От поля к полю русской славы

Александр Пырьев 3
  КОНЕЧНО, я был знаком с Андреем Семёновичем Попковым и до той самой памятной  поездки. По редакционному поручению я был «подсажен» в салон одного из комфортабельных автобусов с детьми, отправлявшихся на Белгородчину.
  Отличные машины ребятишкам выделили  химики нашего «Азота». Надо сказать, и другие спонсоры  постарались, чтобы в пути у детей было чем перекусить. Сердобольные родители снабдили своих чад «тормозками», и потому путешествие проходило при полном и сытном довольствии. 
 В головной машине эскорта за старшего был сам «дядя Андрей», одетый по причине жары в одну лишь тельняшку. В другом автобусе  командовал Вячеслав Говоров, внештатный помощник «жуковского» вожака и, как показало время, его будущий преемник. Ещё четверых родителей я в счёт не беру: по поведению своему они ничем от детворы не отличались – такой была весёлая и желанная для всех поездка. 
До Белгорода путь неблизкий. Прибыли поздно, но засветло по причине разгара лета. Какая-то зараза из нашего туристического бюро не передала в гостиницу заявку на группу в полсотни человек. Ночлег «обломался»! Сон в автобусных креслах  Андрей Семёнович отверг начисто.
Поехали до первой попавшейся школы. Попалась отличная с виду трёхэтажная, в три крыла, со спортивным и актовым залами.
Шустрый дедок в тельняшке скомандовал всем «сидеть» и пошёл отлавливать хоть кого-нибудь из школьных обитателей. Нашёл дядя Андрей сторожа. А тот - сам себе старикан и такой же ветеран войны -  поднял «по тревоге» директора. Эта очаровательная тётушка прибежала из дома прямо в халате и тапочках на босу ногу.
Никаких документов не предъявлял  ветеран Попков, только кивнул на два автобуса с детьми. Директриса скомандовала подчинённому дедочку,  своему ночному «директору»: «Отворяй ворота, Петрович!»
Дедуля отворил, проводил мальчиков и девочек в разные классы, тем и другим  показал «удобства» и распахнул двери кастелянной. «Здесь, - сказал, - возьмёте матрацы и сюда же утром принесёте».  На крылечке ветеран-сторож угостил ветерана-гостя махорочкой, с полчаса поболтали меж собою да и разошлись до утра. Утро наступило рано с визгом девчонок, с пацановским смехом, с ворчанием не выспавшихся водителей. 
Явилась теперь уже ухоженная гостеприимная хозяйка. С рассветом она успела поднять на ноги завуча по воспитательной работе. И представьте себе, в восемь (в восемь!) утра началась экскурсия для наших ребят по школьному музею истории Великой войны.
  Я не помню теперь по именам ни того директора, ни школьного завуча. Но помню, с каким интересом слушали эти обе профессиональные воспитательницы, педагоги рассказ Попкова и наших ребятишек о «жуковских» отрядах Новомосковска. Для них это было открытие! Это новинка! Андрей Семёнович, знаю, ещё некоторое время переписывался с той школой, пока не открыли коллеги в своём учебном заведении первый отряд с именем Маршала Победы. 
 Лет, наверное, около двадцати прошло с той поры. Спрашиваю себя иногда: «А вот сейчас способен школьный директор огромного мегаполиса принять без документов, без гарантий, даже без презента такую ораву ребятишек? И нужны ли нынешним педагогам  такие бдения на рассвете ради какой-то новинки в деле воспитания детей и юношества? Не знаю, где и как к этому относятся, но в городах, познавших ужасы вражеской оккупации, наверное, остаются верные идеям патриотизма работники просвещения и образования. О ветеранах великой сечи на полях  Второй мировой войны я и говорить не должен. Это - братья по крови, по духу, по времени и цели жизни.
  Как и у нас  под Тулой, во время Великой Отечественной войны в окрестностях Белгорода шли бои. Город был дважды оккупирован немцами. Когда же кончилась война, то город был очень сильно разрушен. В честь освобождения Белгорода и Орла от немецких войск 5 августа 1943 года был дан салют в Москве. С тех пор Белгород называется городом первого салюта, а 5  августа празднуется как День города.
Самый большой памятник - это музей "Диорама".  Вот так белгородцы чтят память о своих освободителях.  В дни нашествия фашисты расстреляли мирных жителей,  женщин, стариков и детей. В память об этом открыт монумент в парке Победы. Мы ходили   туда и возлагали цветы. Горожане  рядом построили часовню, где люди молятся о погибших. После войны жители построили новый красивый и светлый город,  в котором теперь  живут.
  О Прохоровском поле можно и не рассказывать. Это одно из признанных Полей славы русского оружия. Крупнейшее в истории танковое сражение под Белгородом – это и есть Поле героизма. Знавала Русь еще Бородино, второе Поле русской славы.  Наши «жуковцы», помню, в то самое утро на встрече в музее рядовой белгородской школы с гордостью сообщили, что прибыли в гости с первого Поля русской славы – с Куликова поля.