Шахматная Логоритмика. Содержание терминов 2

Алексей Ратушный
Шахматная Логоритмика. Содержание терминов 1 http://www.proza.ru/2017/10/04/506


Целостность

Фигура, ход и поле представляются ребёнку целостно, в одном акте движения. Ребёнок танцует перемещаясь с поля на поле и в этот момент он сам и фигура и её «ход».
Ребёнок перемещает фигурку с поля на поле на шахматной доске.
Ни в один момент от не «изучает» отдельно шахматную клеточку, шахматную фигурку и шахматный ход. Все три элемента присутствуют в его игре и в его восприятиях игры одномоментно.

Последовательность

Ребенок последовательно проводится через ряд состояний игры.  При этом движение осуществляется от простого к сложному, от однофигурной игры к многофигурной. Каждая следующая микроигра сложнее предыдущей.
Педагог строго соблюдает порядок увеличения числа фигур, числа полей и числа ходов.
При этом в каждой микроигре ставятся последовательно возникающие цели.
Например сначала ставится цель на достижение определенной позиции или на «съедание» одной конкретной фигуры.
Сначала ставится цель простого окружения короля. И только потом задание усложняется.

Логическая ясность

Ни в один момент перед ребенком не ставятся неясные, сложные, проблемные вопросы и позиции. Напротив, каждая микроигра содержит в себе абсолютно ясную цель, совершенно понятную логику достижения цели.

Логическая законченность.

Каждая микроигра доводится до логического конца. Никаких «развилок» итога, никаких «неясных» окончаний. Лисичка либо съедает всех курочек, либо одна из них прорывается в домик и спасает тем самым всех остальных.

Краткость в словах (вербальная лаконичность)

Никаких «многостраничных» разглагольствований. Каждая микроигра содержит законченный исчерпывающий внутренний словарь комментариев.
Основа занятия – логическая формула подлежащая безусловному усвоению ребенком.
Отметим, что многословием грешат и многие мультфильмы и многие «обучающие» программы. Классика «жанра» - «Динозаврики».
Обратим внимание на действительную классику. При демонстрации дебютной схемы №1 мы произносим четко делая ходы:
«Пешка! Конь! Слон! Рокировка!»
Ни одного лишнего слова или движения!

Невербальность

Большинство идей транслируется детям невербально (бессловесно!).
Демонстрируем движение ладьи – перемещаем её по вертикали. По горизонтали. Всё! Ни одного лишнего слова или даже звука!
Следует иметь ввиду также эмоциональный фон демонстраций.
Дети остро ощущают не слова, а именно эмоцию, а в словах – интонацию!
Интонационное и эмоциональное обеспечение контакта с ребёнком – важнейшая составляющая успеха.

Конкретная абстрактность

Ни в один момент мы не должны забывать, что игра с шахматным материалом – это игра мышления с абстракциями самого верхнего уровня.
Ребёнку еще только предстоит на этот уровень вскарабкаться. И при этом не поскользнуться, не упасть и не получить травму.
Здесь ведущей является великая Гегелевская формула: всеобщее познаётся в единичном через особенное.
Ход – это всеобщая универсалия играющего мышления.
Перемещение фигурки с клеточки на клеточку доски по определённой траектории – это единичное.
Конкретизация фигурки и траектории есть предъявление особенного.
Ни в один момент мы не позволяем себе «философствовать» перед ребёнком.
Истина конкретна!
- Лисичка хочет скушать курочку. Вот как она подкрадывается сзади!
Мы демонстрируем ход ладьи.
Мы демонстрируем эффективную стратегию подрыва базы пешечной цепи.
Но для ребенка мы формируем конкретный текст, в котором отсутствуют невербально формируемые понятия.
Словами мы опираемся на уже доступное мышлению малыша и демонстрируем то, что превращает внешние слова в конкретное и вполне усвояемое действие. Слов малыш повторить быть может и не сумеет, а вот действие он повторяет уверенно.

Жёсткость логических формул

В работе с ребёнком дошкольного возраста необходима чудовищная проработка текстов. Не только ни одного лишнего слова, но и капитальный подбор максимально эффективных слов и порядка их предъявления.
Всё чем мы располагаем – это одной – максимум – двумя минутами внимания малыша на старте. Малейший «расслабон» и ребёнок улетел в свои мысли и переживания. Чем ярче и жестче логическая формула и процедура её предъявления, тем быстрее и успешнее малыш сможет повторить задание.
Успех вызывает в нём положительную эмоцию и он готов повторять успешное действие много-много раз!

Якорность позиций

Один из труднейших к освоению принципов.
Ребёнок не прощает ошибок.
Он просто ещё не умеет терпеть и прощать.
Поэтому каждую достигнутую с ним успешно позицию необходимо закрепить особым знаком (словом, жестом, движением) – «якорем».
Якорь не является опорным сигналом.
Опорным сигналом является как раз конструкция из демонстрирующего жеста (движения) и элемента логической формулы.
А якорь – это внешний по отношению к опорному сигналу знак, который позволяет ребенку быстро восстановить утраченную было позицию.
Например переходя к изучению базовых дебютных схем я не забываю с чувством и придыханием повторять: «Ай-яй-яй! Мы же совсем забыли!»
Или, приступая к теме малых игр я восклицаю: «Ой-ёй-ёй! Какие мы маленькие!» Так вот:  «Ай-яй-яй!» и  «Ой-ёй-ёй!» - якоря!
Якоря – отдельная большая тема в наших практиках и к ней мы попробуем успеть вернуться ещё до того, как.

Постижимость

Одна из больших проблем – вести ребенка на грани постижимости.
Если предъявленная ему игра им не постижима – её следует заменять на более простую и понятную. Это  (как и последующее) вполне корреспондирует с идеей «зоны ближайшего развития».

Достижимость

Цель изучаемой игры должна быть посильна и вполне достижима ребёнком.
Постановка перед малышом недостижимой цели – одна из больших стратегических ошибок педагога.

Предельная структурированность

Доска поделена на клеточки. Но и весь предлагаемый ребенку материал должен быть глубочайшим образом структурирован и «разложен по полочкам». В одно занятие – максимум – три единицы новой информации.
Позитивная составляющая процесса заключается в том, чтобы эмоциональная радостная составляющая превалировала надо всем остальным.
Поэтому каждый микроэлемент превращается в микроигру в которой ребенок в предельной онтологии занятий обязательно должен стать победителем.

Многократная повторимость

Чувства, которые испытывает играющий ребенок, достигающий поставленной цели являются величайшей самоценностью. И ребенок стремится испытать постигшую его радость достижения вновь и вновь.
Задача педагога заключается в том, чтобы ребенок имел возможность многократного достижения успеха в освоенной и усвоенной активности.
Повторяемость – мать закрепления усвоенного материала. Именно она создает базу для следующего шажка вперёд.

Элементная выстроенность

Все элементы постигаемой конструкции должны быть тщательно прописаны и выложены в понятной самому педагогу системе задолго до начала занятий с детьми. Важна именно элементная  выстроенность. Как бы внутренняя педагогическая таблица элементов в стиле Менделеева.
Вот атом движения номер первый.
Вот атом движения номер второй.
Вот атом движения номер третий…
Вот первая группа атомов движения
Вот вторая… и так далее.
Эта таблица элементов у каждого педагога своя – авторская.
Со своей внутренней табличкой я вас как бы знакомлю, но это исключительно «для примера».
Я не безгрешен и не думаю, что предлагаемое мной идеально.
До идеального нам предстоят еще века и века.
Мы в самом начале огромного и очень сложного пути к сердцу и душе каждого ребёнка.

Полная доступность

Ребенок, которого мы ведём по тропинке освоения нового материала не может быть лишен доступа ни к одному из элементов всей нашей системы.
Для него всё и так с самого начала – тайна. Но на самом деле таинственен осваиваемый нами с ребенком мир, а у нас тайн от него нет и не должно быть.

Соотнесённость и соотносимость

Вся система наших микроигр с ребенком должна быть соотнесена с его реальными возможностями и проблемами, и предъявляемые к нему требования должны быть успешно соотносимы с ним самим, с его семьёй, с его социальной включенностью и с его реальным окружением.
Это одна из сложнейших задач, стоящих перед педагогом.
Поэтому огромное значение в его практиках должно играть длительное терпеливое и предельно деликатное наблюдение, ибо только оно позволяет тонко регулировать складывающуюся практику взаимодействия с обучаемым.