Радуйся, Радосте наша!..

Протоиерей Артемий Владимиров
«Днесь, влаговернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

Радостью веет от самого названия древнего русского церковного празднества Покрова Пресвятой Богородицы!.. Но не только радостью, а и премудростью, явленной нашими пращурами-язычниками. По преданию, славянские князья Аскольд и Дир, пытавшиеся взять с моря на своих быстроходных стругах чудо-град Константинополь и едва оставшиеся в живых после внезапно разыгравшейся бури, познали в этом поражении вседержавную силу Владычицы Богородицы и... приняли святое Крещение.

Земное поражение обернулось для них и всего нашего народа небесной славой. В собственной немощи мы познали неодолимую силу Божию. Не тогда ли сложилась русская поговорка: «Нет худа без добра»? Не с тех ли пор Русь научилась уповать единственно на Промысл Господень, который и самые ошибки рук человеческих обращает к благим для людей последствиям? Замечательно, что у греков-ромеев сохранилось лишь упоминание об этом удивительном историческом событии середины X столетия по Р.Х., усугублённом чудесным видением блистающего, как молния, Покрова Царицы Небесной, который Она простирала над молящимся народом во Влахернской церкви града Константинополя. У нас же, русских, Покров стал церковным и национальным торжеством, близким по величию богослужения к двунадесятым праздникам!

Умение выносить спасительные уроки и пользоваться их плодами в течение столетий – признак высокого духовного самосознания народа. Может быть, наши читатели не сочтут преувеличенной мысль о том, что в гневных водах Босфора свершилось первое крещение языческой Руси, поднявшей дерзкую руку на свою будущую восприемницу Византию? Впоследствии та милостивно передала своей благопокорной крестнице и скипетр, и державу вослед за Константиновым знамением победы – спасительным крестом Христовым!

Как бы то ни было, и в начале третьего тысячелетия наши храмы заполняются до отказа в первое число октября (по старому стилю), чтобы, прославляя Всемилостивую Оранту – неотступную Ходатаицу и Молитвенницу за род христианский, – мы воспевали Ей из глубины сокрушённого и благодарного сердца: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честны;м Твоим омофором»!

Те, кто всей душой чтут Пречистую Деву Марию, зная, что не слова только, но чистая жизнь по заповедям Господним Ей более всего угодны, свидетельствуют, как осязательно для нас, грешных, Её благодатное присутствие, как многочисленны дивные знаки и знамения Её о нас промышления. Раскройте, друзья, фольклорные поэтические сборники русского народа, перечитайте древние сказания, легенды и былины, пронизанные христианским миросозерцанием, – и вы убедитесь в сказанном, поймёте, почему Святая Русь называлась «Домом Пречистыя Богородицы»... Православная душа видит в синеве безбрежных небесных просторов, осиянных солнечными лучами, нерукотворный покров Девы. Млечный путь, тянущийся белёсой мерцающей лентой по чёрному бархату ночного неба, относит к Той, Которая вскормила Своим молоком Спасителя вселенной. В узорочье изморози, проступающей на заиндевевших окнах в крепкие морозы, русские с благоговением признавали нетленный перст Невесты Неневестной.

Не забудем, что и в позднейшие века наши благочестивые предки умели воздавать Взбранной Воеводе хвалу и славу, призывая Её чУдное имя в сражениях за родную землю. Так появилось наименование реки Угры – «пояс Пресвятой Богородицы», – сдержавшей татарские рати от разорения Москвы в 1480 году, в правление великого князя Ивана III. Только верой в предстательство Матери Божией можно объяснить непоколебимое спокойствие Александра Васильевича Суворова пред лицом турок, во много крат превосходивших русские силы, когда он молился в день Покрова в походной церкви-палатке, ожидая окончания Божественной литургии, чтобы дать отпор противнику. Это было 1 октября 1787 года, во время знаменитой битвы при Кинбурне, завершившейся полным разгромом служителей звезды и полумесяца.

И ныне, в наш маловерный век, мы наблюдаем, что природа «не слепок, не бездушный лик», выражаясь словами вещего русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Своим таинственным языком она славит Царицу Небесную на Благовещение – игранием солнца и на Рождество – чистым, девственным снежным покровом, будто прикрывающим от ангельских взоров грехи человеческие...
 
Склоним же, други, наши отягощённые житейскими попечениями головы пред Богоматерью и войдём со страхом и трепетом дверями веры в духовное пространство Святой Руси, осенённое сводами белокаменных храмов на реках Москве и Нерли, Оке и Волге, опоясанное священными рубежами нашей неделимой державы! Как радуется и ликует, тайно от мира, христианская душа, зрящая невидимое – лёгкий, благодатный Богородицын покров, отзывающийся в благоговейном сердце неземным покоем, несказанной тишиной!.. Воистину «и верится, и плачется, и так легко, легко».

О если бы наш народ, простецы и мудрецы, отроки и старцы – все, без различия званий и состояний, пришли в храмы Божии в этот праздник и преклонили колена в покаянной молитве пред Господом и Его Пречистой Матерью! Тогда бы исполнилось проречение преподобного Серафима Вырицкого о том, что Россия за получасовое покаянное всенародное моление вмиг избавится от всех своих внутренних и внешних супостатов – единственно силой животворящей благодати Божией.

Как бы то ни было, никто и ничто не препятствует нам служить Господу Богу всем сердцем, всей душой и этим приносить к красным стопочкам Пресвятой Богородицы наши духовные благодарственные жертвы.

Позвольте мне завершить свои размышления восьмистишием малого отрока, выразившего в детски наивных, неумелых словах исповедание веры всего нашего многострадального народа, от лет древних до последних призванного пребывать под благодатным покровом Матери Церкви:

Я верю в Бога потому,
Что Он – Создатель мира.
Я славлю Бога потому,
Что мир такой красивый.
Я верю в Бога. Вот и всё.
От веры моей славной
Меня никто не отберёт –
Я – русский, православный!

(Глава из книги «Беседы в "Русском Доме"»)