Голова Анны К. Действие 1, эпизод 4

Евгений Садков
      В данном эпизоде ключевым  является слово "класс".
                ***

 Алексей Александрович.  Что, Алеша, является сущностью осмысленной жизни индивидуума? Не спешите с ответом. В наш прагматический век, измеряемый другими величинами и скоростями, мы редко задумываемся над этим вопросом. А тогда, полтора века назад в России сконцентрировалась некая духовная субстанция. Её представители, как мне видится, достигли некого рубежа, отделяющего экзотерическое восприятие мира от эзотерического.

 Алексей Кириллович (чуть иронично). Вы серьезно полагаете, что этот объект является неким продуктом, переданный нам некими хранителями сокровенных знаний? Дайте угадаю. Это голова Блаватской. Сейчас, открыв крышку, она будет предавать нам опыт атлантов и лемурийцев.

 Алексей Александрович (чуть обиженно). Напрасно, Алексей, Вы так. Елена Петровна умерла от банального гриппа намного позже. Тело её кремировано, а прах передан теософам.  Но в жизни этой несомненно яркой личности был эпизод, подводящий нас к ранним работам Петра Александровича и связи его с Львом Николаевичем Толстым.

 Алексей Кириллович. Угадываем дальше. Софья Андреевна?

 Алексей Александрович (невольно задумавшись). Хорошая идея. Думаю, многие из мужей любого века хотели бы отправить такую посылку. Но давайте, коллега, посерьезнее.

 Алексей Кириллович. Да и я и так стараюсь. Если можно, поконкретнее.

 Алексей Александрович. Ценя Ваше драгоценное время, все же должен детализировать отдельные моменты этой трагической истории. Итак, суть отношений Блаватской и Толстого. В конце XIX в журнале "Люцифер" появляется статья "Лев Толстой и его нецерковное христианство".  Судя по тексту, Елена Петровна не только изучила философские труды великого гуманиста, но и осознала некий губительный для личности месседж.  То, к чему был готов сам Лев Николаевич и то, что случилось с другим, человеком.

 Алексей Кириллович(уже серьезно).  Так что же это за посыл?

 Алексей Александрович. Весьма актуальный для думающего человека в любой исторический отрезок. И замалчивая его, мы неизбежно провоцируем некие роковые шаги индивидуумов. Многие считают их спонтанными, но судя по выводам Льва Николаевича, они обдуманы. Увы, достигая некого просветления, отдельные духовные личности переходят эту черту.

 Алексей Кириллович. Так что же увидела Блаватская в работах Толстого?

 Алексей Александрович. Шаг к добровольному уходу. Елена Петровна отметила, что по проблеме жизни Лев Николаевич разделил людей на четыре класса.  Наиболее примитивные обладают незрелым и неразвитым интеллектом. Они подобны животным, не задумываются над проблемой жизни.

 Алексей Кириллович.  Знаете, Учитель, по себе скажу. Некогда...

 Алексей Александрович. Согласен. Темп нынешней жизни, эта мешанина из то ли реальности, то ли виртуальности отгораживает нас от неизбежного для каждого мига. И даже провожая ушедших, мы не осознаем эту деталь. Но это скорее, вторая группа людей. Они проходят свой путь как бы в состоянии некой эйфории, подобно пьянице.

 Алексей Кириллович. А может, я отношусь к третьим?

 Алексей Александрович. Не уверен, коллега. Третьи осознавая, что смерть лучше жизни в невежестве и заблуждении, не имеют смелости положить этому конец.

 Алексей Кириллович. Ну, да. Я скорее пьянею от этой славной жизни. Да и из любого "загона" можно найти более позитивный выход.

 Алексей Александрович. И дай Бог. Тем более, что Ваши знания сейчас, как никогда важны для нашего общего дела.

 Алексей Кириллович. И все же, кто они, эти радикалы, этот четвертый класс людей?

 Алексей Александрович. О, это, Алеша натуры особые...

 Аннушка (внезапно прерывая диалог, громко). Профессор! Показатели объекта резко изменились.

                Пауза.