Тунисские зарисовки

Наталья Малинкина
«А-рам-зам-зам
А-рам-зам-зам
Гули-гули-гули-гули-гули
Рам-зам-зам…» -               
доносится  ритмическая мелодия. Это аниматоры собирают детей на  вечернюю дискотеку. Ручеёк из ребятишек втекает в ресторан из холла.  Момо - изящный   парень с  утонченными  чертами  лица, с печалинкой в выразительных чёрных глазах, на французском прононсе приветствует  присутствующих.Молодняк, завидев своего любимца, соскакивает  с  мест, выстраивается за Момо змейкой. Обрастая новыми звеньями, хвост  извивается  между  столами  и  выскальзывает  назад, в  холл. Потом  действо  перетекает во двор, и на какое-то время звуки затихают, но скоро возвращаются, всё нарастая. И, наконец, публика, сидящая на ресторанном  балконе, лицезреет сверху, как змейка образует танцующий круг из  разноцветных макушек. Арабские ритмы сменяет французская песенка, затем мелодия  в  стиле  кантри, следом слышны  китайские  нотки, наконец  «танец  маленьких утят»  завертел  хвостиками…

Постепенно и взрослые  перемещаются на  уличный танцпол, но пока  на  зрительские  места. Так забавно смотреть на живую эклектику круга: африканские кудряшки - русые макушки, басящие подростки - малолетние карапузы. Все старательно вторят зажигательным движениям  танцмейстеров. И сколько  танцоров – столько  и  темпераментов. А это что за живая реклама памперсов неверными шагами пробирается в центр  круга? Ну надо же - ели устоял на  ногах, но прорвался! И вот уже толстенькая попа  завертела перед публикой непромокаемым изделием. Зрители - увеличенная  копия танцующих в круге. Кто-то снимает своих чад  на  камеру, другие пританцовывают вместе с ними, многие подпевают мелодию, и все-все  улыбаются. То  там, то  здесь  слышен  хохот - это  реакция  на  карапузьи выкрутасы. Шёлковый вечер ложится на плечи, весёлый бриз приносит  запах моря, в небе народилась первая звезда. Вокруг такие хорошие, безмятежные лица. И всё как в той песенной строчке: «И радость  моя  летит,  и счастье  мое  поёт…»

Детская программа  подходит к концу. Заключительными «ладушками»  ребята-аниматоры благодарят каждое  звено цепочки, и  она рассыпается  по  зрительному  залу.  Ведущий  объявляет, что аниматорам даётся 10  минут  на  переодевание, и далее  последует  взрослая  дискотека.
Звучат латино-американские ритмы. Смуглые красавчики-танцмейстеры выстроились в ряд. Пританцовывая, они начинают приближаться к  публике. Каждый выбирает  и  ведёт на  танцпол партнершу  для  танца. Одна рука - к руке, другую девушка кладёт парню на  плечо, а парень оттопыренным большим пальцем второй руки придерживает девушку за  спину. Парни серьёзны  и  сосредоточенны, и никакого кокетства – они  на  работе. Учитель танца – это тебе не хухры-мухры. Некоторые  девчонки сбиваются  и смущаются. Учитель спокойно, но  настойчиво  ведёт обучение, и через  несколько  дней  многие  танцуют  вполне  прилично. Иногда попадаются   партнёрши, которые  сами  могут  дать  фору  учителю. Но  даже  в такой ситуации  видно, что  главный  тут  всегда  мужчина.

После танцев начинается увеселительная программа. В  права  вступает  ведущий - он же шеф аниматоров, с обычными фривольно-тривиальными штучками. Внешне  он  смахивает на Евгения  Леонова  в  образе «моргалы выколю»,  только  смуглый. Ведущий делает  перекличку:
-Чехи!
- У-у-у! - звучит в  ответ.
- Поляки!
- У-у-у!
-Русские!
- У-у-у!-  вливаюсь я в общий  хор самого громкого «у».
-Русские, не давите, - с большим акцентом и малым  дружелюбием говорит ведущий.
- А кто давит? Просто  больше половины публики -  наши  соотечественники.
-Французы!
- У-у-у!
Дальше следуют конкурсы с выбором королевы вечера. И снова  перекличка:
- Чехи! 
- У-у-у
- Русские!
Похоже, не  только  мое «у» отсутствовало  в общем хоре самого тихого «у».
- Русские, это  саботаж?
Ответа  он  не  получил.
 - Французы!
Французкое «у», в  этот  раз  самое громкое  и  без претензий.
- Вечер продолжается!
Часть публики  начинает  расходиться. Я тоже  ухожу в номер, и  радость моя  ушла  куда-то...

Выхожу  на  балкон. Совсем стемнело. Луна зигзагом  проложила  по  волнам  свою  дорожку и подсветила  шевелюры  пальм на берегу. Шум моря  порождает тишину. Я явно ощущаю рядом чьё-то присутствие. Глаза  постепенно  привыкают к темноте. Вижу,  как  впереди  проступает  горбатый профиль. Это  верблюд - тот, что  днём  на  пляже  забавляет  туристов.
- Привет, корабль пустыни! Не ты ли спрятал в своих горбах мою радость? Верни!
Гордый  профиль, медленно оборачиваясь в мою  сторону, шевельнул губами – словно послал поцелуй. Я засмеялась. Радость вернулась. Теперь в душ и баиньки…

Если прийти на  пляж попозже, то  тебе  может не  хватить  лежака. Мы с приятельницей по очереди встаём в 6 утра, чтобы застолбить себе на  целый  день островок комфорта. Потом  не  спеша  уже  идём  загорать после  завтрака. Так делают многие. Сегодня я отчего-то проснулась в 5. Спать больше  не хотелось. Тихонько  вышла  из  номера  и  побрела  к  морю. Я одна  на  пустынном  пляже. На   море  нет  даже  ряби -  полный штиль. Вода  настолько  прозрачная, что  кажется - её нет  вовсе, только  водоросли чуть-чуть шевелятся и рыбки  плавают, как в невесомости. Зачарованно смотрю на робкое зарево по линии горизонта. Оно увеличивается на глазах фейерверком и будто  тащит  за  собой  солнечный  круг. Большой красный диск в  считанные  минуты  во всей  красе  появляется  на  небосводе, и всё сразу  оживает - просто  сотворение  мира  какое-то. По  воде  прошла  рябь, где-то  зафыркала  лошадка, прокричала птица, да  и на  пляже  я  стою  уже  не  одна.

Тунис называют  страной  с  пятым временем  года. И это правда. Трудно поверить, что жара в +40 может быть комфортной. Возможно, близость Сахары регулирует приморскую влажность. Поэтому и жар приятный,  и дышится  легко. Море  здесь - просто песня, если не сказать -серенада. Вода, тёплая утром, после  обеда  делается  горячей. В ней  можно  находиться часами - лежать, качаться на волнах. Ощущения непередаваемые …Наверное, так  себя  чувствует младенец  в  утробе  матери - тепло и покойно. А когда выходишь  на  берег, как ни  странно, при +40 ощущаешь  прохладу - тоже  очень  приятную.
Исполнение  генеральной задачи туриста из северного  региона «ухватить тепла  и солнца» гарантировано в  Тунисе самой матушкой  природой, и со знаком качества. Там, где на комфорт отдыха влияет  человеческий   фактор  –  кому  уж  как  повезёт…

Вторая цель туриста - посмотреть страну. Туроператоры здесь   традиционно предложат путешествие в  Сахару, посещение  самой  древней  синагоги, крокодилью  ферму…
У нас с приятельницей на завтра запланировано обозрение острова  Джерба, с  совмещённым шопингом. Сегодня  вечером мы  решили пройтись  по  близлежащим  магазинчикам. Я сторонница западного  шопинга, когда  можно зайти в магазин, посмотреть состав и цену, сопоставить её со  своими  возможностями и  желаниями, при необходимости примерить и спокойно  решить судьбу покупки  или  не покупки. Торговаться  -  это  не  мой  конёк. В тунисском шопинге понравилось то, что в отличие от других  восточных  стран, никто  не  стоит  над  душой. Тебя  в  торговой  лавке как будто  даже  не  замечают. Но стоит повертеть головой, сразу кто-нибудь подойдёт, ответит на   вопросы  и   деликатно  отойдет  в  сторону. Даже  пляжные торговцы никогда не  пристают к отдыхающим. Стоят в сторонке, ждут, когда  те  подойдут к  ним  сами.

Заходим в лавку. С одной стороны висит одежда - невзрачные  пыльные шмотки. С другой  стороны  -  гончарные  изделия. Каких только  нет!  Их  так  много, и такие  красивые, ручная  работа, каждая  неповторима. Я бы, как в музее, разглядывала и разглядывала их  часами. Но  +40  на  пляже у моря и +40 в душном помещении без кондиционера - это  разные температуры! Спешно выбираем по вазочке. Продавец называет цену. Мы, как учил гид, снижаем её  наполовину, продавец поднимает её  на  половину  от нашей половины, на том и сходимся. Быстро  расплачиваемся  и  выходим  на  улицу. За весь Тунис не  скажу, не  знаю, но в Джербе ходить по  улицам – удовольствие ниже среднего. Такое впечатление, что за территориями отелей улицы  не видели  дворников  никогда.

Замечаем магазин в близлежащем отеле. Входим. Кондиционер  работает, ура! Здесь мы  задержались подольше. В результате в  корзине для  покупок оказался хлопковый плед, несколько кусков душистого мыла да  восточные  сласти. Ну что делать? Надо торговаться…
Приглядываюсь к продавцу - немолодой, смуглый, голубоглазый(!). Словно почуяв взгляд, он подходит к нам. Мы по старой схеме сбиваем   цену. Он упирается. Пытается на  мне показать, как должен скользить по  руке чудотворный кусок. Попутно, хватаясь за сердце, демонстрирует, что  произойдет с мужчиной, вдохнувшим аромат мыла с руки девушки. «Девушка» добавляет к покупкам теннисные ракетки (подарок  для  внучек), и ценовой спор разрешается в нашу пользу. Много ли нам надо? День клонится  к  завершению. В номере  ещё  раз  рассматриваем  свои  покупки -  остаёмся  довольными.
 
       Утром большой туристический автобус юрко лавирует по узким  проездам, собирая  клиентов по отелям. Большинство отелей построены в колониальном стиле. Как подсказывает название – это стиль, сформировавшийся  во  времена  колонизации одного государства  другим. Это когда национальный колорит смешивается со стилем страны-колонизатора. Как  известно, Тунис был  когда-то  французской  колонией, и  это ощущается во многом - от архитектурного до унитарного и  поведенческого  аспектов, причём со знаком  плюс.
Наконец все  туристы  на  месте,  и  нас  приветствует  экскурсовод –   крепенькая, ладная  девушка Олеся, с  характерным  украинским  говорком. Она всё  время запинается и  заглядывает в  тетрадку, где у неё по  пунктам  всё расписано. Видно, что новичок, но очень старается. Конечная цель нашей обзорной экскурсии – магазин национальной косметики. Девушка  пытается рассказать  о продукции, но  её  не  слушают.   Она  заглядывает  в  тетрадку, где  очередной  пункт  гласит: «Ехать  туда  мы  будем 4 часа». Пассажиры отрываются  от смартфонов  и  смотрят на неё недоумённо - все  знают, что вся экскурсия 3-х  часовая. 
- Что  вы  такие  хмурые, это  шутка  была! -  объясняет  девушка. Правда,  в  каком  месте  надо  смеяться, у  неё  в  талмуде, похоже,  не  написано.

За  окном  вид на  многочисленные  отели  поменялся на  оливковые  рощи, и мы  въехали на  Римскую  дорогу, которая  соединяет  о. Джерба  с  материком. Было время, когда эти  земли принадлежали  Римской  империи. По одной из версий, при строительстве дороги вперёд запускали  верблюдов, и  они  находили  мелководье  для  перехода. Этот  верблюжий  маршрут  засыпали потом камнями. Сейчас  здесь  асфальтированное шоссе, с  двух  сторон  окружённое  водой.
Эту информацию я прочла в  интернете, после  того, как  Олеся, осознав бессмысленность своих  ораторских  усилий, сказала:
- Давайте, я вам лучше Wi Fi  раздам, посмотрите, кому что  интересно.
После этих слов она первый раз увидела «интузизизм» в лицах пассажиров. Раздав интернет, экскурсоводша с упорством  отличницы снова  уткнулась в свой талмуд, и далее изрекла:
- А  назад  мы  будем  ехать 5  часов.
В этот  раз  ей  удалось  насмешить,  по крайней  мере,  меня.

Наконец, потолкавшись, к счастью недолго, в пробках, мы приехали, как провозгласил один турист, в магазин зловоний. На самом деле, в  последнем  слове надо  поменять  первый слог со «зло» на «благо». Дамы ринулись  приобретать «благо». Мужчины, большей  частью,  остались около  автобуса, в придорожном уличном кафе, причинять своим лёгким «зло». Через какое-то время довольная и благоухающая женская часть группы  возвратилась к своим половинкам. Олеся  сидела на  лавочке  напротив кафе. Выйдя из магазина, я подсела к ней. К нам присоединились ещё две  девушки, как выяснилось, из Одессы. Я стала случайным свидетелем разговора. Олеся  созналась, что она их землячка, но предупредила, что  от других это скрывает. Потому что она возит русскоязычных туристов, которые часто  раздражаются  на  неё и она считает, что  причина  таких  раздражений  -  её  украинская  национальность. Вспомнился   анекдот где  одна  дама  говорит другой: «У меня  новый  телефон. Номер  запомнить очень легко. Последние  цифры 33-08. Запоминай  так: 33 зуба и 8 пальцев». Мне подумалось, что раздражение туристов притянуто за уши к Олесиной  национальности, как  те  8  пальцев…

Не успела я додумать свою мысль, как в районе нашего автобуса  раздался оглушительный  хлопок, следом второй. Сидящие рядом с автобусом в уличном  кафе туристы  в ужасе  соскочили  с   мест и побежали прочь, затем  обернулись  посмотреть, что  происходит. Но ничего  не  происходило. Люди, словно  онемев, недоумённо  смотрели  друг    на  друга. Тут  раздался заливистый  смех. Хохотала  Олеся:
- Ой, не могу! Вы бы видели себя! Вас снесло  с  мест, как  шапки у  аксакалов в «Белом солнце пустыни». Что вы испугались? Это просто колёса  у  автобуса  лопнули!
- Хорошо, что они на  Римской дороге  не  лопнули, а  то бы  вплавь  до  отеля добирались, - резюмировал  мужчина, который, похоже,  владел умением выделять положительное  зерно из любого  события. Тем  самым он погасил нарастающее было раздражение некоторых русскоязычных  туристов.

Из автобуса  вышел  водитель, чтобы  посмотреть  на  колёса. Стоял он  возле  них минут 10-15. Потом стал куда-то звонить. Ещё минут через 20 приехала техподдержка. Теперь они вдвоём смотрели  на  колеса  ещё минут 10. Техподдержка уехала. Олеся сказала, что сейчас всё сделают, и  предложила  прогуляться  в  магазин  за  мороженым. Что мы и осуществили, в основном, женской частью группы. Когда  пришли  обратно, то  заметили, что  техподдержка  уже вернулась, а  мужская  часть группы сбилась в  кучу и, грубо говоря, над чем-то ржёт. Оказалось, что представитель «техподдержки», за  время своего  отсутствия, умыкнул где-то  дорожный  знак на металлической трубе и теперь, используя её как рычаг, они с  водителем пытаются этим «оборудованием» снять колесо. Увидев сию  картину, одна  дама, утратив интеллигентность, завопила: «Неужели вы  думаете , что  мы  сядем в   автобус  после  такого  ремонта?»

- Не  нервничайте, дама. Сейчас что-нибудь придумаем, - сказала  Олеся и скрылась в  магазине. Минут  через  10  она  вышла с  директрисой  магазина, которая пошла  в  соседствующий  отель договариваться о другом  автобусе.
Через 40 минут  автобус подали. Туристы бухнулись на свои места. Зашла  Олеся и,  улыбаясь в 33 зуба, сказала:
- Я с вами не  еду, так как живу здесь. Прошу прощения за  непредвиденную задержку. Желаю вам приятного отдыха. Приезжайте к нам ещё.
Один из туристов поднял руку. Сколько пальцев ему потребовалось для  жеста, я  не  скажу   из  соображений цензуры. Другой же сказал:
- Да мы не злопамятные. Ты только шуточки свои из талмуда вычеркни, а  то слова имеют свойство  материализоваться…»

Хорошо то, что хорошо кончается. Вернувшись в отель, заходим в бар. Что хотят мадам? Вино, кофе..?  Всё это пожалуйста, в любое время, в  режиме «всё включено» и, к чести принимающей стороны, очень достойного  качества. Сегодня  мадам  хотят  вина…
Поблагодарив, садимся с  бокалами за столик на  балконе. Нас  ещё  не  покинуло напряжение сегодняшнего  дня. Но совсем  рядом парит парашют и, приземлившись на  пляж, высаживает туристов. Как тот парашют, южный  вечер спускается на веранду, зажигаются фонари, да и выпитое вино  постепенно  делают  своё  дело.
Пустеет бассейн, и принарядившиеся отдыхающие собираются в  холле, затем  перетекают  в  ресторан. Поужинав, спускаемся в  танцпол.

Сегодня  к  нашему  вниманию спектакль - пантомима. Либретто  нехитрое. Главная  роль у  мамаши двух  сынов. В ней блистает  облачённый в  женский туалет шеф аниматоров. Один сын – любимый, даже за провинности  получает поцелуи. Другой, нелюбимый - только  пинки  и подзатыльники. После каждого пинка мамаша - шеф призывает  публику  аплодировать. Шеф, упиваясь своей ролью, входит в  раж. Огромный цветастый  парик  на  голове  нелюбимого сына ходит ходуном… В первом ряду девочка  лет  семи теребит  маму  за  плечо, её голос  дрожит:
- Мама, что  он делает? Это же Момо в парике!
- Нет, это не он, и удары не  настоящие. Это же спектакль, детка.
Сцена рядом. Артисты слышат диалог. Нелюбимый сын пытается  вымученно улыбнуться девочке. В это время «мамаша» со всей дури бьёт нелюбимца по затылку, и с него спадает  парик. Родители спешно уводят девочку  из  зала.   
- Ты что творишь, Квазимодо? - не  выдерживает наша  соотечественница. Муж дергает её  за руку и шепчет:
- Ну, предупреждали же, не лезть на  рожон!
Донкихоты нашего  времени поменяли пол. А ещё, зря ты, милая, Квазимодо обидела. Он, в отличие от этого, умел любить. И тут дело уже  не  в  национальности, ему  всё равно  кого  унижать – своего, чужого… Такой  типаж  встречается  везде: никого  не  оскорбил - день  прожит  зря. Видно, в  небесном сценарии им досталась такая  роль, и они успешно с ней  справляются.

Сама я  давно живу  наблюдателем  в  этой  жизни. Стараюсь ни  во что  не вмешиваться. Правда,  удаётся не всегда. Иногда пытаюсь понять, для чего он  так создан, этот мир? Но  мозги  закипают, а  ответ не приходит. Вся история  человечества – это  история  конфликтов и войн. Видно, «моргалы выколю» входит в чей-то высший замысел, который недоступен даже  самому гениальному человеческому  уму. Быть может,  на  Высшем  суде, критерии отбора не  совпадут с  нашими общепринятыми постулатами  добродетели, и «моргаловытыкатели»  тоже будут иметь там  свою  квоту?
Философии  на  сегодня  достаточно  -  мозги  закипают.

Следующим вечером традиционная змейка втекает в ресторан. Во главе  её  другой  парень.
- Мама, а где  Момо? Они его  убили?
- Ну что ты  такое говоришь!? Выходной у  него, наверное…
Змейка  полностью  вползла  в  зал. Завершает её Момо. Девочка соскакивает с места и несётся  к  нему. За  её спиной летит на пол тарелка, потом  стул, но  она  этого не  видит.
- Момо!!!
Он подымает девочку на руки, прижимает к себе, целует в макушку. Потом  опускает на  пол, берёт за  руку. Так  и  идут они  в  конце  змейки. Она  гладит его по руке, потом прижимается к ней щекой. Он глядит на неё с  нежностью  и  печалью. 

Сегодня не последний день нашего отдыха. Но я, пожалуй, закончу  своё повествование. Хотелось бы сказать: «На этой радостной ноте». Но нет в природе ничего в чистом виде - всё  с  примесью…
Как выглядит кардиограмма живого сердца? Синусоида – вверх, вниз, вверх, вниз. А когда прямая линия? Вот то-то и оно… Возможно, здесь собака  зарыта?
Как говорила  одна известная героиня: «Я подумаю  об  этом   завтра».