Э. Э. Шмитт и Ж. Бизе

Лина Гаврилова
Я видел, как Шмитт в Петербурге читал свое эссе о творчестве Бизе, которое в локализации получило название «Тайна Кармен» Ж. Бизе». С беллетристической подвижностью Шмитт осуждает юного композитора, который посреди безделушек вдруг создал шедевр, но не смог справиться со своей бытовой жизнью и погиб. В первую очередь меня зацепила музыкальная глубина чувствования. Шмитт проводил не просто историко-музыковедческий анализ произведений Бизе, но переводил его в емкие, драматические образы. И вот Бетховен. Эссе о нем написано ранее, но оно гораздо мощнее в этом аспекте. Впрочем, и материал для того более мощный. Шмитт разбирает фактуру сочинений Бетховена, читает их философскую суть. И учит читать своих читателей. Прием прост – писатель связывает отдельные произведения с эпизодами своей жизни. Это такой дневник-воспоминание о своей творческой жизни, в которую вторгается со своими посланиями Бетховен. Шмитт на первый взгляд подает эти послания как нечто личное, адресованное именно ему – от первых уроков музыки до случайных встреч, будучи уже известным и успешным человеком. Но удивленно и страстно рассматривая музыку, Шмитт лукаво заставляет и читателя примирять эмоции на себя. А в результате получить простое знание о том, как любить свою жизнь, принимать ее. Быть оптимистом. И этому учит, как ни парадоксально, тяжелая, выстраданная музыка Бетховена. Потому что он верит в человека. Поверим и мы. Хотя бы в личность.

Сергей Козлов
30 сен 2017 в 11:08 к записи Я сейчас читаю...
--------------------------------------------------

С 9 по 14 ноября 2014  прошел в Петербурге фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге», организованный Молодёжным театром на Фонтанке.