Записки дефектолога. Мишенька. Продолжение

Наталья Каблукова
 Все эти истории я пишу не для того, чтобы рассказать, какая я молодец или какие успехи делают мои подопечные.
Я хочу в очередной раз обратить внимание на то, что рядом с нами есть другой мир. Такой же, только чуть-чуть иной. Мир,  в котором любые изменения становятся не просто заметными, а практически основополагающими.
В обычной жизни сейчас редко кто замечает, сколько новых слов появилось у его ребенка, не является чудом то, что сын или дочь самостоятельно едят с помощью ложки или вилки, прыгают, бегают, гладят кота или баюкают куклу. Всё то воспринимается, как должное.
Бывают мамы, которым не нравится, что их ребенок слишком болтлив, ласков, энергичен или наоборот, слишком спокоен.
В противовес понятия «яжемать» появилось другое – воскресная мама. Да, к сожалению, в наше время одиноких женщин много, рассчитывать приходится на свои силы, работать за двоих, за себя  и «того парня». Чаще всего, в городе найти нормально оплачиваемую работу  сложно. И если есть возможность, мамы оставляют детей на бабушек, а сами отправляются на всю неделю (или посменно) зарабатывать деньги в другой город.
К сожалению, не всем удается сохранить в себе душевную теплоту. Мир вокруг таких мам вынуждает их быть сильными, как стальной шест.
Почему-то, таких мам становится все больше и больше. Воскресных мам.
А есть мамы, которые трудятся не меньше этих. Даже больше. На нескольких работах, берут подработку на дом, но сколько сил и тепла они отдают своим детям – не высказать.
Возможно, потому что их дети немного отличаются от обычных.
Кто знает….

  У детей есть один недостаток – они быстро растут… Цените то, чем обладаете. Запоминайте, удивляйтесь, гладьте, читайте книги, гуляйте. Вместе. Всё это – временно.  Жизнь пролетает со скоростью света. Но есть день под названием «сегодня». Это хороший день…

***
Наверное, пришло время еще раз рассказать о Мишеньке.
Потому что ребенок подрос, изменился, как в умственном плане, так и в физическом.
Большие подвижки произошли за лето. Есть дети, которые «идут в рост» весной, есть дети осенние, зимние, а Мишенька, видимо, настоящий ребенок Солнца, потому что именно за лето мальчик сильно вытянулся.

Иногда он напоминает мне диковинный цветок, который пытается расти в непригодных для него климатических условиях, хотя «садовник», делает всё возможное и невозможное для его роста. Длинный, тонкошеий,  с пронзительно-ясными глазами цвета неба, раскачивающийся от малейшего дуновения ветра.

Мы уже не проводим занятия на полу. Мишенька  теперь умеет сидеть самостоятельно и для занятий мама добыла стол и стульчик по росту.
Пытается слушать, выполняет задания, связанные с выработкой условно-двигательной реакции на звук.

Пока странно реагирует на красный цвет – Мишеньке он не нравится. Если вдруг на столе появляются предметы красного цвета, выдает бурную реакцию: может скинуть предметы со стола, отворачивается,  закрывает глаза, отказывается брать в руки кубики, палочки, игрушки.
На оттенки красного цвета такой реакции нет, только на чистый красный цвет.

Бабушка теперь моя союзница и первая помощница.
-Ну, что, ученик, - говорит она внуку, усаживая его за стол, - парта готова, учитель пришел. Садись, будем играть.
И мы играем. Рычим, мяукаем, стучим, перекладываем, складываем, ищем. Звеним, гремим, топаем, хлопаем. Шуршим, брызгаем, иногда просто кричим.
Мишенька знает «Сороку-белобоку», «Ладушки-ладушки», «Киска, брысь».
Гладит себя по голове, когда слышит: «Молодец!»  Радостно хлопает в ладоши, когда всё получается.
Адекватно реагирует на «Ай-я-яй!» При этом понимает, что если бабушка говорит это восклицание строго, то мальчик останавливается, поджимает губы, но не трогает стекло, убирает руки от проводов, не лезет на стол.
А если бабушка проговаривает то же слово спокойно или ласково, может ухватить её за палец,  дотянуться до носа бабушки, вскарабкаться на ручки.

Для закрепления понятия «Большой-маленький» принесла в числе прочего материала обычные клубки ниток. Выбрала из своих запасов  разные клубочки основных цветов. Так как я много вяжу, ниток простых и фактурных у меня предостаточно.
Вот и сложила с собой в пакет.
Надо было видеть всю гамму чувств, которая отразилась на лице Мишеньки, когда он взял в руки клубочек ниток под названием «Травка». Сначала прикоснулся пальцем недоверчиво, отдернул руку. Сделал вторую попытку, сжал клубочек в ладошке. Раскрыл ладошку. Снова  сжал. Снова раскрыл. Посмотрел с удивлением на бабушку. Взял в другую руку следующий клубочек, из шерстяной нитки. Глаза становятся размером с блюдце. Замер. Начал осторожно зажимать клубочки в руках поочередно, наклонил голову, смотрит искоса, будто прислушивается.
Положил клубочки на стол. Убрал руки, сжал ладони в кулачки. Снова протянул руку и сделал попытку схватить клубочек, но промахнулся и уцепился за ниточку. Потянул.
Нитка тянется, а клубок остается на столе.
Всё. Разрыв шаблона, глаза снова округляются, смотрит на меня, потом на бабушку, пытается поднять клубочек, дергая ниточку. Никак. Клубок убегает со стола, оставляя хвостик в руках ребенка. Мишенька медленно наклоняется, ищет глазами – куда сбежал этот пушистый «мячик».
-Да, такого мы ещё не видели, - смеется бабушка, - в нашем доме вязальщиц нет, ниток в клубках у нас нет.

Нашли большой, отыскали маленький. Заодно получили новые впечатления от незнакомого доселе материала – ниток в клубочке.

Пока в активном словарном запасе Мишеньки есть лепет и малая часть звукоподражаний. Но работа в этом направлении идет каждое занятие, каждый день. Пассивный словарь тоже не стоит на месте. Пока двухлетнему ребенку сложно выполнить, казалось бы, самую простую инструкцию «Дай…». Надо найти предмет при выборе из нескольких, построить связь между предметом и действиями (протянуть руку, взять, отдать),  но я вижу, что он понимает слово, за которым стоит понятие.
Пусть и слов таких совсем немного, но каждое, словно редкая жемчужина, добытая ловцом из недр океана.

И хоть сложностей хватает, куда без них, просто выполняем каждый свою работу. Мама, бабушка, я. И Мишенька. Он в этой связке главный герой.

Сегодня  прихожу на занятие, мама дверь открывает, а на лице ликование.
-Наталья Владимировна!!!  У нас чудо! Чудо расчудесное! Мы его сейчас покажем вам!
Прохожу в комнату. Наш «чудесник» сидит на полу с сушкой в руках.
Мама встает напротив сына, протягивает Мишеньке ещё одну сушку и зовет:
-Иди ко мне! На! Возьми сушку.
Мишенька внимательно смотрит на маму. Раскачивает тело, опирается на руки, осторожно поднимает «хвостик» кверху. Отрывает руки от пола. Замерла мама. Не дышу я.
Мишенька филигранно выпрямляет тело. Шаг!!! Второй!!! Сам!!! Ну и пусть, что в 2 года и 5 месяцев первый шаг.
Радуемся так, словно все вместе выиграли сказочный приз.

Ну, всё, теперь можно в полном объёме запускать фонетическую ритмику, которая предусматривает координацию речи с движением. Стоит сам, ходит сам – это чудо. Маленькое, локальное, долгожданное. Просто счастье. И я рада, что сегодня к этому счастью немного прикоснулась. В день под названием "Сегодня".

Работаем дальше…..