Эпизод из 1993-го

Касатка Тата
Эпизод из тех октябрьских дней…  Как же быстро летит время,  даже не верится, 25 лет уже с тех событий, а как вчера.  А то,  что творилось тогда  НА  САМОМ  ДЕЛЕ,  узнаём мы постепенно и понимаем только сейчас...  По статьям,  по честным воспоминаниям очевидцев и самих защитников Белого Дома...  А тогда…  Тогда, похоже,  никто ничего не понимал.

И вот что приключилось со мной.  У меня ж 3 октября день рожденья!  Ну,  свои дела,  своя суета,  подготовка,  магазины,  то-сё,  как-то не до событий было,  собирались с друзьями праздновать у сестры (она недалеко живёт).
Я - ни сном, ни духом,  молодая,  аполитичная…  Нет, ну видела что-то там по ТВ, не понимая, по большому счёту, сути происходящего, краем уха что-то слышала про комендантский час, мама звонит, вопит в трубку типа сиди дома, никуда не выходи, пообещай мне, что никуда не выйдешь... Пообещала.
И вышла.
Посидели мы шикарно у сестры, поели, повеселились, собрались с друзьями и мужем моим часам к одиннадцати к нам переместиться, пешком, там рядом. Идём по дворам, поём, смеёмся, весёлые такие, по направлению к улице, вот она уже видна... Народу никого, пустынно как-то... Странно. Вдруг слышим - стрельба вроде. А впереди мужик бежит, прямо в нашу сторону, прямо на нас, что-то подмышкой тащит, а за ним ребятки в камуфляже, орут "стоять, стоять" и стреляют на ходу... Ууууужас... Мы прям оцепенели. Это сейчас, может, и ничего такое увидеть, а тогда, в привычной тихо-мирной жизни... Кто-то из моих друзей крикнул типа - ребят, давайте в кусты от греха! Мы в едином порыве впрыгнули куда-то в сторону, в кусты, в темноту, мужик с ребятками пронеслись мимо... Фуууу...
Ну чё-то как-то стало страшно. Реально. Начало доходить - комендантский час не шуточки, дело серьёзное.
Сидим, решаем, что делать. А что делать? Понятное дело, пробираться дворами-буераками домой... Слава богу, всё здесь своё, каждый камушек известен... Да ещё прикинули, если здесь есть один пост, значит, хотя бы на определённом небольшом расстоянии, по идее, не должно быть второго. А вдоль этой улочки такая вроде аллейка тянется, край парка, ну мы и пошли на полусогнутых, от дерева к дереву, пока можно было... Добрались до центральной улицы, аллейка кончилась, вот он уже мой дом виден, практически напротив... только улицу на ту сторону перейти... Засели на краю аллейки, сидим, оглядываемся... Ну кино и немцы. Вроде никого не видно. Перекрёсток, фонари, тишина... Решили преодолевать улицу бегом, быстренько рвануть, а там уж, на той спасительной стороне, мои дворы начинаются, гаражи, темнота...
Эх, была ни была, выскакиваем, бежим, как сумасшедшие, мужика вспоминаем, страшно жеж...
И вдруг... Не, ребят, ну правда мороз по коже - слышим, окрик сзади - "Стоять!"
А-а-а!!! Мама! Чё делать-то? Кто-то сказал - "Бежим, бежим!" Ну бежим, а сзади - "Стоять, стрелять буду!"
И щелчок затвора... Ну тут мы все резко остановились. Всё. Приехали. Это называется - ничего себе отпраздновали день рожденья. Ща все дружно в кутузку поедем...
Слышим - "Руки зА голову..." Ну чё, зА голову, так зА голову, мы послушные... Подходят суровые ребята в камуфляже, оружие наперевес... "Ваши документы..." Хорошо ещё у всех по случайности были паспорта. А у нас у одного друга ещё и гитара на плече в чехле... Оччччень подозрительно. Суровые парни проверили паспорта, проверили гитару, сумку мою, мужиков общупали... Бррр... Засадили нас в автобус, спрашивают, почему, мол, в комендантский час на улице находимся?
Ну тут я как заверещу - "Ой, мальчики, отпустите, у меня сегодня день рожденья, от сестры идём, вон на той стороне мой дом уже, ой, мы про комендантский час ничего не знаем, второй день празднуем..."
Они - "Да ладно врать-то, день рожденья у неё, сейчас в отделение поедем..." А я - "Ну посмотрите в паспорте!" Парень паспорт открывает, смотрит... "Действительно, день рожденья, надо же." А я, форсируя момент, не дав опомниться - "А хотите я вам песню спою? Серёг, дай гитару!" Они такие - "Ну давай."
И понеслось. А я ж пою, так пою! "Я в весеннем лесу пил берёзовый сок..." Ребята подпевают. "Любо, братцы, любо, любо, братцы,жить..." Подпевают. "Только бурка казаку во степи подруга-а-а..."
подобрели ребятки. Уже больше не суровые. "Ладно, - говорят, - отпустим мы вас, так и быть." И мне - "Девушка, а у нас для вас подарок есть! Откройте сумку." И ссыпают мне в сумку горстку патронов.
Ничего себе. Спасибо, конечно....
Отпустили нас, короче. Идём с прямыми спинами, такие обалдевшие, тут один мой друг говорит - "Блин, Тань, если нас сейчас ещё один патруль остановит - у тебя ж в сумке боеприпасы! Всё, тогда точно хана." Ха-ха. Смешно. А у нас от этих слов мурашки... Друг говорит - "Выбрось!"
Ну как выбрось, ну в кои веки, ну жалко жеж...
Не выбросила.
Потом ребята, дураки, дома эти патроны поджигали, как пистоны типа, развлекались... Но один остался! До сих пор храню, друзьям показываю...
Кому этот эпизод рассказываю, мне часто не верят, говорят - не могло такого быть, у них каждый патрон по отчёту. А вот было! Очевидно, в тот напряжённый период, патроны не считали...


2017