Кошмар связиста

Евгений Парушин
               
.                Кто знает – тот поймёт

      Чувство безысходности схватило Алексея за горло так, что он расслабил замёрзшие кисти рук и повис на поясе, опираясь замёрзшими ногами на ступеньки из арматуры. В голове пробежало – я так жить не хочу, и правая рука взялась за карабин страховки, который естественно, не позволил ничего с собой сделать. Это мгновенно отрезвило Алексея. Он закрыл глаза и расслабился. Стало ясно что больше ничего сегодня сделать не получится. Налобный фонарь еле-еле светил. Внизу под вышкой, ожидая завершение работы, бродил Серёга - его напарник. Дул ледяной ветер. Несмотря на тёплый комбинезон, унты и хорошие варежки Алексей остыл и замёрз до потери сознания. Ветер на высоте 30 метрах в горах не шутка.

      Безысходность ситуации была в том, что он выпустил из рук последний запасной болт и вторые пассатижи. А ведь до полноценного завершения тяжелейшей роботы было каких-то три минуты. А теперь на одном, вместо четырёх болтов, кое-как висел приёмник релейки, который мог оторваться при первом хорошем порыве ветра.

      Перед глазами пробежал весь день. С утра они втроём притащили за две ходки от машины, брошенной внизу в километре от перевала, оборудование. А это немало, две здоровенные тарелки, четыре блока, ящик питания, комплект всякого крепежа и инструмент. Удовольствие было сомнительным, учитывая, что снег был около полуметра, а вес перевалил за полторы сотни килограммов. Потом они затянули наверх все, что нужно, репшнуром и Алексей привязал компоненты к элементам мачты. Вдвоём с напарником – Серёгой они быстро прикрутили хомуты к опоре и прицепили тарелки. За это время их водитель – прапорщик Витя приготовил в кунге передвижного узла связи обед и дал три зелёных свистка на перекус.

      Из них троих, работавших вместе уже почти год, Алексей был старшим и по возрасту, и по званию. Майора он получил недавно и ещё не привык к новой звёздочке. Сергей был почти ровесник начальнику, но дослужился лишь до старлея и не особо на этот счёт заморачивался. Он знал - звание и должность вовсе не одно и тоже, а также тот неоспоримый факт, что если все хорошо, то их работу не замечают, а ежели что криво – то достаётся тому, у кого звёздочки круче. Потому для них главной похвалой за выполненную работу была формулировка: «Связистов не наказывать!».

      Перекусив, они оставили Витю на базе, а сами продолжили работу. Тарелки выставили прилично. Ребята из группировки на обеих концах трассы вылезли на крыши, спалили по троечке фальшфейеров, позволив не суетясь повозиться с юстировочными болтами. Подключив кабели, Сергей уполз монтировать источник, чтобы запитаться от коллег, чьё оборудование было на самом верху мачты. Засветло они опробовали линию, которая после получаса точкой юстировки тарелок зазвенела. Осталось прикрутить на хомуты приёмники и передатчики, которые пока болтались, привязанные на верёвочках к элементам мачты.

      И тут начались проблемы. Сначала выпал крепёжный болт и тихо ушёл вниз. Потом ключ на 13 по неведомой причине отвязался и тоже скрылся из виду. Алексей не унывал, запасных болтов был полный карман, да ещё в бездонных карманах комбинезона было двое пассатижей. Однако, холод и усталость брали своё. К последнему блоку в кармане осталось только два болта, вместо четырёх, и одни пассатижи. И вот, нет ни чего вкручивать, ни чем крутить. А приёмник, прихваченный за один угол, парусил и не вызывал доверия. Верёвки, которыми блоки были до того привязаны, обрезаны и давно кусочками покоились под башней. Кабели, которые связывали между собой все это сооружение, были жёсткими настолько, что их едва удавалось изгибать двумя руками.

      Алексей ещё раз посмотрел вниз. С трудом он снял рукавицу и нажав тангенту рации, спросил:

      - Серёга, ты пассатижи не видел?

      - Что, вторые ушли?

      - Да.

      - С какой стороны смотреть?

      - С северной. Только вот болтов тоже больше нет.

      - Лёша, слезай. Переночуем в кунге, утром что-то придумаем.

      - Оторвёт, если будут порывы. Да и кабели тоже в распор.

      - Оставь и слезай, один болт должен выдержать.

      - Ладно, сейчас прикину и спущусь.

      - Рюкзак не тяни, завтра заберём.

      - Есть. Отбой.

      Алексей закрыл глаза. Висеть на почти 30 градусном морозе на 30 метровой высоте было неприятно и опасно. Чем больше пауза, тем сильнее усталость и растёт риск навернуться. Поэтому он сунул рацию в кармашек и полез в рюкзак. Рассчитывая найти в нем что-нибудь эдакое. И нашёл. В руке оказался тряпичный мешок с куском чёрного хлеба и куском сала, виртуозно порезанным на дольки по длине спички, но раза в три толще. А ещё там была фляжка, в которой на дне плескался спирт.

      «Ага» - сказал Алексей – «сейчас подлечусь и что-нибудь придумаю». Открутив колпачок, он выпил остатки спирта, и закусил это заледеневшим куском хлеба с салом, которое таяло во рту и возвращало силы и бодрость духа. Сложив остатки в рюкзак, он ещё раз провёл ревизию и нашёл кусок жёсткого провода длиной сантиметров пятнадцать.

      «Ну теперь ты никуда не денешься» - пригрозил кулаком качающемуся на одиноком болте блоку. Длины провода хватило, чтобы притянуть противоположный угол и блок замер, прихваченный по диагонали. Алексей уже круглогубцами подтянул стяжку и хлопнул в ладоши от радости. Ну а круглогубцы отправились к родне вниз.

      Алексей доложил своим о готовности. Витя с узла в машине доложил начальству. Ему подтвердили работу линии. Работа завершена. Когда-нибудь, кто-нибудь поедет на точку и прикрутит остальные болты на приёмнике. Это уже не важно. Связь всегда имеет какой-то элемент, собранный на честном слове.

      Осталось совсем немного – спуститься. Одев рюкзачок и пристегнув его лямки на груди, Алексей понял, что сил уже почти нет. Он взялся за карабин, чтобы перекинуть страховку на две-три ступеньки вниз и понял, что пальцы не слушаются. А ступенек вниз ещё добрая сотня. Просить помощи крайне не хотелось хотя было понятно, что напарник поднимется и поможет ему спуститься, не задавая дурацких вопросов.

      Алексей, злобно выругавшись, сняв рукавички и сунул руки подмышки. Через минуту он понял, что они отогрелись, пальцы даже шевелятся. Одев варежки, он перекинул карабин на пару ступенек вниз, но оказалось, что ноги не только не слушаются, но и вообще как-бы отсутствуют. Это была уже катастрофа. Руки и так едва работали. Тогда Алексей сменил тактику. Он обхватывал одной рукой по плечо стойку лестницы, высвобождал вторую руку, которой переставлял ноги. Даже начал согреваться. Более того на середине пути унты стали даже сами искать следующую ступеньку. Ещё несколько минут и вот напарник обнял его за плечи, забрал рюкзак, и они молча побрели по пробитой утром тропинке к машине. Буквально через минуту из темноты вынырнул Витя с термосом, в котором плескался горячий чай с сахаром и лимоном. Жизнь удалась.

      А ещё через четверть часа быстрого хода они уже ужинали в кунге. Тихонько шуршала печка на солярке, ворчал чайник, завывал ветер за бортом. Усталость и сто грамм спирта взяли своё. Алексей задремал на полуслове. Его положили на лавке и принайтовили ремнями, чтобы не упал. Витя уверенно повёл машину на базу, где их давно ждали.

      И всю жизнь теперь, услышав слово «кошмар», Алексей вспоминает тот миг, когда из рук выпадают последние пассатижи.

      Москва - 2017