О попугаях и о себе без юмора

Виталий Чумаков
Попугаи считаются очень умными животными. Некоторые учёные вообще считают попугаев уступающими по интеллекту только людям, судя по из способности решать самые сложные задачи, на которое не способно ни одно животное. А по способности подражать человеческой речи эти птицы вообще вне конкуренции. Вот взять собаку, если она скажет слово "Мама" хозяева уже вне себя от счастья и считают такую собачку очень умненькой. https://cont.ws/@alexakishin/737418

А любому попугаю сказать "мама", "папа" или "попка-дурак" вообще ничего не стоит.

Попугаи амазоны отличаются большим интеллектом. Самые популярные из них кубинский, синелобый и венесуэльский попугаи. Внешне они очень эффектны, что не в ущерб их интеллекту. Среди всех пород они самые легко обучаемые птицы. Амазоны быстро запоминают большое количество слов – в этом они просто рекордсмены. Обладают четкой дикцией, но тембр и интонацию передают плохо. (Наверное, это не самый большой недостаток). Зато они легко привыкают, спокойны, имеют миролюбивый нрав. Если в вашей семье есть дети, то амазон - лучший вариант из всех крупных попугаев. Он нежен и привязчив и вполне может быть для вас самым умным попугаем и даже учителем. Но об этом ниже я скажу.

Какаду – самые веселые и жизнерадостные из всех самых умных попугаев.  Разговаривать они начинают быстро, четко произносят слова и в состоянии передать даже интонацию речи разных людей. Любят насвистывать песенки, обладают удивительным чувством ритма. Обожают танцевать и делают это самозабвенно и увлеченно. Кроме этого, они очень привязчивы к хозяевам и нежны.

Ару считают самым интеллектуально одаренным попугаем из всех отмеченных способностью к говорению пород. Слов он запоминает не так много – чуть больше 20, но произносит четко и, главное, осмысленно. Для него это не просто механический повтор слов и фраз. Совсем другой уровень, гораздо более высокий, чем у всех остальных крупных попугаев. Ара понимает, что говорит, хоть в это и нелегко поверить. Произносимые им слова четко соответствуют ситуации.

Ару очень красив: яркое, пестрое оперение, замечательный клюв-носок. Эта птица знает себе цену и на лестные слова крыловской лисицы она бы не повелась:

""Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

На это попугай ару ответил бы вполне осмысленно: "Пшла вон, дура. я по пятницам не подаю!"

 Жако, или серый попугай. несмотря не свою довольно посредственную внешность,  признан самым умным попугаем. Его словарный запас может достигать более сотни слов и фраз. Он хорошо передает тембр и интонационные особенности речи людей, у него отличная музыкальная память и способности к пению. Но по характеру эта птица амбициозна, обидчива, всегда даст понять, что у нее плохое настроение. К жако нужен подход, и тогда он не будет так вредничать.

Именно жако вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый умный попугай. Способности, которые продемонстрировал жако по кличке Алекс, были потрясающими. Правда, воспитанием этой птицы занималась психолог Айрин Пепперберг из университета Аризоны. На примере Алекса было доказано, что «птичий ум» далеко не так прост, как до этого считалось ученым миром. Птицы могут не только бессмысленно повторять заученные слова.

Алекс, например, различал цвета и безошибочно называл их, определял количество предметов, их форму, называл геометрические фигуры, читал по слогам, знал, как пишутся звуки, был знаком с цифрами. Он пользовался человеческой речью для выражения своих чувств и мыслей. Его интеллектуальный уровень соответствовал развитию 5-летнего ребенка, а по эмоциональному развитию - малышу 2-летнего возраста. И это не предел возможностей попугая – к такому выводу пришла ученый А. Пепперберг. http://popugajchik.ru/kupit/74-samyj-umnyj-popugaj

А теперь немного о себе. Подтверждаю на собственном опыте. что попугаи настолько умные, что с успехом могут быть учителями. Я до трёх лет совсем не ходил и не говорил ни слова, как не бились со мной родители в попытках научить меня чему-нибудь. Это потом уже в зрелом возрасте научился пить и курить, всяким бранным словам, а тогда...был болезненным рахитичным недоразвитым ребёнком после кесарева сечения. Выжил благодаря кислородным подушкам.

 Но нашёлся профессор Попов, который посоветовал завести в доме попугая и заверил мать и бабушку в том, что придёт время и я так заговорю, что сами рады не будете. Были у нас кошка и собака, но не говорящие. От них я научился только мяукать и лаять. Мне мать говорит: "Скажи мама, ма-ма", а я ей в ответ мяукну или залаю. По моим представлениям даже очень хорошо и не понимал, почему все так огорчаются.

Родители покупать попугая не стали, а водили меня к знакомым у которых имелся попугай ару ещё с дореволюционного старого режима. И представьте себе, меня научил говорить попугай! Самое удивительное , что попугаю было интересно общаться с таким идиотом, как я, он оживлялся, принимал важную позу и говорил мне, повторяя разные слова. Он понимал своё интеллектуальное превосходство надо мной и это его очень забавляло. Я думаю, что он вначале как бы мстил людям за то унижение, которое испытывала умная птица. когда её называли незаслуженно "попка-дурак" ещё при последнем царе.

Первыми моими словами и были: "Попка-дурак, попка-дурак!", которыми ару меня обзывал. И он был прав, полным дураком был я, а не попугай. На такие представления приходили посмотреть соседи. Ещё бы попугай учит ребёнка-недотёпу говорить! Постепенно, попугай привязался ко мне. ему нравились мои первые успехи в произношении слов. Но позже, я уже знал больше слов, чем было у попугая в запасе.

Птица стала впадать в депрессию, понимая. что ученик уже превзошёл учителя и вскоре околел. То ли от старости, а он действительно был очень стар, то ли хворь какая-то на него напала, а, может, от сознания того, что он уже выполнил свою главную миссию на земле, научив человека  человеческой речи... Мне было очень жаль птицу, когда я узнал о его печальной участи, но прощаться с ним, покойным, не пошёл исключительно по своей чрезмерной впечатлительности - хотел сохранить в памяти моего учителя только  живым и жизнерадостным. И вот, через три четверти века я написал о нём.

Удивительно то, что моя супруга. которой я ничего о попугае не рассказывал, всегда называла меня дураком, Никогда не могу её упросить прочитать даже то, что о ней написал в Инете, слышу одно и тоже: "Ну, что умного может написать дурак!" Говорю: "Прочитай, узнаешь..." Вы можете себе представить, что такую массу записей сделал на КОНТе, но она даже из любопытства простого ничего не прочитала, а только  говорит мне: "Жаль мне твоих читателей, что ты всякую лабуду им на уши вешаешь". То что я дурак,  с супругой не спорю и именно поэтому наш брак оказался столь долговременным - шесть десятилетий!

Белорусский писатель Александр Казакевич считает меня не столько дураком. сколько блаженным, и такая характеристика даже лестна мне. А топ-блогер Виолетта Крымская, уверенно идущая в первую полусотню элитных рейтинговых блогеров, часто в личке задаёт мне риторический вопрос: "Ты (или вы) дурак?", на что я ей неизменно отвечаю: "Ага!" И это позволяет нам сохранять хорошие отношения. Сделал для себя вывод - Виолетта слишком умных не любит, а дураков терпит. Каждому своё.

И в школе по шестой класс из-за плохой памяти очень плохо мне давалась учёба. Ещё и картавым был, левшой, а вегетарианцем и до сих пор остался. Но хватит о печальном, а то я от слёз воспоминаний уже и клавишей не вижу.

Предлагаю моим уважаемым читателям насладиться Хазановым в роли попки-дурака
(См. картинки и видео в https://cont.ws/@vita1chuk/737529)

Геннадий Хазанов "Попугай" (Попка-Дурак)

Примите мои искренние заверения в совершеннейшем к вам почтении, мои умные читатели. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!