Село подняли, а крестьянина забыли?

Андрей Бухаров
Село подняли, а крестьянина забыли?
Автор А.В. Бухаров, изобретатель, лауреат ВДНХ СССР

Льноводство мы будем  поднимать сталинскими методами…
(А.Г. Лукашенко Президент Республики Беларусь)

Сталин и его эпоха. Время великих свершений и неис-числимых жертв.  Время крушения Российской империи и становления первого в мире государства рабочих и крестьян.  Эпоха Сталина, а это  половина советской истории (1924-1960 годы), началась с разрухи и голода, а закончилась  полетами  советских кораблей в космос и созданием мировой социали-стической системы.
В последнее время стало модно Сталина и советскую власть ругать, но всегда ли эта критика конструктивна?
Особым «пунктом» среди обвинений в адрес Сталина выделяется уничтожение крестьянства и интеллигенции.
Бытует мнение, что Россия была страной «аграрного благополучия»,  где с отменой крепостного права все крестья-не стали  вполне зажиточными «вольными хлеборобами», а Сталин их «загнал» в колхозы и обобрал до нитки.  Что же ка-сается дворянства, то со слов многих «историков» выходит, что принадлежность к этому сословию была равносильна смертному приговору.
Насчет «зажиточности» российского и белорусского крестьянина в досоветский период много писали. Писал Не-красов, писал Короленко, Горький, Якуб Колас, а Лев Толстой, не только писал, но и постоянно работал в многочисленных комиссиях помощи голодающим. Россия, как это ни странно, голодала и до большевиков, причем голодала систематически. Причиной тому была низкая культура сельского хозяйства, безземелье и безденежье основной массы крестьянства,   пренебрежительное отношение властей не только к нуждам простых крестьян, но и  к представителям аграрной науки.
Характерный пример,  Иван Владимирович Мичурин (1855-1935) – всемирно известный основоположник   научной селекции плодовых, ягодных и других культур. Начав с пи-томника на арендованных пяти сотках земли он добился вели-колепных результатов, уже в 1898 году, на съезде канадских фермеров было особо отмечено, что единственный сорт че-решни, перенесший суровую зиму, была черешня выведенная в России, «профессиональным дилетантом», не имеющим сельскохозяйственного образования  Иваном Владимирови-чем Мичуриным.
Царская  администрация, после очередного громкого успеха Мичурина, командировала в Козлов (ныне Мичу-ринск), чиновника для вручения ему медали «За сельскохо-зяйственные достижения», прибыв на место, тот принял Ивана Владимировича, к слову, дворянина,  за сторожа, так как тот был одет более чем «скромно».  Впрочем, больше царская власть его «не беспокоила»….
А вот власть советская работы Мичурина всячески под-держивала  «...Едва только окончилась гражданская война,- писал Мичурин,- как на мои работы обратил внимание не кто иной, как светлой памяти Владимир Ильич Ленин». Уже в 1920 В. И. Ленин дал указание наркому земледелия С. П. Се-реде об организации изучения научных работ и практических  достижений Мичурина. По поручению В. И. Ленина в сентябре  1922 года его «частное хозяйство»  посетил председатель ВЦИК М. И. Калинин. 20 ноября  1923 года Совнарком РСФСР признал опытный питомник Мичурина  учреждением, имеющим государственное  значение. В 1928 году, на базе мичуринского питомника была организована селекционно – генетическая станция плодово – ягодных культур, которая в 1934 году была реорганизована в Центральную генетическую лабораторию имени И.В. Мичурина.
В 1932 году город Козлов, в ознаменование заслуг Ива-на Владимировича Мичурина перед аграрной наукой и народ-ным хозяйством СССР,  был переименован в Мичуринск. 
Вот так при Сталине «уничтожали» частную  инициати-ву дворянства и прочей интеллигенции в сельском хозяйстве.
Мой дед Гаврилов (Бухарин) Петр Архипович (1902-1982), имел к льноводству непосредственное отношение, так как родился в семье крестьянина – середняка из чувашской деревни Кильдюшево Сарапульского уезда Вятской губернии, где лен выращивался очень давно, перерабатывался в хозяйст-вах повсеместно  и с хорошей прибылью продавался на яр-марках.
Быть бы ему крестьянином всю свою жизнь, но рево-люция и гражданская война внесла в его биографию сущест-венные коррективы.
В возрасте 15 лет, имея образование 4 класса  церковно-приходской школы, он поступил на службу в сплавную кон-тору в городе Сарапул, откуда неоднократно по Каме и Волге в составе бригады сплавщиков доставлял плоты леса в Цари-цын (нынешний Волгоград). В начале 20х годов, некоторое время служил в милиции, а потом по поручению партии был направлен на хозяйственную работу – уполномоченным по заготовке льна.  После окончания в Ленинграде кратковре-менных курсов, дед, согласно выданной ему в Москве дове-ренности, был уполномочен закупать у крестьян лен на терри-тории от Полярного Урала до Северного Казахстана и отправ-лять его по железной дороге на текстильные предприятия.
Полномочия его были подкреплены «офисным обору-дованием», а именно, металлическим ящиком для денег, вин-товкой системы Мосина и пистолетом системы Нагана.  Штат «конторы» поначалу  состоял из моей бабушки Федосии Аб-рамовны, которая еще в дореволюционный период, несмотря на полную неграмотность  работала в сарапульском банке «офис менеджером» - мыла полы и топила печку, а также вы-полняла прочие «банковские»  работы.
Начало «льнозаготовительной»  деятельности, как и всякое новое дело,  было не только не простым, но порой и опасным, так как охотников до казенных денег  всегда было в достатке, стрелять правда не приходилось, но однажды ба-бушке пришлось таки взять в руки винтовку и дослать патрон в патронник, что имело положительный результат, больше расхитители социалистической собственности к денежному ящику не стремились. 
До образования колхозов, закупка льна осуществлялась в частных хозяйствах, и надо сказать не безуспешно, для  тю-ковки льна дед изготовил приспособление, позволяющее су-щественно сокращать транспортные расходы, в результате,  за хорошую работу,  в начале 30х,  дед был премирован велоси-педом, что в то время было весьма ценным подарком. 
В 1937, ставшим для многих роковым,  году, по наду-манным обвинениям, в том числе и в том, что он заставлял ра-ботать в дождь,  деда посадили, однако в 1938 году все обви-нения с него были сняты и ему предложили должность на-чальника Свердловской областной конторы «Заготзерно»,  от которой он вскоре отказался, решив, что должность бригадира плотников на строительстве колхозных скотных дворов ему, гораздо ближе и понятнее.
Почему у нас, несмотря на очевидную выгоду от выра-щивания льна, промышленности его недостает, почему мой дед, имея 4 класса образования, с минимальными средствами  преуспел в льнозаготовках, а нынешняя «агромашина» при огромных вложениях и целой армии высокообразованных специалистов «буксует»?
- Видимо упущено у нас одно очень важное, если не сказать главное,  звено сельского хозяйства, а именно кресть-янин.
Лен, как никакая другая культура, требует «хозяйского глаза», но где этих глаз взять, если у нас в сельском хозяйстве сегодня занято всего  272343 человека, тогда как в 1990 году их было в четыре раз больше  - 1067800.
И какой из «сталинских методов» наилучшим образом подходит для производства льна?
Может быть стоит ввести институт «уполномоченных», снабдить их достаточными деньгами, а еще лучше товарами, необходимыми на селе, да и организовать закупку льна в лич-ных подсобных хозяйствах?
Мне возразят, какие подсобные хозяйства, если у нас теперь всюду агрогородки, где и сараев то уже нет, кругом асфальт и городские удобства.
Значит, для пользы дела, нужно поддержать частную инициативу, нарезать всем желающим, по примеру России, по гектару земли, но с обязательным условием – сдачи некоторо-го количества льна в заготконтору, тогда глядишь,  и снимется проблема. Скажу более, у нас и хлопок рассадным способом можно выращивать, а это гораздо выгоднее чем выращивать лен.
Есть опасения, что не пойдут люди на землю – отвыкли от крестьянского  труда, проблемы с транспортом, с деньгами и  так далее.
     А для чего у нас существует система профессионально-го образования, телевидение, интернет, сегодня можно не вы-ходя из дома выучиться чему угодно, а чтобы не опускались руки, можно для начала и на шести сотках потренироваться, а там и дело пойдет. При Сталине таких возможностей не было,  зато пропаганда и агитация работали очень хорошо.  Где сего-дня наши пропагандисты и агитаторы?  Чем они сегодня заня-ты?  Может стоит им льном заняться вместо рекламы туалет-ной бумаги и лотерейных билетов?
 Где сегодня наша наука?  Где наши «мичурины», по-чему их не видно и не слышно?
Задача поставленная Президентом страны по производству льна будет выполнена, если каждый  белорусский кре-стьянин с помощью интеллигенции перестанет «спать в шапку», и займется привычным ему делом – ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ, а местные власти ему в этом помогут.