в «новое небо» и «новую землю»  .
Важнейшее свойство пространства — объективность, география на первом этапе своего научного развития в рамках хорологической парадигмы решала фундаментальные задачи пространственного анализа компонент оболочки Земли на основе сравнительно-описательного метода.
Смысл этой принадлежности составляет то, что пространственно-временной континуум отображается в их проекции  - территории Земли, что является одной из основных объектов изучения географии.Юрий Лотман, ориентируясь на семиотическое распознание смыслов утверждает, что картина мира выстраивается на основе определенной пространственной модели организации ее структуры на всех уровнях, и такое видение является универсальным культурным аспектом восприятия человека и формирования культурного ландшафта .
Очевидно, что географические образы есть не что иное, как особый язык – язык пространственной культуры, которая как бы модифицирует сама себя в зависимости от места, страны или региона.Но не культура человека для человека как такового предназначалась, а лишь для человека, который является хранителем пространства. Итак, код - это зашифрованная последовательность, программа осуществления, базовая схема и указания для развития процессов и осуществления функций во Вселенной.
И как нашел Гибсон, пространство является категорией исключительно антропологического свойства, покуда человек не увидит земли под ногами и неба над головой, пространства нет
Но не существует мира без человека, без его экзистенции, которая несет  и сохраняет структуру пространства, что характерно с доисторических времен, но терялось по мере роста "цивилизованности". Также очевидно, что ощущение «пространственности» невидимо, неощутимо и непознаваемо, но оно встроено в человеке, поэтому в отношении любого взаимодействия возникает определенная система пространственных отношений сосуществования и совместности, т.е. пространственная структура.
Вмещающий ландшафт – одно из фундаментальных понятий в системе социоестественной истории, изучающей взаимодействие природы и общества методом анализа конкретных этнических образований (этнос, суперэтнос, субэтнос), которые возникают и развиваются на отдельных территориях и в определенных исторических отрезках времени.По этой причине "...мыслящие существа могут изменять свои взаимоотношения с окружающей их средой в желательном для себя направлении лишь в ограниченных пределах” (с. 103) .
География – это пространство, и таковое, как считает Гегель, находится в неразрывной причинно-следственной взаимосвязи со временем, движением и материей. Этнос - это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, определяющих физиономическую специфику этноса, предметно раскрываемую социальными, культурными, экологическими законами существующей жизни.
В отношении природной составляющей, географический ландшафт понимается как генетически единая трехмерная материальная система, включающая в себя разнородные элементы географической оболочки и биосферы Земли, которые, взаимодействуя, получают определенное, системное выражение и на земной поверхности.
В отличии от естественного пространства природы таким образом человечество создает искусственное окультуренное пространство, законы которого определяется геометрическими канонами архитектуры, где через степень и характер формализации материальной деятельности человека реализуется эволюция человека в рамках существования и эволюции земной цивилизации.
Культура - это совокупность "трансляторов", которые постоянно переводят наши субъективные психические состояния в нечто общечеловеческое, сверхчеловеческое и тем самым "очищают", "исправляют" несовершенную природу человека.
Но вот то, что происходит на протяжении последних веков как раз и  знаменует сам по себе тот новый этап, когда происходит аннулирование прежних "космических" договоренностей.По прежним "космическим лекалам" жизнь человечества длилось сотни веков, вплоть до первой трети ХIХ в., когда с одной стороны, начал происходить лавинообразный рост численности людей, развивались активные процессы глобализации экономики, коммуникаций, технического вмешательства в структуру планеты и даже за ее пределами как это сейчас.
География мест изменялась, и на месте не справившихся цивилизаций сейчас великие пустыни или океан.Этнос стареет и дряхлеет и уступает место (территорию) другому. Что касается самого человека, Г.С. Шевяков утверждает: "Нет человека как высшего существа природы, как живого существа, придатком или одной из особенностей которого является разум. Есть следующее после биологического качественное образование материи в своей пока еще естественной оболочке. Которое вырастает в этой оболочке, неся на себе ее печать, олицетворяет себя с нею, в немалой степени подчиняется ей и ей служит, ибо без нее существовать не может . (С. 233).
Нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик так, что процесс глобальных экологических перемен во всей полноте грозит разрушением планеты. Важно и очевидно то другое, что наша Ойкумена - освоенная человеком и экологически трансформированная территория с основным населением планеты ныне живет по одним законам, и хорошо известно, что ныне они не идеальны.
Очевидно, что человеку нужно менять свое отношение к природе, ведь можно с уверенностью сказать, что культура не являлась лишь набором внешних институтов, правил, регламентаций, напротив, в культуру вводилось то, что нужно было от человека для сохранения "пространства природы".
Главное, состоит в том, чтобы человек должен быть «внутри» места, как бы погруженным в него, чтобы иметь возможность наделить его смыслом.В границах последнего значения скрыт глубинный психокультурный механизм идентификации, благодаря которому индивид обретает свою человеческую сущность — она возникает в процессе самотворения “по образу и подобию”.Но где взять то "старое понимание" древнего человека для нынешнего?
Принципы кодирования, дешифровка содержимого и разработка новых кодов широко используются в математике, естествознании (генетике и молекулярной биологии), лингвистике, визуальной антропологии и семиотике, в когнитивных науках, культурологии, психологии, а также для решения широкого спектра прикладных задач информатики, компьютерных наук, в военном деле, архитектуре, эргономике и пр.
В этнологическом отношении, как было и успешно развивается в биологии, следует - найти и разобрать из чего и как складывается этот этнокодна конкретных примерах, и в регионах, где это еще возможно. Хорошо известно, что в методологическом поле зрения географии всегда оказываются результаты взаимодействия таких разнокачественных систем как природа и общество, или по-иному, эта наука занята выявлением корреляционных связей – как основным предметом географических исследований .
А вот из этносов, кто еще пока существует на прежних "космических договоренностях", но уже стремительно исчезает по мере того как "теряют" свою территорию вместе с традиционной жизнедеятельностью - это коренные малочисленные народ (КМН).
Коренные малочисленные народы в современном обществе представляют "последние" этносы, сохраняющие свои "пространственные договоренности" с Космосом, заключенные по "старым" правилам.Будет вполне очевидным предположение, что у каждого представителя этноса, конкретного КМН, "прописана" идентификационная метка, как и существует "географическая отсылка" к территории, г конкретных условиях де традиционное существование возможно лишь на весьма ограниченных условиях.
Эти этносы ведут традиционное хозяйство на базе возобновимых естественных ресурсов (охота, собирательство, оленеводство, рыбный и морской промысел), что, естественно, требует обширных площадей, находящихся практически в естественном или слабо антропогенизированном состоянии.
В истории расселения, в традициях пространственного взаимодействия КМН со "своей" территорией, в топонимах, в обычаях, верованиях, фольклоре, материальной культуре существует множество доказательств именно специфичности "означивания" той территории, где живет этот народ.И они последние, кто несет в себе, но исчезает также вмесе с ними, то  прежний этнический код непосредственной связи с пространством планеты.
В свое время академик В. Алексеев ввел в науку понятие «коллективный мозг», подразумевая объем знаний о мире, передаваемый из поколения в поколение и пополняемый каждым поколением, причем не только знаний, добытых и сберегаемых разумом (широко известная метафора коллективного разума), но и тех вербализуемых поэтами истин бессознательного.
Известный этнограф находит параллели у современных коренных малочисленных народов – охотников и собирателей, и приводит свой опыт поразительного общения с эскимосами и ненцами и хантами, способными видеть в неживых предметах (утесах, скальных выступах, холмах) облик живых существ, выделяя особые умения картографирования окружающей природной среды.
Наша Ойкумена -  освоенная человеком и экологически трансформированная территория с основным населением планеты живет не по одним социальным или биологическим законам, есть и иные законы, те которые прописаны значительно глубже, чем наша генетика, но мы и не подозреваемо них.
"У человека, - писал французский эколог Жан Дорст, достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы Но в конечном счете природу может спасти только его любовь. Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит просто потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты, какова она ни была та форма, к которой он по своей культуре и интеллектуальному складу наиболее восприимчив.
Ибо и это - неотъемлемая часть человеческой души", и добавим здесь - единственное средство создать себе равновесие, спастись как человечеству.И в то же время следует помнить, что само возникновение социума, как и социальное (общественное) развитие человечества объясняется тем, что каждый народ имеет космологическую функцию поддержания баланса планеты, а формы этого меняется в соответствии с каждой эпохой.
Земля – это огромный организм, а человечество – хранитель его! Именно в такой ситуаиии, под натиском цивилизационных перемен "смысложизненное" пространство КМН схлопывается, за реальной потерей их территории и утраты образа жизни, особой культуры последует "космическое наказание" - целые народы перестают существовать, ассимилируется, растворяется, становится частью другого как правило более крупного метаэтноса.
Таких примеров можно привести множество - айны, кеты, ульта и др.Это у нас в России, а вот американские индейцы показали еще нагляднее, что происходит с народом, потерявшим свои земли. Сейчас можно видеть насколько они "бессильны" в своих резервациях там этносы были наказаны за утерю управления территории и многие исчезли совсем, какие-то еще существуют лишь номинально, хотя их этнокод еще действует!
Ныне ООН возрождена как идея и миссия Человечества появившаяся в ХХ веке концепция Геи, ныне вновь подтвержденная к стремлению достижения новой общемировой гармоничности на самом высоком уровне .
Цели развития тысячелетия (MDGaims) и подтвержденная пять лет назад, на последнем Саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро парадигма устойчивого развития продолжают быть основной международной программой развития человечества. Но человеческий род теряет важнейшую этническую функцию управления пространством в процессе глобализационных перемен.
Пока еще возможно, обращаясь к КМН реалистично найти секрет этнокода, ведь для многих из нас кто живет в городах и цивилизациях уже нет той жизненно необходимой практики управления "космическим пространством". Таковое мы заменили на виртуальное!

Фото Владимира Бочарникова.