Моя гурмания

Елена Воронько
          ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ  -  "ВИНОГРАД"
 
  Впервые в ресторан я попала будучи студенткой ВУЗа. Компания была весёлая, дружная, поэтому неудобства и стеснения по поводу отсутствия опыта посещения подобных заведений у меня не возникло. К тому же с ресторанным этикетом в какой-то мере была знакома по книгам и кинофильмам. Лёгкая живая музыка, общение с друзьями, вкусные закуски и напитки делали вечер довольно приятным.
  Спустя определённое время подали горячее блюдо. На большой тарелке  -  антрекот, красиво сервированный сложным гарниром: картофельное пюре, свёкла, морковь, зелёный горошек, дольки мочёного яблока и три крупные зелёные ягоды, которые я приняла за виноград.
  - О, сегодня  -   оливки!  -  раздались возгласы некоторых друзей, побывавших в ресторане уже не раз. И они "расправились" с оливками в первую очередь. Со вкусом этого ресторанного деликатеса я знакома не была. Ведь в магазинах в те годы в продаже их не было.
  Аккуратно наколов на вилку ягодку, которая неоднократно пыталась соскользнуть, я отправила её в рот. Соленый и слегка горьковатый привкус её был мне не приятен. Но сделав над собой усилие и раскусив, я поняла, что проглотить ЭТО  -  выше моих сил! На помощь пришла бумажная салфетка, в которую я незаметно поместила всё содержимое изо рта...
  Официантка с удивлением и недоумением смотрела на меня, убирая со стола мою тарелку, на которой одиноко лежали две нетронутые "виноградинки"...
  И только, когда мне было уже далеко за пятьдесят, и полки наших магазинов запестрели разнообразием баночек с оливками, я рискнула повторить "эксперимент". Сегодня штучки три зелёных оливок мой организм ещё в силах принять, а вот чёрные по-прежнему "отдаю в подарок" бумажной салфетке.
  Почему-то вспомнилась пословица:" Где родился, там и пригодился." Разве может быть что-нибудь вкуснее нашего ядрёного, хрустящего, солёного, бочкового огурчика!!!

                ЭПИЗОД ВТОРОЙ  -  ДЫНЯ

  Не поверите, но когда я впервые посмотрела замечательный!!! фильм Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих", то самым запоминающимся и знаковым был для меня момент появления на экране чемодана с дынями.
  Именно с таким чемоданом полным дынь приехал к нам в гости из Крыма двоюродный брат отца. Было мне в ту пору лет пять или шесть. Только дыни были круглые, как мячики. Жёлтые. Золотые. Блестящие. От них исходил незнакомый мне, какой-то сладкий, медовый аромат. Вскоре весь наш дом наполнился этим южным благоуханием.
  Мама накрывала на стол, отец беседовал с гостем, ожидая прихода ещё каких-то родственников, а я с любопытством рассматривала содержимое чемодана, сгорая от нетерпения попробовать незнакомую диковинку. У меня даже начала немного побаливать голова, то ли от окутавшего с ног до головы аромата дынь, то ли от желания скорее попробовать их.
  И когда уже все гости собрались за столом в гостинной, мать нарезала на блюдо дыню и, усадив меня за стол на кухне, подала мне тарелку с большой ароматной долькой. Взяв её в обе руки, я широко открытым ртом захватила большой кусок мякоти и ... О, ужас!!! Это было что-то скользкое, липкое, приторно-сладкое, так не оправдавшее мои надежды. Выплюнув на тарелку этот противный кусок, я со слезами выбежала на улицу...
  Прошли годы. Вернувшись из своего очередного похода по горам Средней Азии, сестра мужа привезла гостинец  -  три огромные длинные дыни. Они лежали на полу в кухне нашей квартиры и наша трёхлетняя дочь, глядя на них, почему-то без конца повторяла:
  - Как поросята! Как поросята!
  - Ну, что? Может сегодня попробуешь уже наконец-то?  -спросил муж, нарезая дыню и будучи давно в курсе моего первого детского опыта. Я промолчала.
  Только глядя на дочь, которая с восторгом и неподдельным аппетитом, по уши погрузившись в сочную мякоть, отчаянно "расправлялась" уже со второй долькой, я всё-таки рискнула и неожиданно для себя самой "подружилась" с дынями.

                ЭПИЗОД ТРЕТИЙ  -  "СУШИ ПО- НАШЕМУ"

  И кто это сказал, что суши пришли к нам из Японии. Эх, не знаком он, наверно, был с нашим соседом дядей Ваней!
  Дядя Ваня был мужиком добрым, тихим, работящим, хозяйственным. Правда, иногда мог злоупотребить крепким напитком, за что хорошенько доставалось ему от жены. Было у него хобби  -  рыбалка. Не удивительно, ведь большая река протекала прямо за нашими огородами. На рыбалку он один никогда не ходил. Как только брал в руки удочку и ведро для рыбы, в тот же миг рядом появлялась их кошка Маруська, которая и сопровождала его до места ловли. Хозяин ловил рыбу, а Маруська поблизости на травке занималась своими кошачьими делами: чистила"пёрышки" или охотилась за кузнечиками.
  Ловил дядя Ваня исключительно пескарей, штук десять за раз, не более. Конечно на крючок попадалась и другая рыбёшка, но он или отпускал её назад в реку, или презентовал кому-нибудь за "соответствующие сто грамм". Возвращались с рыбалки по той же схеме: дядя Ваня с уловом впереди, а Маруська  -  за ним.
  Ведро с пескарями дядя Ваня не на долго оставлял на скамейке у дома под присмотром кошки. Сидя на земле, она никогда не пыталась без спроса взять рыбу. Возвращался он из дома с ножом, миской чистой воды и тарелкой с солью.
  А в это время возле скамейки уже собирались местные ребятишки в ожидании любопытного зрелища. Ловко счистив чешую с пескаря, дядя Ваня отрезал ему голову и хвостик, которые, как и содержимое живота рыбки, тут же доставались Маруське. Затем, сполоснув его в чистой воде и разрезав вдоль, он обмакивал рыбку в соль, сворачивал рулетиком и, причмокнув губами, явно пребывая на верху блаженства, отправлял в рот. Иногда в меню добавлялись перья зелёного лука или свежий огурец.
  В процессе чистки и разделки рыбы, придавая своему лицу умное выражение и подняв вверх указательный палец левой руки, дядя Ваня всегда любил повторять:
  - Пескарь  -  двести грамм жира!
  Тогда, в детстве, я почему-то ему верила, хотя прекрасно знала и видела, что даже самый большой пескарь по весу не потянет и на сто грамм. А кошка Маруська смотрела на дядю Ваню с чувством глубокого понимания и обожания; собравшаяся детвора  -  как на фокусника, заглатывающего огонь; а мне почему-то до глубины души было жаль рыбок, которые ещё пару минут назад, ничего не подозревая, просто плавали в ведре...
  Простите меня, жители страны восходящего солнца, но ваши суши я никогда не пробовала и при всём моём глубочайшем уважении к вам вряд ли когда-нибудь рискну попробовать.
 

                (мпдв )