Мама

Алевтина Коновалова
     Самое дорогое, что есть у человека – это мама. Даже у тех, у кого мамы нет, она всё равно была, иначе кто бы им подарил жизнь. Маму ты не купишь в магазине, не подарят тебе на праздник. Мама даруется свыше небесной канцелярией каждому индивидуально, поэтому у каждого человека своя мама, самая любимая, самая дорогая, самая близкая. На первый взгляд слово «мама», кажется простым, но на самом деле оно такое ёмкое и теплое, в нём много нежности, любви и искренности. А ещё слово «мама», обладает загадочной святой тайной и это действительно так, потому что в детстве, падая и раздирая колени о камни, мы кричим: «Ой, мамочка!», в роддоме, рожая детей, кричим: - «Ой, мамочка!» и становится легче. А когда с высокой температурой мы лежим в постели, в бреду пересохшими губами зовём маму: «Ой, мамочка, мне плохо!».
        Я не являюсь исключением, у меня мама, самая любимая, самая лучшая, она подарила мне бесценный подарок – жизнь, в чём я ей безмерно благодарна. Зовут мою мамочку Александра Афанасьевна, это замечательный человек с большим добрым сердцем, простая сельская жительница, которая не могла пройти мимо чужой беды, мама говорила, что чужой беды не бывает. Двери её дома всегда были открыты для всех.
      Много горя пришлось хлебнуть моей маме. Детство бесцеремонно отобрала злодейка война, когда ей было всего десять лет. Немцы захватили станицу и держали в страхе население, что пришлось пережить десятилетней девочке, известно только Богу. Захватчики расстреливали сельчан, не давая поблажку ни детям, ни старикам, но маленькой Шурочке удалось остаться в живых. В страшный голод, захвативший нашу страну, она чудом осталась живой, выручал вблизи находившийся лес. Александра собирала дикие груши, кислицы, копала корешки, которые сушили, потом мололи и делали лепёшки. Мама всегда с дрожью в голосе и слезами на глазах вспоминала эти страшные годы.
      После войны закончила школу и поступила учиться на библиотекаря. Страну лихорадил голод, учёба давалась с трудом. Александра бывало по два, а то три дня не ела, пила только воду, часто падала в обморок, но учёбу не бросала.
      После окончания учёбы работала в библиотеке при сельском клубе в родной станице Кутаисской, где и познакомилась с будущим мужем Юрием, заядлым читателем. Они поженились, у них появились две очаровательные дочери, Алевтина и Наталья.
     Мама всё тепло своей души, нежность и любовь отдавала дочерям, воспитывая в них честность, порядочность и ответственность. Всегда принимала участие в судьбе обеих дочерей, где делом, где советом, даже когда они выросли и вышли замуж. Появились внуки, которых мама обожала и на всё лето брала их в деревню на клубнику, вишню, свежие яйца и яблоки. Говорила, что внучатам нужны натуральные продукты. Внуки очень любили бабушку Шуру, ждали каникул и с удовольствием ехали к ней на всё лето.
      Мама добрейшей души человек, кормила голодных. В её доме почти всегда были люди, а некоторые жили месяцами, пока не находили себе жильё. Отец часто ругался: «Придёшь с работы, хочется отдохнуть, а тут дом колхозника». А мама ему отвечала: - «Что ж людей на улицу выставить? Им же идти совершенно некуда». Готовила, кормила, стирала и ничего не требовала взамен. С уважением сельчане относились к Александре Афанасьевне. Особенно, когда она овдовела, ей не только соседи, но и многие сельчане приносили молоко, рыбу и даже корма для её кур. Помогали вскопать огород, подправить забор.
      Между мамой и мной чувствовалась незримая нить, которая непонятным образом связывала нас воедино, даже на расстоянии и передавала если с кем-то из нас что-то случалось. Иногда приеду к ней, а она говорит, что неделю назад ей приснился сон и она два дня не находила себе места, чувствовала, что у меня что-то случилось. И правда, у меня были неприятности, но каким образом она узнавала об этом? А мама отвечала: - «Потому что я мама и материнское сердце всегда чувствует, когда у детей происходит неладное». На выходные я мчалась в деревню узнать, как она там, помочь. Пыталась забрать маму в город и даже привезла её к себе в Новороссийск, не смогла мама привыкнуть к городской суете, вернулась обратно, сказала, что дома ей лучше.
      Когда мамы не стало, для меня померк свет, всё стало серым. Долгая боль в душе по безвозвратной утрате. Я не понимала, как мне дальше жить без маминых голубых глаз, без её светлой улыбки, без её советов, без неё самой. Я не хотела смириться с мыслью, что мамы нет. И хотя я была заботливой дочерью, меня мучили угрызения совести, может, я что-то ей не додала, не досказала, как я её люблю, откладывая на потом. Долго моя осиротевшая душа не находила себе места, долго лила слёзы по невосполнимой утрате… но на всё воля Божья.
      Берегите своих мам, навещайте их чаще и звоните им каждый день, чтобы потом не было мучительно больно.