Анна Степановна. Глава 3. Наша свадьба

Рита Аксельруд
               


   Есть такой  известный свадебный тост в честь молодых: « Пусть муж будет в доме головой, а жена пусть будет шеей!» . Вот такой «шеей» в своей семье была Анна Степановна. Михаил Степанович был очень хозяйственным, любил, чтобы в доме, в палисаднике, на огороде всё было в полном порядке. Он часто любил повторять, что у него «московская голова». Анна Степановна была у него помощницей во всём.  Она всё знала, всё умела, всё делала, как считала нужным ,  молча или с доброй  улыбкой. Иногда пела песни. Все болгарские песни были почему-то печальные, грустные.

  В середине октября стало прохладнее, иногда шёл дождь. Сливы у Костика на дереве закончились, и мы попросили Анну Степановну поговорить с мужем и пустить в дом ещё одного квартиранта. Как она уговорила Михаила Степановича, неизвестно. Но хозяева решили пока не перебираться спать в зимнюю кухню. Под стеклянной перегородкой, в кухне поставили раскладушку, и мой Костик перебрался к нам.  Вскоре начались осенние каникулы, а мы решили пожениться. Вместе поехали на мою родину. Костик торжественно попросил у моих родителей моей руки.

   Вернулись в село 9 ноября и в тот же вечер сказали хозяевам, что завтра идём в сельсовет расписываться. Костик договорился с секретарем сельсовета, что утром он нас распишет. Договорился и с нашим новым другом, учителем физкультуры Иваном, что тот будет нашим свидетелем. Свидетель, конечно, проспал, а секретарь пришёл вовремя. Костик вручил ему красивую плоскую бутылку хорошего коньяка. Мы написали заявления по всей форме и за несколько минут получили по жирной чёрной печати в паспортах. Секретарь сказал в шутку:
-  Испортил я Вам паспорта! – пожал каждому руку и поздравил, добавив, что сообщит, когда привезёт свидетельство о браке из района.

 Когда мы вернулись домой, на пороге нас встретила Анна Степановна с «гарненцем» вина и стаканчиками, и с искренними поздравлениями.  Хозяина дома не было, но к обеду он приехал. Оказалось, что он специально ездил в Бессарабку за кроватью для нас.  С Костиком вдвоём они собрали эту полуторную синюю металлическую кровать с панцирной сеткой и новеньким матрасом. Подушка  и вся постель у меня была своя. Это и было наше первое незабываемое супружеское ложе.
 
 Свадебный вечер состоялся на моей родине через две недели. Приехали в наш маленький городок родители Костика, моя бабушка Оля, её сестра и брат, собрались соседи. Были поздравления и приветственные телеграммы. Но всё же первого поздравления на пороге дома Анны Степановны не забыть никогда. Она умела найти такие сердечные слова, которые греют душу всю жизнь.

  Когда Анне Степановне по тону наших разговоров однажды показалось, что мы ссоримся, она сказала:
- Ничего, ночью спина к спине, - и добавила по-болгарски – Всичко  буде, както требва!
Мы поняли и запомнили на всю жизнь. С лёгкой руки дорогой Анны Степановны мы никогда не ссорились так, чтобы спать врозь, и живём счастливо.