Кто же сделал Германию великой державой?

Александр Ресин
Среди многих причин,  которые способствовали  процветанию и росту могущества Германии одним из основных способствовавших росту населения и развитию  современной промышленности были, уж не удивляйтесь уважаемые читатели, обыкновенные  бакланы.Ну правда с помощью одного ученого.

Да да  именно бакланы. Чтобы доказать это, придется рассказать историю становления Германии  подробно.

Сейчас, когда Германия снова стала самым мощным и процветающим государством в Европе,мало кто вспоминает, что современная Германия очень молодое государство  и  как федерация образовалась в 1871 году когда  была провозглашена Вторая Германская империя. Она была объявлена «вечным союзом», в который вошли 25 государств с различным политическим статусом: 4 королевства, 6 великих герцогств, 5 герцогств, 7 княжеств, 3 вольных города (Гамбург, Бремен и Любек), а также имеющая особый статус Эльзас-Лотарингия, отторгнутая у Франции.

Центральным, наиболее мощным из этих 25  государств была Пруссия, чей король и стал германским императором. До этого в начале XIX в. Германия состояла из 300 княжеств, номинально объединенных в "Священную Римскую империю германской нации", каждое из которых имело свою систему управления и законодательство.

Германские княжества были бедны в силу многих причин как природных ,так и особенностей экономики . Это вызывало  массовую иммиграцию населения в том числе  в Россию. После окончания Тридцатилетней войны с середины XVII в. в Германии наблюдается заметный рост населения: 1650 г. – 10 млн. человек, 1750 – 16 млн., 1816 – 23 млн., 1850 – 35 млн. человек. В результате в немецкой деревне наблюдается дробление земельных наделов, в регионах частичного (partible) наследования, т.е. земля, делилась между всеми основными наследниками. В качестве примера можно привести такой факт: в 1840-х гг. в одной из рейнских деревень насчитывалось всего 12 участков по 20 акров и более, 20 наделов по 10-20 акров, 41 по 5-10 акров, 142 надела по 5 акров и 163 участка менее чем по 1 акру земли . Один 1 акр равен 0,405 гектара.

Н. Славинский указывал , что «недостаток земли и истощение почвы» в Германии, как  основные причины эмиграции . Крестьяне целыми деревнями продавали свои земли» и покидали Германию Так к 1821 г. крестьяне Бранденбурга и Восточной Пруссии уступили ; своих земель юнкерству.

Система «справедливого» (impartible) наследования тоже способствовала эмиграции т.к. основную собственность получал один наследник, остальные же стремились «улучшить свое положение за границей». Неурожаи, вызывавшие голод, не были редки в Германии. Например, 1816 г. являлся кульминационным моментом целого ряда неурожайных лет, и профессор медицины Й. Аутенрих даже опубликовал книгу «Полное введение в приготовление хлеба из древесины» . Подобная же ситуация повторилась и в 1845-1847 гг.

Изменения в промышленности также способствовали эмиграции из Германии. После 1815 г. германские княжества оказались наводнены более дешевыми английскими фабричными товарами , что способствовало разорению местных ремесленников. Особенно пострадали немецкие ткачи: их заработная плата в 1817 г. уменьшилась на половину по сравнению с уровнем 1815 г. . В 1844 г. по этой же причине вспыхнуло восстание в Силезии . Кроме того, в самой Германии в 30-е годы начинается промышленный переворот; его пик приходится на 50-е – 60-е годы, а завершение датируется 70 – 80-ми годами XIX в.

Кроме боязни  нищеты,иммиграции способствовало  еще  и стремлении избежать нападений врагов на незащищенные границы государств  и мелкой тирании своих абсолютно неограниченных монархов. Например, в ходе войны за независимость  США ландграф Гессенский продал армии Великобритании за 2,8 млн. ф. ст. 17 000 своих подданных. Из них по разным оценкам от 5 000 до 10 000 остались в Северной Америке. Уже  во время гражданской войны Севера и Юга в США на стороне  Севера воевали 516 тысяч немцев.

Безусловно, военные действия способствовали эмиграции из германских княжеств. В 1764 г. российский посол Мусин-Пушкин в своих донесениях указывал на значительное количество «разоренных войной германских мест»

И вдруг ситуация резко меняется ,Германия  начинает богатеть, быстрыми темпами растет сельское хозяйство и промышленность, уменьшается иммиграция .
Значительно улучшилась агрокультура: было введен севооборот, повышено качество обработки земли. Посевы зерновых дополняли кормовые и технические культуры. В Померании и Бранденбурге, где преобладали песчаные грунты, расширили площади под картофель, которую использовали для производства спирта - важного экспортного товара страны. По сбору картофеля и сахарной свеклы Германия во второй половине XIX в. заняла первое место в мире. Укрепление кормовой базы способствовало развитию скотоводства, особенно молочного животноводства. В хозяйствах помещиков и гросбауеров начали широко использовать сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения.

Так что подтолкнуло хозяйство Германии  и что способствовало росту урожайности и соответсвенно росту населения ?

В первую очередь это было гуано, то есть птичий помет, который стали экспортировать из Перу. Александр  Гумбольдт во время своей экспедиции в Америку обнаружил, что местными индейцами используется  гуано как удобрения, залежи которого находились близ Кальяо.

Наслоения экскрементов птиц,  к началу их промышленной разработки достигали в толщину 75 метров. На одном квадратном километре залегало приблизительно 2 миллиона тонн высококачественного естественного удобрения. Почти 35 миллионов птиц, съедающие ежедневно 1000 тонн рыбы, наваливали горы помета. Подсчитано, что ежегодно в этом районе океана  образуется около миллиарда тонн живой массы. Это невообразимое количество планктона поедают не менее бесчисленные у перуанских берегов мелкие рыбки - анчоусы. Спасаясь от постоянной угрозы нападения снизу хищных рыб, они держатся так близко к поверхности, что становятся легкой добычей птиц.Считают, что ежегодно около 20 миллионов тонн анчоусов идет на прокорм крылатых рыбаков.На небольших островах вблизи побережья, общее количество гнездящихся веслоногих птиц сейчас определяется цифрой примерно 35 млн.

Цифры настолько фантастические, что их трудно вообразить. Около 85 процентов гуано дают бакланы, на долю олуш приходится процентов 10 и около 5 процентов - заслуга пеликанов. Доля других видов в производстве гуано ничтожна.

Уже древние жители Перу, инки, задолго до прихода европейцев знали, каким ценным удобрением для полей является старый, превратившийся в камень птичий помет. Свободная разработка гуано и даже просто посещение островов непосвященными были запрещены под страхом смерти.

В 1609 испанский конкистадор Гарсиласо де ла Вега написал книгу "Comentarios Reales", в которой он описал многие методы ведения сельского хозяйства у инков до прихода испанцев в Южную Америку. Именно в этой книге он впервые упомянул о том, что инки, в отсутствие у них коров и лошадей, использовали в качестве высокоэффективного удобрения окаменевший помёт птиц, который они добывали в местах их гнездовий.

Де ла Вега описал, что инки массово собирают гуано на побережье, а потом перевозят его в горы, где и удобряют им делянки. К сожалению никто не обратил внимания на эту книгу  и лишь Александр Гумбольт  смог убедить  европейцев в пользе гуано.

Привезенные в Европу Гумбольтом образцы позволили не только определить химический состав гуано, но и проверить, что гуано так же сильно повышает производительность и уже истощенных многовековым возделыванием европейских почв. Пруссия стала крупнейшим импортером гуано из Перу, перуанские удобрения резко подняли товарность сельского хозяйства Пруссии .Международная торговля в гуано начинались  после 1840 года. Уже в 1856 году было вывезено 50 000 тонн,к  1880-м годам рынок международный рынок гуано уже исчислялся десятками тысяч тонн в год. За сорок лет Перу экспортировала 13 млн тонн гуано на сумму, которая в пересчете на нынешние деньги составляла около 13 млрд долларов.

Гуано было гораздо легче вносить на поля, это уже было, в отличии от навоза, почти что готовое и хорошо сбалансированное комплексное удобрение. О качестве гуано, как удобрении говорит тот факт, что ,когда перуанцы стали применять его у себя в стране результаты были поразительны. В то время как в Египте, ранее занимавшем одно из первых мест по производству хлопка, с гектара в год собирали по 70 килограммов хлопка, в Перу на скудных, искусственно орошаемых пустынных почвах смогли получить в пять раз более высокие урожаи! Благодаря этому удобрению тощие почвы Перу дают теперь урожай хлопка свыше 320 кг с га, тогда как, например, в Луизиане (США) урожай хлопка составляет только 55 кг с га.С удобренных гуано овощных полей в Перу стали собирать  по три урожая в год.

К началу ХХ века запасы гуано были почти полностью исчерпаны, однако к этому моменты мир уже открыл для себя способ получения суперфосфата, а немецкий химик Фриц Габер открыл способ получения аммиака из атмосферного азота. Между 1905 и 1908 годами, он разработал каталитический синтеза аммиака. Промышленник Карл Бош смог потом найти метод, который позволил производить аммиак для массового потребления. Методы Габера-Боша легли в основу производства синтетических азотных удобрений.

В Германии были открыты залежи калийных солей, что дало толчок зарождению науки агрохимии. В 1840 г. немецкий химик Ю. Либих опубликовал работу, которая и заложила основы науки о минеральные удобрения. Его открытие сравнивали с изобретением парового двигателя и динамо-машины в промышленности. Очень быстро Германия стала мировым поставщиком минеральных удобрений. Производство калийных удобрений в промышленном масштабе было связано с открытием природных залежей калийных солей в Германии (1861 г.). В то время Германия была единственным поставщиком калийных солей на мировом рынке.

Таким образом экспедиция Гумбольдта  прямо повлияла и на то, что Пруссия стала ведущей державой Европы и центром объединения Германии, подняв ее экономическую мощь. Даже истощение запасов гуано после 1850 года имело свой позитивный эффект, дав толчок разработке и созданию химических удобрений, которые потянули за собой всю химическую промышленность Германии и сделали ее к началу XX века химико-технологической сверхдержавой мира.

Такова история влияния птичьего помета, на становление  одной из наиболее мощных современных экономик мира.